Влияние внутренних представлений о пространстве и времени на архитектуру психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:55, реферат

Краткое описание

Александров Н.Н. пишет, что первой из научных философских европейский школ, трактовавших специфику чисел, была пифагорейская. Пифагору приписывается следующее всеобщее выражение о тройке: "Все вещи состоят из трех".
Все мифологические и теологические модели используют тройственность. Схема их появления чаще всего сходна: у начала начал всегда стоит Единое, из которого происходят два начала, потом взаимодействие двух порождает третье. Например, такова библейская схема Творения, где Единый Бог создает ангелов, появляется падший ангел – и образуется пара (противоречие) светлых и темных сил. Она как потенциал проявится только в третьем – сотворенном Богом мире.

Файлы: 1 файл

реферат по КСЕ.docx

— 51.39 Кб (Скачать)

Вся его дальнейшая жизнь в виде личной и социальной успешности полностью базируется на том, в каком состоянии была его  семья, в которой он родился. Сколько  любви было у человека в семье  в детстве, столько любви в  его семье находится сейчас, и  настолько он в жизни успешен  или не очень. Поэтому из семьи идет важное устремление в сторону мира, который окружает каждого человека. 

Работа находится  на Западе. 

Запад связан с  желаниями и с обязанностями  человека, с его социальной деятельностью. Причем этот вид деятельности имеет  другую форму общения с людьми, противоположную форме общения  с членами семьи. Итогом общения  с близкими людьми дома, в семье, является открытость, искренность, явное  принятие и сочувствие. Работа это  взаимоотношения с другим коллективом, в котором находится человек, где доминирующей энергией является не любовь, а обязанность и взятие на себя ответственности. 

Работа является символом соответствующего пространства и включает в себя множество аспектов, важных конкретному человеку, например, выполнение рабочих обязанностей, получение  зарплаты, взаимоотношения с сотрудниками, рабочее место и т.д. Работа это  совокупность любых видов деятельности для своей реализации в обществе или для удовлетворения желаний  или потребностей, как своих, так  и семейных. Работа является противоположностью и  полярностью семье. 

С Югом соотносится  весь окружающий человека внешний мир. В этом внешнем мире есть всё: люди, вещи, события, явления природы, электроны  и пр. Главными аспектами внешнего мира являются социальный мир нашего общества и мир живой природы, из которого мы строим свое общество. Всё  то, что окружает человека и составляет материальную основу мира. 

На Севере находится  внутренний мир человека в виде  его мыслей, чувств, желаний, состояния  здоровья. Во внутреннем мире человека возникают, так или иначе, мысли, чувства, желания, специфические состояния  тела, настроение и т.д. Возникает  особенность восприятия внешнего мира и людей через «очки» моей национальности, моей культуры, моей религии, моего  пола. 

Внутренние процессы проявляются в виде материальных процессов и пространств, причём эти процессы инициируются иногда работой, иногда семьёй, иногда внешним миром. Иногда внешние пространства являются воплощением того, о чем мечтал или думал человек, или что  он сделал своей деятельностью, иногда – он входит в контакт с чужими для него пространствами. Второй случай часто вызывает сотрясение внутренних пространств и приводит к взрыву внутреннего диалога, специфическим  эмоциям и желаниям и возможным  стрессовым реакциям. 

Любопытно, что  прослеживается четкая связь между  внутренними и внешними пространствами: Восток – Семья – эмоции; Юг –– окружающий человека мир/общество/природа; Запад - Работа - желания/обязанности; Север – внутренний мир - мышление/чувствование/здоровье. А это наводит на мысли о специфическом архетипическом процессе. 

В результате получается, что жизненное пространство человека состоит всего из восьми пространств (четыре внешних и четыре внутренних). Однако, каждое испытывает влияние  остальных семи пространств и, в  свою очередь, влияет на остальные семь. 

Таким образом, можно сделать вывод, что стороны  света являются обязательным свойством  нашей (и любой!) культуры и психики. А топология жизненного пространства полностью основана на четырех сторонах света, как на истинных архетипах, которые, в свою очередь, проявляются у  каждого по-своему, создавая особенность  и неповторимость характера человека, и многообразие форм общения, видов  деятельности и человеческого прогресса. 

Безопасность, успешность, счастье и здоровье являются следствием личных мероприятий по сбалансированному  равновесию среди четырёх основных областей проживания жизни и четырёх  ориентиров внутреннего мира. 

