Основные понятия инновационной стратегии в СКС и Т.

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:18, курсовая работа

Краткое описание

Сфера услуг в сегодняшних экономических условиях играет важнейшую роль в удовлетворении потребностей общества. По мере формирования в нашей стране постиндустриального информационного общества, роль сферы услуг будет неуклонно возрастать, поскольку потребности населения будут постоянно расти, а их разнообразие постоянно расширяться.

Оглавление

Введение
1. Инновации как процесс
1.1 Понятие инновации
1.2 Изменения и инновации: соотношение понятий
2. Инновации как инструмент бизнеса
2.1 Процесс осуществления инноваций в организации
2.2 Инновации в организации услуг и формах обслуживания потребителей
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая. Менеджмент в СКС и Т.doc

— 137.50 Кб (Скачать)


ГОУ ВПО города Москвы

«Московский государственный институт индустрии туризма»

 

 

Кафедра менеджмента и маркетинга туризма

 

Дисциплина:

«Менеджмент в СКС и Т»

 

Курсовая работа по теме:

Основные понятия инновационной стратегии в СКС и Т.

 

 

 

 

 

 

 

              Выполнила: студентка

              6 курса, 603-Р учебной группы

              Факультета заочного обучения

              Леонова Елена Борисовна

              Проверил: д.э.н., преподаватель

              Быстров Олег Филаретович

 

 

Г.Москва

2011

Содержание

 

Введение

1. Инновации как процесс

1.1 Понятие инновации

1.2 Изменения и инновации: соотношение понятий

2. Инновации как инструмент бизнеса

2.1 Процесс осуществления инноваций в организации

2.2 Инновации в организации услуг и формах обслуживания потребителей

Заключение

Библиографический список

 


Введение

          Инновационные процессы в настоящее время приобретают все большую значимость, их главной задачей является достижение предприятиями конкурентных преимуществ и более полное удовлетворение спроса потребителей в высококачественных товарах и услугах.

На сегодняшний день обеспечить это могут в основном инновации, которые необходимо широко внедрять и использовать в новых условиях хозяйствования.

Сфера услуг в сегодняшних экономических условиях играет важнейшую роль в удовлетворении потребностей общества. По мере формирования в нашей стране постиндустриального информационного общества, роль сферы услуг будет неуклонно возрастать, поскольку потребности населения будут постоянно расти, а их разнообразие постоянно расширяться.

Сфера услуг в мире в сегодняшних условиях представляет мощную и разнообразную систему, включающую в себя самые разнообразные сферы деятельности человека: бытовые услуги, финансовые услуги, науку и научное обслуживание, физкультуру и спорт, гостиничные, туристические услуги, услуги здравоохранения, образования и транспорта, торговлю, страхование, консультационные услуги и т.д. По мере развития науки и техники сфера услуг будет постоянно развиваться и включать в себя совершенно новые направления человеческой деятельности: так в последнее время появилось много направлений, связанных с Интернетом.

Развитие сферы услуг и повышение ее эффективности удовлетворения потребностей общества напрямую связаны с инновациями.

Вместе с тем, как об этом свидетельствует практика, инновации в сфере услуг не получили должного развития, особенно на малых и средних предприятиях. И не только потому, что у предприятий нет достаточных средств для их внедрения, но и потому, что наемные работники предпринимательских структур, как правило, не заинтересованы использовать инновации, и не рассматривают их как непрерывную цепь нововведений технического, экономического, социального и организационного характера.

Именно поэтому тема основные понятия инновационной деятельности в СКС и Т так актуальна сегодня. Многие вопросы теории и методологии инновационных процессов в сфере услуг получили отражение в трудах отечественных ученых: Л.Б.Сульповара, А.В.Бусыгина, С.В.Валдайцева, Ю.П. Морозова, М.В.Грачевой, Б.Ф.Денисова, Е.Н.Жильцова, А.К.Казанцева, А.Г.Медведева, А.Н. Олейника, и др. Среди зарубежных ученых следует выделить работы в этой области Дж.Гелбрейта, Б.Санто, П.Друкера, А.Кляйнкнехта, Т.Питерса и И. Шумпетера и др. На работы Чадновского И.О., Гpибoва B. Г., Евстафьева Д.И., Саака А.Э., Симагути М., Шленова Ю.В. я опиралась в данной курсовой.

Целью данной курсовой работы является детальное изучение особенностей внедрения инноваций в сфере услуг. В задачи курсовой входит:

        Рассмотрение инновации как процесса;

        Определение инновации;

        Сравнение понятий «инновация» и «изменение»;

        Анализ инновации как средства бизнеса;

        Описание системы внедрения инноваций в организациях;

        Изучение применения инноваций в сфере услуг.

 


1. Инновации как процесс

 

1.1 Понятие инновации

 

Под инновацией (англ. "innovation" - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия "новшество", "нововведение", "инновация" нередко отождествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление. Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие "инновации" как экономической категории ввел в научный оборот австрийский экономист И. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений в развитии, т.е. вопросов инноваций:

        использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

        внедрение продукции с новыми свойствами;

        использование нового сырья;

        изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

        появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам .

Девиз инновации - "новое и иное" - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере услуг - это новшество в самой услуге, в ее производстве, предоставлении и потреблении, поведении работников. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Примерами здесь могут служить появление застежек типа "молния", шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках с прохладительными напитками и многое другое.

