Альбрехт Дюрер "Меланхолия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 15:30, реферат

Краткое описание

Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма – течения общественной мысли, которое зародилось в 14 веке в Италии, а затем распространилось в других странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

Оглавление

Северное Возрождение
Биография
Анализ картины
Техника
Музеи
Трудности при копировании

Файлы: 1 файл

РАБОТА.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

      Оглавление

  1. Северное Возрождение
  2. Биография
  3. Анализ картины
  4. Техника
  5. Музеи
  6. Трудности при копировании
  7. Литература
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Северное  Возрождение

     Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма  – течения общественной мысли, которое  зародилось в 14 веке в Италии, а затем распространилось в других странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой которого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий неограниченными духовными и творческими возможностями.

     Гуманистов  вдохновляла античность, служившая  для них источником знаний и образцом художественного творчества. Она воспринималась как высшее совершенство, тогда как искусство средних веков казалось неумелым, варварским. Возникший в 16 веке термин «Возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего классическую древность, античную культуру. Тем не менее искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве.

     Искусство Возрождения заложило основы культуры Нового времени. Все основные виды искусства – живопись, графика, скульптура, архитектура – чрезвычайно изменились. Живопись обогатилась линейной и воздушной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционно религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Возникла живопись масляными красками.

     Деятельность  художников была в то время на редкость многообразной. Поразительна универсальная  одаренность мастеров ренессанса – они часто работали в области архитектуры, скульптуры, живописи, графики, совмещали увлечение литературой и философией с изучением точных наук.

     Колыбелью искусства эпох Возрождения была Италия. Потому по традиции, говоря о  северном Возрождении, подразумевают Искусство стран Северной Европы, зародившееся под влиянием Италии.

     Готическое  искусство было той почвой, на которой  дали всходы семена Северного Возрождения. Поэтому в севеной Европе на становление новой культуры наибольшее влияние оказало не античное наследие, а христианство. Считалось, что образ Бога яснее всего запечатлен в окружающем мире, поэтому предметом внимания североевропейских художников сделались небеса и солнечный свет, вода и камни, растения и животные, сам человек, его жилище и все творения рук человеческих. В любом предмете, наделенном символическим значением, воплощалось сложное богословское понятие, скрывалось что-то великое. В искусстве северной Европы человек – не вершина творения (как в итальянском Возрождении), а лишь одно из многочисленных свидетельств всемогущества Творца.

     В Германии художественные открытия итальянского Ренессанса приживались трудно. Это был период ломки старого общества, религиозных движений и крестьянских войн. Немецкие мастера не собирались слепо следовать советам иноземных учителей. Античность была для них скорее пищей для фантазии, чем источником вдохновения. Основной темой искусства Германии по-прежнему, как и в Средневековье, была попытка в зримых образах воплотить христианский идеал, становившийся знаменем борьбы против безнравственности и корыстолюбия. 

    1. Альбрехт  Дюрер

     Самым ярким представителем искусства  Германии эпохи Возрождения был  Альбрехт Дюрер. Живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был первым художником в Германии, который стал изучать математику и механику, строительное и фортификационное дело; он первый в Германии пытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций; он был единственным немецким художником 16 века, оставившим после себя литературное наследие. Необычайная художественность, широта интересов, разносторонность знаний позволяют поставить Альбрехта Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.

     Творческое  развитие и деятельность Дюрера протекали в особых условиях северного Возрождения, в те годы, когда Германию сотрясали бурные социальные и политические события. Они были проявлением различных форм антифеодальной борьбы, борьбы за обновление церкви и религии, за создание единого немецкого государства, за освобождение человека от феодального гнета и пут средневекового мышления. Это широкое движение получило название Реформации. Реформация способствовала подъему всех прогрессивных сил в стране и одновременно с этим - яркому расцвету искусства.

     Восприняв идеи гуманистов, овладев достижениями итальянского Ренессанса (он дважды посетил  Италию в 1494-1495 и 1505-1507 гг.), Дюрер выразил  сложный мир людей, живущих на грани двух эпох. Его искусство  очень противоречиво: научное познание сочетается с повышенной эмоциональностью и субъективностью, просвещенный гуманизм –  с мистикой, атеизм – со страстной верой.

     Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном  центре немецкого гуманизма. Его  художественное дарование, деловые  качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера - выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

     Дюрер был проницательным исследователем природы и горячим приверженцем итальянской (ренессансной) теории искусства, однако в его творчестве проявились многие черты средневекового мистицизма. Дюрер с увлечением рассказывал о своей жизни: в семейной хронике, в дневнике, письмах личного характера. Автопортреты Дюрера, еще более, чем его собственные слова, обнаруживают постоянное стремление к самопознанию и формированию собственной личности. Первый автопортрет художник создал в возрасте тринадцати лет. На этом рисунке серебряным карандашом он предстает тонким чувствительным юношей. В таком же ключе Дюрер изобразил себя на очень камерном по характеру "Автопортрете с гвоздикой" (1493). Здесь ему 22 года. На мадридском "Автопортрете" (1498) Дюрер предстает преуспевающим человеком. В этом портрете нашел отражение ренессансный подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким интеллектуальным и профессиональным статусом. В 1500 году эти тенденции достигают кульминации в "Автопортрете в образе Христа". Здесь самолюбование мастера, заметное в его более ранних автопортретах, сменяется трезвой прямотой. Фигура строго фронтальна, глаза приковывают внимание, тона карнации дополнены разнообразными оттенками коричневого, фон темный. В этом произведении Дюрер, очевидно, стремился передать мысль, что художник, подобно Богу, является творцом.

