Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:29, контрольная работа
Цель работы – изучить возникновение естественнонаучной и гуманитарной культуры.
Задачи, поставленные для достижения цели:
Рассмотреть и изучить формы познания, а также научный подход к пониманию фундаментальных законов природы;
Изучить методы и формы научного познания;
Изучить корни происхождения религии, философии, науки;
Рассмотреть вопрос о революции в естествознании.
Введение 3
1 Формы познания. Научный подход к пониманию фундаментальных законов к природе 4
2 Методы и формы научного познания 7
3 Корни происхождения религии, философии, науки 9
4 Революции в естествознании 13
Заключение 19
Список используемой литературы
Федеральное агентство по образованию РФ
Российский
государственный торгово-
Омский
институт
Контрольная работа
по дисциплине
«Концепции
современного естествознания»
Вариант № 1
Возникновение
естественнонаучной
и гуманитарной культуры
Выполнила:
Студентка 1 курса З МО
№ зачетной книжки М-08-087
Алехина
Надежда Андреевна
Проверила: к.б.н., доцент
Гончарова
Оксана Владимировна
Омск
- 2010
Содержание
Введение | 3 |
1 Формы познания. Научный подход к пониманию фундаментальных законов к природе | 4 |
2 Методы и формы научного познания | 7 |
3 Корни происхождения религии, философии, науки | 9 |
4 Революции в естествознании | 13 |
Заключение | 19 |
Список используемой литературы | 21 |
Введение
Цель работы – изучить возникновение естественнонаучной и гуманитарной культуры.
Задачи, поставленные для достижения цели:
Культура – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.
С помощью данного понятия обычно подчеркивают надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура – это все, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.
Именно эта двойственность мира культуры и является, в конечном счете, основанием возникновения двух ее типов, которые принято называть естественнонаучным и гуманитарным. Предметная область первого – чисто природные свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и т.д. Второй тип культуры – гуманитарный – охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ, с одной стороны, социальных (общественных), а с другой – духовных, наделенных разумом. В него входят: философия, социология, история, религия, мораль, право и т.д.
Оба типа культуры неразрывно связаны по следующим соображениям:
1
Формы познания. Научный
подход к пониманию
фундаментальных законов
к природе
Познание
— это специфический вид
Познание имеет два уровня:
Основными формами чувственного познания:
1) Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающие в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительный вид, через который нее поступает более 80 % чувственной информации.
2)
Восприятие – чувственный
3) Представление чувственно-наглядный,
обобщенный образ предмета, процесса,
явления, сохраняемый и воспроизводимый
в сознании и без непосредственного воздействия
самих предметов на органы чувств. Представление
не такое четкое, как восприятие. Опуская
одни черты или признаки и удерживая другие,
представление делает возможным абстрагирование,
обобщение, выделение повторяющегося
в явлениях, что очень важно на второй,
рациональной, ступени познания. [8]
Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее.
Рациональное познание присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления [5].
Основные формы рационального познания:
Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты.
Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложение [8].
Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от частного к общему [5]. В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному.
Аналогия – это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом отношении.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. emperia – опыт) – единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio – разум, рассудок) – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая – высшая.
Особенности чувственного и рационального познания приведены в таблице 1 [5]
Т а б л и ц а 1 – Особенности чувственного и рационального познания
Чувственное познание | Рациональное познание |
Непосредственность,
выражающаяся в прямом воспроизведение
объекта
Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов |
Опора
на результаты чувственного познания
Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений |
2 Методы и формы научного познания
Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
В структуре научного познания выделяются два уровня познавательной деятельности – эмпирический и теоретический, каждый из которых характеризуется особенными формами организации научного знания и его методами.
Формы научного знания (на эмпирическом уровне) – научный факт, эмпирический закон. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории.
Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения[c.39, 1].
Гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании[5].
В ходе проверки гипотезы превращаются в теории, уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.
Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности[5].
Методы научного познания делятся на всеобщие методы, общенаучные методы и методы конкретных наук.
Всеобщих методов в истории познание два:
С середины XIX века метафизический метод все больше вытесняется из естествознания диалектическим методом [c. 39, 1].
В структуре общенаучных методов выделяют:
Информация о работе Возникновение естественнонаучной и гуманитарной культуры