Инновация не обязательно должна быть технической и вообще чем-то вещественным. Мало технических инноваций могут соперничать в своем влиянии с такой идеей, как продажа в рассрочку. Использование этой идеи буквально преображает экономику. Инновация - это новая ценность для потребителя, она должна отвечать нуждам и желаниям потребителей.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

 

1.2 Изменения и инновации: соотношение понятий

 

Наиболее эффективны те инновации в организации, которые обоснованы, необходимы, вызваны наличной ситуацией или предвидением изменений этой ситуации. Поэтому исключим из рассмотрения те изменения в организации, которые вызываются эмоциональным состоянием высшего руководства, его стремлением укреплять свою власть и удовлетворять другие личностные или узко-групповые потребности без учета целей организации или состояния внешней среды.

В подавляющем большинстве случаев проведение целенаправленных изменений в организации прямо или косвенно связано с изменениями внешней среды или изменениями внутри организации. Таким образом, имеет место ситуация порождения одних изменений другими изменениями. В принципе можно сказать, что процесс осуществления инноваций в организации представляет собой приведение состояние всех компонентов организации в соответствие с изменяющейся ситуацией. В связи с этим важно определить суть социальных изменений, так или иначе связанных с организацией следующим образом.

Изменение — это процесс движения и взаимодействия предметов и явлений, перехода от одного состояния к другому, возникновение у них новых свойств, функций, отношений. При этом нужно сказать, что следует рассматривать социальные и культурные изменения во внешней среде и организации.[1]

Социальное изменение — переход социального объекта из одного состояния в другое; любая модификация в социальной организации общества, его социальных институтах и социальной структуре, а та в поведении членов общества. Примерами таких изменений являются изменение взаимоотношений между различными структурными единицами (личностями, организациями или социальными институтами), изменение их статусов, возникновение новых социальных объединений и т.д.

Культурное изменение — переход любого культурного образца (ценности или социальной нормы) из одного состояния в другое. Приведем примеры культурных изменений: популяризация (повышение рейтинга ценности) отдельных продуктов; изменение норм власти и подчинения; появление новых форм и способов передачи информации и т.д. Кроме того, к культурным изменениям относятся все изменения материальной части организации (имеются в виду не сырьевые ресурсы, а созданные людьми материальные ценности).

Изменения во внешней среде организации можно представить на основании типологии социальных изменений С. Виго, представленных в табл. 1.

Изменения во внешней среде воспринимаются не одинаково различными подразделениями внутри организации. Существуют по крайней мере два основных подхода в организации к этим изменениям:

ассоциативный подход к изменениям — на изменения во внешней среде организация реагирует путем изменения своего отношения к различным объектам внешней среды; здесь возможны изменения в приоритетах, политических предпочтениях, косвенные и незначительные изменения целей организации;

каузальный подход предполагает, что модификации во внешней среде порождают модификации внутри организации, т.е. внешние перемены вызывают изменения во всех компонентах организации, прежде всего таких, как цели, структура, технологии, персонал и культура. Именно этот подход позволяет понять причины изменений в организации.

 

Таблица 1. [2]Типология социальных изменений

Размах изменений

Малые

Маргинальные

Всеобъемлющие

Революционные

Направление изменений

Упадок

Прогресс

Временной горизонт

Краткосрочные (менее года)

Среднесрочные (1-5 лет)

Долгосрочные (более 5 лет)

Уровень изменений

Индивид, группа, организация, институт, общество

 

Изменения в организации могут затрагивать четыре основные сферы ее жизнедеятельности: техническую, политическую, культурную и социальную.

Изменения организации подразделяются на два основных типа.

1. Непланируемые, естественные изменения — изменения, появляющиеся без заранее поставленной цели, достаточно спонтанно.

Причиной этих изменений может быть общение членов организации с представителями других социальных объединений, после чего возможно несанкционированное заимствование технических новшеств или новых методов поведения на основе подражания или признания полезности в отношении частных вопросов или в отношении отдельных групп организации. Обычно такие изменения протекают незаметно для организации и не затрагивают важных ее компонентов.

Естественными изменениями в организации управлять практически невозможно, так как они являются следствием воздействий внешней среды и не осознаются руководителями организации или рассматриваются ими как неизбежные последствия внешнего воздействия.

2. Искусственные изменения — изменения, осуществляемые сознательно, целенаправленно, в ходе которых меняются статус организации, ее структурные компоненты с целью адаптации организации к внешней среде, укрепления властных основ управления, интеграции отдельных структурных единиц. В теории социальных изменений все искусственные изменения делятся на инновации и диффузии.[3]

Под инновацией будем понимать любое заранее спланированное и целенаправленное изменение в организации, содержащее элементы новых знаний, навыков или способов действий, касающееся политической (властной), технической и культурной сферы деятельности организации.

                  Под диффузией мы будем понимать любое заранее спланированное и целенаправленное изменение в организации, основные элементы которого привнесены в организацию из внешней среды. Целями инноваций и диффузии могут быть следующие:

                  создание оптимальной структуры управления, когда после осуществления инноваций наблюдаются положительные сдвиги в возможностях руководителей воздействовать на поведение подчиненных (например, инновации могут быть направлены исключительно на повышение авторитета руководства, престижа руководителей или изменении методов воздействия на подчиненных);

                  совершенствование системы целей организации (например, ориентация на создание новых продуктов или изменение критериев достижения успеха), что с неизбежностью приводит к значительным изменениям в структуре организации, работе с персоналом и т.д.;

Информация о работе Основные понятия инновационной стратегии в СКС и Т.