     В 1494 году, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных  акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

     Вернувшись  в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики  изготавливали ксилографии. Печатая  значительное количество оттисков, Дюрер  с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве "Апокалипсис". В это время слава Дюрера, которому с 1496 года покровительствовал курфюрст Саксонский Фридрих, распространилась по всей Европе.

     В 1503-1504 годах Дюрер создает замечательные  акварельные этюды животных и  растений, из которых наиболее знаменит "Большой кусок дерна" (1503). Написанные различными оттенками зеленого, растения изображены с непревзойденной тщательностью и точностью.

     Исполненная в 1504 году гравюра "Адам и Ева" отличается монументальностью и  классицизирующими тенденциями. Обе  фигуры - плод исследований пропорций  человеческого тела, занимавших Дюрера в течение всей жизни. Здесь впервые обнаруживается интерес художника к обнаженному телу, которое Дюрер передает с большим знанием, точно и правдиво, выбирая в первую очередь некрасивое и характерное. Теперь художник обратился к гравюре на металле, дававшей возможность оперировать более тонкими и гибкими линиями, чем те, которые могут быть получены в технике ксилографии.

     В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер  снова приехал в Венецию. Отношение Дюрера к Венеции было двойственным. Для него этот город был одновременно и притоном мошенников и воров, и местом "где я - господин, в то время как дома - всего лишь паразит". В алтарном образе для немецкой церкви в Риальто "Праздник четок" (1506) Дюрер использовал традиционную итальянскую иконографию sacra conversazione (Мадонна на троне с предстоящими ей святыми по сторонам).

     Вернувшись  в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место  занимают картины. Дюрера, по-видимому, не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато (туманная мягкость очертаний в живописи), и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Для этого периода характерны такие картины, как "Адам и Ева" (1507). Гибкие тела удлиненных пропорций со слабовыраженными признаками пола, помещенные на темном фоне, более грациозны, чем Адам и Ева на гравюре 1504 года. В 1508 году для доминиканской церкви во Франкфурте Дюрер написал большой образ "Успение Богоматери" (не сохранился и известен лишь по копиям). В его композиции отразилось влияние итальянских двухъярусных изображений Вознесения Богоматери. Благодаря использованию этой схемы мастеру удалось достичь поразительной монументальности образа. В 1511 году по заказу купца Маттеуса Ландауера Дюрер написал "Поклонение Троице". Живопись жесткая и сухая, сверкающие краски кажутся почти металлическими, твердые и плотные формы контрастируют с мягкостью пейзажа и облаков.

     Если  в 1507-1511 годах Дюрер в основном занимался живописью, то 1511-1514 годы были посвящены преимущественно гравюре. Он выпустил второе издание "Апокалипсиса", цикл из двадцати гравюр на дереве "Жизнь Марии", двенадцать гравюр серии "Большие Страсти" и тридцать семь гравюр на тот же сюжет - "Малые Страсти". В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее, как, например, в гравюрах "Взятие Христа под стражу" (серия "Большие страсти") и "Четыре всадника Апокалипсиса". В 1512 году Дюрер выпустил третью серию гравюр "Страсти" изысканных и утонченных по исполнению.

     Помимо  серий своих основных графических  произведений, Дюрер работал также  над отдельными листами на религиозные  темы, над изображениями святых и  апостолов. При этом он ориентировался на самую широкую аудиторию, и таким образом опередил попытки реформаторов сделать священное писание доступным для народа. Еще до того, как Лютер, крупнейший деятель Реформации, заново перевел Библию на немецкий язык, Дюрер переложил ее отдельные легенды на общедоступный язык картинок. В этом одна из причин популярности его гравюр среди современников.

     Гравюры эти, даже в тех случаях, когда  они содержат религиозные, мифологические или аллегорические сюжеты, в первую очередь представляют собой жанровые сцены с ярко выраженным локальным характером. Во всех них присутствует современный Дюреру живой человек, нередко крестьянского типа, с характерным, выразительным лицом, одетый в костюм того времени и окруженный точно переданной обстановкой или ландшафтом определенной местности. Большое место уделено бытовым деталям.

     1513-1514 гг. стали для Дюрера временем  высшего творческого подъема.  В этот период он создал  три свои самые знаменитые гравюры на меди: «Рыцарь, Смерть и Дьявол», «Св. Иероним в аелье» и «Меланхолия I», вошедших в историю живописи под названием «Мастерские гравюры». Однако гравюры не являются серией в полном смысле этого слова. Они воплощают представления того времени  о различных сторонах духовной деятельности человека. «Рыцарь», «Меланхолия» и «Иероним» символизируют три классификации добродетелей – моральных, интеллектуальных и теологических. Т. е. «Рыцарь, Смерть и Дьявол» является воплощением жизни человека в практическом мире решений и действий, «Меланхолия» - интеллектуальной жизни в сфере наук и искусств, а «Иероним» - жизни затворника, посвятившего себя постижению высших истин. Но хотя эти произведения и оснащены сложнейшей символикой, жизненная правдивость делает их доступными для непосредственного восприятия. Поэтому даже непосвященный зритель никогда не ошибется в понимании основного характера образов. «Рыцарь» воспринимается как олицетворение твердости и верности долгу, «Меланхолия» - как воплощение дерзаний и сомнений творческой личности, «Иероним» - как образ ученого. 

Информация о работе Альбрехт Дюрер "Меланхолия"