 Проблема пространства и времени как форм становления психических процессов по существу не обсуждалась в психологии и психопатологии. Они имеются в виду лишь как подлежащие восприятию субъектом. Нет единства в терминологических обозначениях, четкого различения смысла, вкладываемого в понятия «чувство времени», «восприятие времени», «осознание времени», «ориентировка во времени» и т. д. Пространство и время предполагаются индивидуальными для каждого человека, сосуществующими и согласовывающимися с пространством и временем независимого от данного человека внешнего мира. Для создания предположительной характеристики индивидуальных пространства и времени необходимы их сопоставления с пространством и временем физического мира, что вызывает значительные трудности. «Разобщенность физики и психологии» отмечается как «существенный пробел в современной науке» в связи с обсуждением проблемы пространства и времени.

Интересующие  нас пространство и время, по-видимому, неотрывны, с одной стороны, от мозга  только данного человека, так как  им скорее определяются и, может быть, выражают собой некий конечный результат  допущенной нами эволюции пространства и времени мозга и, с другой стороны, от психики того же человека, так как предполагаются формами  становления последней. 

Индивидуальное  пространство 

Это пространство есть только потому, что существует данный конкретный человек и его  мозг, которому он обязан всеми индивидуальными  особенностями восприятия, познания, осознания.Это пространство особо  значимо, видимо, для процессов, зависимых  от функционирования правого полушария мозга. Оно предполагается включенным в организацию чувственного восприятия мира и самого себя, сохранения образов уже состоявшихся восприятий данного человека и произвольного их воспроизведения.  

Индивидуальное  время. 

Имеется в виду время только данного человека. Оно  зависимо от самого человека, от его  мозга. Как и пространство, это  время организуется функционирующим  мозгом субъекта.

Во встречающихся  обозначениях «физиологическое время», «биологическое время», «психологическое время», «перцептивное время», «социальное  время», и т. д. отразилось, наверное, то, что в специальных исследованиях  все более настойчиво выдвигается  предположение о существовании  времени молекулярных, биохимических, физиологических процессов, а также  человека как социального субъекта и общества. Временные характеристики всех процессов в организме человека предполагаются взаимосвязанными, скоординированными. Биологическое время «многоуровневое. На нижнем уровне оно совпадает с  физическим временем и может быть названо чистым временем. По мере развития системы проявляется специфичность  течения времени, которая выражается в форме неравномерно протекающего процесса. Это время может быть названо истинным временем системы. Наконец, формируется функциональное время, которое представляет собой  взаимодействие физического и истинного  времени, т. е. происходит объективизация истинного времени системы.

Индивидуальное  время человека предполагается организуемым функционирующим мозгом и, может  быть, является кульминационным выражением эволюции времени мозга. Это время  существует, видимо, наряду со временем независимого от субъекта внешнего физического  и социального мира. Оно предполагается включенным в организацию психики  человека иным, чем время (и пространство) внешнего мира. В последнем человек  действует, строит свое активное целенаправленное поведение; осуществляющаяся во времени (и пространстве) мира психомоторная  деятельность человека объективно наблюдаема другими людьми.

Допущение существования  наряду со временем внешнего социального  и физического мира индивидуального  времени каждого человека, вписанного в пространство и время внешнего мира, является одним из главных  поводов к новым представлениям о времени (и о пространстве). Речь идет об отношении времени (и пространства) к психике человека или об организации  психики во времени (и пространстве).

Настоящее, прошедшее, будущее времена предполагаются представленными в сознании субъекта с присущими каждому из них  свойствами. Индивидуальное прошлое  время человека в наших предположениях не совпадает с тем прошлым, которое  присуще скорее не индивидуальному, а коллективному сознанию.

Индивидуальное  прошедшее время человека — это  не «прошедшее до жизни», не «понятие», не «фантом», а время, бывшее настоящим, тесно спаянное с чувственными образами прошлых восприятий. Оно составляет часть содержания сознания человека. Это время важно для нормального  адекватного психического функционирования человека, и оно есть в сознании человека, пока он жив. Дифференциация прошедшего и будущего времен человека, даже противопоставление их друг другу  по их свойствам, можно представить  как одно из выражений достигнутой  в эволюции пространственно-временной  организации мозга человека. Ведь индивидуальное будущее время человека — это не будущее после смерти, а то время, которое представлено в сознании субъекта. С обращенностью  именно в это будущее осуществляются психомоторные процессы. 

Настоящее время  — это реальное время. Это относится, видимо, и к индивидуальному настоящему времени человека.

Степень актуальности настоящего времени человека определяется, видимо, не только функциональным состоянием целого мозга, но и тем, насколько  много событий воздействуют на субъекта из времени (и пространства) независимого от него внешнего мира. Резко изменяется психическое состояние здорового  человека, лишенного повседневных воздействий  социальной и физической среды.  

