Возникновение естественнонаучной и гуманитарной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 13:29, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – изучить возникновение естественнонаучной и гуманитарной культуры.
Задачи, поставленные для достижения цели:
Рассмотреть и изучить формы познания, а также научный подход к пониманию фундаментальных законов природы;
Изучить методы и формы научного познания;
Изучить корни происхождения религии, философии, науки;
Рассмотреть вопрос о революции в естествознании.

Оглавление

Введение 3
1 Формы познания. Научный подход к пониманию фундаментальных законов к природе 4
2 Методы и формы научного познания 7
3 Корни происхождения религии, философии, науки 9
4 Революции в естествознании 13
Заключение 19
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1 Формы познания.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Российский  государственный торгово-экономический  университет

Омский  институт 

Контрольная работа

по дисциплине

 «Концепции современного естествознания» 
 

Вариант № 1

   Возникновение естественнонаучной и гуманитарной культуры 
 
 
 

          Выполнила:

          Студентка 1 курса З МО

          № зачетной книжки М-08-087

          Алехина Надежда Андреевна 

          Проверила: к.б.н., доцент

          Гончарова Оксана Владимировна 
           
           
           
           
           
           
           
           
           

   Омск - 2010 

     Содержание 
 

Введение 3
1 Формы познания. Научный подход к пониманию фундаментальных законов к природе 4
2 Методы и формы научного познания 7
3 Корни происхождения религии, философии, науки 9
4 Революции в естествознании  13
Заключение 19
Список  используемой литературы 21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Введение 

   Цель  работы – изучить возникновение естественнонаучной и гуманитарной культуры.

   Задачи, поставленные для достижения цели:

  1. Рассмотреть и изучить формы познания, а также научный подход к пониманию фундаментальных законов природы;
  2. Изучить методы и формы научного познания;
  3. Изучить корни происхождения религии, философии, науки;
  4. Рассмотреть вопрос о революции в естествознании.

Культура  – это совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, а также сама человеческая способность эти ценности производить и использовать.

С помощью  данного понятия обычно подчеркивают надприродный, чисто социальный характер человеческого бытия. Культура – это все, что создано человеком как бы в добавление к природному миру, хотя и на основе последнего.

Именно  эта двойственность мира культуры и является, в конечном счете, основанием возникновения двух ее типов, которые принято называть естественнонаучным и гуманитарным. Предметная область первого – чисто природные свойства, связи и отношения вещей, «работающие» в мире человеческой культуры в виде естественных наук, технических изобретений и приспособлений, производственных технологий и т.д. Второй тип культуры – гуманитарный – охватывает область явлений, в которых представлены свойства, связи и отношения самих людей как существ, с одной стороны, социальных (общественных), а с другой – духовных, наделенных разумом. В него входят: философия, социология, история, религия, мораль, право и т.д.

Оба типа культуры неразрывно связаны по следующим  соображениям:

  • они являются творениями человеческого разума.
  • они активно формируют соответствующие части мировоззрения людей.
  • наличие многих “пограничных” проблем, предметная область которых едина для того и другого.
  • размежевание данных областей знания можно рассматривать как один из этапов разделения труда, диктующего необходимость “обмена продуктами и услугами”.
  • однородность достижений и заблуждений обеих областей.
  • синхронность исторического развития того и другого: переход от классики к модернизму и т.д.
  • относительность критериев разграничения естественных и гуманитарных наук: внимание первого к социальным ценностям и др.
 

  
 
 

   1 Формы познания. Научный  подход к пониманию  фундаментальных законов к природе 

   Познание  — это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире.

   Познание  имеет два уровня:

  1. чувственное познание – осуществляется органами чувств;
  2. рациональное познание – присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления. [5]

   Основными формами чувственного познания:

   1) Ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающие в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.  По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительный вид, через который нее поступает более 80 % чувственной информации.

   2) Восприятие – чувственный образ  целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения.  
3) Представление чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. Представление не такое четкое, как восприятие. Опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. [8]

   Ощущения, восприятия, представления нередко  искажают действительность, неточно  и однобоко воспроизводят ее.

   Рациональное  познание присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления [5].

     Основные формы рационального  познания:

   Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления. Составляя себе понятие о предмете, мы отвлекаемся от всех его живых подробностей, индивидуальных черт, от того, чем конкретно он отличается от других предметов, и оставляем только его общие, существенные черты.

   Суждение  – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. Суждения закрепляются в языке с помощью предложения. Предложение по отношению к суждению является его своеобразной материальной оболочкой, а суждение составляет идеальную, смысловую сторону предложение [8].

   Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Умозаключения бывают различных видов: индуктивные, дедуктивные и по аналогии. В индуктивном умозаключении мысль движется от частного к общему [5]. В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному.

   Аналогия – это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом отношении.

   По-разному  рассматривается вопрос о месте  чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.

   Эмпиризм (от гр. emperia – опыт) – единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

   Рационализм (от лат. ratio – разум, рассудок) – наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

   Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное  и рациональное в познании, две  ступени познания проявляются как  единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая – высшая.

   Особенности чувственного и рационального познания приведены в       таблице 1 [5]

   Т а б л и ц а 1 – Особенности  чувственного и рационального познания

   Чувственное познание    Рациональное  познание
   Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведение  объекта

   Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов

   Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов

   Опора на результаты чувственного познания

   Абстрактность и обобщенность возникающих в  результате познания образов

   Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2 Методы и формы  научного познания

    

   Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

   В структуре научного познания выделяются два уровня познавательной деятельности – эмпирический и теоретический, каждый из которых характеризуется особенными формами организации научного знания и его методами.

   Формы научного знания (на эмпирическом уровне) – научный факт, эмпирический закон. На теоретическом уровне научное познание выступает в форме проблемы, гипотезы, теории.

   Научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

   Эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

   Проблема  – осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и  требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения[c.39, 1].

   Гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании[5].

   В ходе проверки гипотезы превращаются в теории, уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.

   Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности[5].

   Методы  научного познания делятся на всеобщие методы, общенаучные методы и методы конкретных наук.

   Всеобщих  методов в истории познание два:

  1. Диалектический метод – метод познания действительности в ее противоречивости, целостности и развитии;
  2. Метафизический метод – метод, противоположный диалектическому, рассматривающий явления вне их взаимной связи и развития.

   С середины XIX века метафизический метод все больше вытесняется из естествознания диалектическим методом [c. 39, 1].

   В структуре общенаучных методов  выделяют:

  • методы эмпирического исследования;
  • методы теоретического исследования;
  • универсальные методы.

   Общенаучные методы эмпирического познания:  
1) Исходным методом научного познания считается наблюдение, т.е. преднамеренное и целенаправленное изучение объектов, опирающееся на чувственные способности человека — ощущения и восприятия [4].

Информация о работе Возникновение естественнонаучной и гуманитарной культуры