Прошедшее время.

Прошлого как  реального сейчас нет. Но в сознании каждого человека есть все прошедшее  время, бывшее его настоящим временем. Прошедшее время составляет часть  сознания субъекта. В нем оно представлено своим содержанием. Одним из свойств  прошедшего времени и предполагается наличие содержания.

Это — чувственные  образы прежних восприятий окружающего  мира и самого себя. То, что содержание прошедшего времени субъекта ограничивается только образами восприятий и не включает в себя «следов» мыслей, оценок, обобщений, действий, движений — психомоторных  процессов, совершавшихся в разных отрезках прошедшего времени, раскрывается в клинических наблюдениях. 

Будущее время.

Будущее не существует. Оно не существует в качестве реальной действительности, но существует «в потенции, тенденции, это сфера реальных возможностей развития». У индивидуального будущего времени как одного из свойств  психической деятельности человека, возможны, по-видимому, отличительные  особенности. Индивидуальное будущее  время неопределенно. У будущего нет законченного, полностью определившегося  содержания, каким отличается прошлое. Есть другое содержание — модели образов  — наметки, схемы, планы поведения  и действий, осмысление и осознание  возможных последствий этих действий. Если прошедшее время человека можно  обозначить как время уже состоявшегося  чувственного познания, то индивидуальное будущее — это скорее время осознания, активно направленного на преобразование окружающего мира, самоусовершенствование, накопление знаний. По незавершенности, неопределенности содержания индивидуальное будущее время как бы не имеет различающихся отрезков, оно относительно непрерывно, поэтому является наименее индивидуализированным временем человека.Пространство и время описывались нами как бы через реализующиеся в них психические процессы. При этом психические процессы, зависимые от правого и левого полушарий мозга, привлекались к характеристике различных пространств и индивидуальных времен: настоящего и прошедшего времен и соотносящихся с ними пространств, настоящего и будущего времен и соотносящихся с ними пространств.

Так, прошедшее  время и пространство, бывшее в  нем реальным, предполагались наличными  в сознании человека только потому, что они заполнены образами уже  состоявшихся восприятий. Каждый образ  отнесен к единственному отрезку  прошедшего пространства — времени; этот отрезок в свою очередь «спаян»  только с пришедшимся на него образом. Такая спаянность чувственных образов  с определенными отрезками прошедшего времени и пространства определяет возможность хранения самих образов  устойчивыми, неизмененными и такого их оживления, при котором обязательно  точно воспроизводится то, в каком  пространстве и времени внешнего мира происходили отраженные в образах  события. Эта спаянность означает, по-видимому, и неотрывность друг от друга, взаимоопределяемость друг другом образов бывших восприятии субъекта и его прошедшего времени  — пространства. В сознании нет  собственно прошедшего времени —  пространства: оно есть только благодаря  наличию относящихся к нему образов. Чувственные образы точно соотнесены с индивидуальными пространством  и временем посредством пространственно-временных  меток. Весь опыт чувственного восприятия или психосенсорных деятельностей  представлен в сознании в индивидуальных пространстве и времени.

Психомоторные процессы осуществляются как бы в  противоположном (по сравнению с  процессами чувственного восприятия) направлении времени: начинаясь  в настоящем времени, обращены своим  завершением только в будущее  время. Только тогда психомоторная  деятельность субъекта может быть эффективной, Когда пространство и время внешнего мира, в которых она реализуется, воспринимаются, отображаются в сознании субъекта адекватно и точно; такое  точное восприятие возможно лишь при  достаточной степени актуальности индивидуального настоящего времени  и пространства субъекта; только в  этом смысле можно думать, что объективное  пространство и время могут быть пространством и временем его  психомоторного функционирования, опосредуясь  индивидуальным настоящим временем и пространством. Последние, непосредственно  включенные в организацию психосенсорных. процессов, как бы опосредованно  значимы и в организации психомоторных  процессов.

Психомоторная сфера, иначе реализуемая во времени  и пространстве, в сознании выделяется как более активная, более осознаваемая, более контролируемая, более изменчивая, чем психосенсорная сфера. Эти две сферы противоположны друг другу по их организации во времени (и пространстве). Эту противоположность можно проиллюстрировать, взяв условно за единицу психосенсорной деятельности чувственный образ восприятия, психомоторной — абстрактную мысль. Индивидуальное время и пространство «остаются» в образе в виде пространственно-временных меток, определяя уже отмеченную выше спаянность образа с одним из отрезков прошлого времени. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Влияние внутренних представлений о пространстве и времени на архитектуру психики