Влияние внутренних представлений о пространстве и времени на архитектуру психики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:55, реферат

Краткое описание

Александров Н.Н. пишет, что первой из научных философских европейский школ, трактовавших специфику чисел, была пифагорейская. Пифагору приписывается следующее всеобщее выражение о тройке: "Все вещи состоят из трех".
Все мифологические и теологические модели используют тройственность. Схема их появления чаще всего сходна: у начала начал всегда стоит Единое, из которого происходят два начала, потом взаимодействие двух порождает третье. Например, такова библейская схема Творения, где Единый Бог создает ангелов, появляется падший ангел – и образуется пара (противоречие) светлых и темных сил. Она как потенциал проявится только в третьем – сотворенном Богом мире.

Файлы: 1 файл

реферат по КСЕ.docx

— 51.39 Кб (Скачать)

                                                                    

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования  Волгоградский государственный  педагогический университет (ВГПУ) 
 
 
 
 

Реферат  

По дисциплине: «Концепции современного естествознания» 
 

Тема: Влияние внутренних представлений о пространстве и времени на архитектуру психики.

                                                                              
 
 

                                                                                                  Выполнила: Куликовских Софья

                                                                                                                         Группа СР-3Б

                                                                               Проверил: Прыгунов Григорий Павлович 
 
 

Волгоград - 2011

                                                   Введение.

Александров Н.Н. пишет, что первой из научных философских  европейский школ, трактовавших специфику  чисел, была пифагорейская. Пифагору приписывается  следующее всеобщее выражение о  тройке: "Все вещи состоят из трех".

Все мифологические и теологические модели используют тройственность. Схема их появления  чаще всего сходна: у начала начал  всегда стоит Единое, из которого происходят два начала, потом взаимодействие двух порождает третье. Например, такова библейская схема Творения, где Единый Бог создает ангелов, появляется падший ангел – и образуется пара (противоречие) светлых и темных сил. Она как потенциал проявится  только в третьем – сотворенном  Богом мире. 

В древнеиндийской  традиции (Раджа-Йога) первоначало –  Абсолют, который делится на три  потока. Они «сливаются» в сгусток  или «вытекают» из него, хотя на самом  деле никуда не текут, а существуют вообще, онтологически.

Поток первый –  грубая форма энергии, Материя.

Поток второй –  наиболее сложный и тонкий вид  энергии, Мировой Ум. Это лишь "грубая форма ума" (или, проще, информация).

А третий - и есть энергия, вообще любая длительность.

Итак, три индийских  потока есть в нашем понимании  вещество, энергия, информация. За этим стоит загадка трех времен: вещество есть прошлое (из него Бог лепит мир), информация есть будущее (замысел, которым  обладает Бог, реализованный в Слове). Чтобы сказать действующее на вещество Слово (отделить Небо от Земли, свет от тьмы и т.д.), Богу нужен именно действующий замысел, который есть он сам. Ум в индийском смысле и  есть такая информация. 

Библейский Бог  соединяет глину (вещество) и Слово (информацию). Причем, Слово есть он сам (в начале было Слово, и Слово  было у Бога, и Слово было Бог). Слияние в акте творения вещества и информации продуцирует жизнь  того новообразования, которое получил  Бог из глины при помощи Слова. Создавая целую иерархию от неживого до человека, Бог вдохнул действующую  энергию жизни. 

Троичность миров  дожила до нашего времени в искусстве, мифологии и религии. Например, три  мира фигурируют в "Мастере и Маргарите" М. Булгакова и ведут свое происхождение  от теории трех миров Г. Сковороды, опирающейся  на греко-римскую основу и средневековую  теологию. 

В египетской науке, по Фабру д’Оливье, жрецами еще  до греков применялись три способа  свертки информации, (явно соответствующие  и трем первоначалам: Материя –  Энергия – Ум): “Первый способ был ясный и простой, второй –  символический и образный, третий – священный и иероглифический. Одно и то же слово принимало, по их желанию, либо свой обычный смысл, либо образный, либо трансцендентный”. 

В Древней Индии  можно наблюдать три ипостаси единого Бога: трехликие древние  божества смотрят одновременно в  прошлое, в настоящее, в будущее. 

Число “3” в  оккультизме выражается в законе всеобщей троичности. "В синтезе  трех миров кроется тайна космоса", – слова, которые приписываются  Пифагору. Эти миры – Небо, Земля, Человек. За этим явно проступает вертикальная иерархия. Причем Небо здесь мужское  начало, Воля, Мысль, Слово, Огонь (число 1), а материя – Земля, женское  начало (число 2); от их соединения (1+2=3) происходит все живущее на Земле, в том числе – Человек.

Символ числа  “3” – треугольник – трактуется в оккультизме не только как "будущее  – настоящее – прошлое", но и как "рождение – жизнь –  смерть", то есть именно как цикл в трех фазах. 

Христианский  термин "троица" начал употребляться  вместо более ранней "триады" во втором веке. Триада означает "трое разных". 

Число “3” в  древности в Средней Азии несло  на себе представление о трехчастной  структуре мироздания: подземный  мир – земля (мир людей) – небеса (мир богов). Не только пространство трижды членимо (верх, низ, середина), но и во временном аспекте мир  как “космос” имеет три главных  периода: прошлое, настоящее, будущее. 

Для инков время  совмещалось с пространством, как  это выражается уже в самом  слове кечуа pacha, что значит время  и пространство одновременно. Эта  синонимия между временем и пространством  обозначает, что первое показывалось конкретно и проецировалось на географическое пространство. Время Пача делилось на: настоящее — пача, и прошлое-будущее  — ньавпа-пача. И оно показывается идущим по кругу: как назад, это обозначает термин ñawpa pacha — прошлое время, так  и вперед, ведь это же слово значит будущее время и пространство впереди.  

По представлениям жителей Перу в XVI веке, время-пространство бесконечно, поскольку на вопросы  историка Сьеса де Леона к индейцам, постигли ли они, что Мир должен закончиться, они смеялись в ответ. 

Простра́нство-вре́мя (простра́нственно-временно́й конти́нуум) — физическая модель, дополняющая  пространство равноправным временным  измерением и, таким образом, создающая  теоретико-физическую конструкцию, которая  называется пространственно-временным  континуумом.

В соответствии с теорией относительности, Вселенная  имеет три пространственных измерения  и одно временное измерение, и  все четыре измерения органически  связаны в единое целое, являясь  почти равноправными и способные  переходить друг в друга при смене  наблюдателем системы отсчета. В  рамках общей теории относительности  пространство-время имеет и единую динамическую природу, а его взаимодействие со всеми остальными физическими объектами (телами, полями) - есть гравитация. Таким образом, теория гравитации в рамках ОТО есть теория пространства-времени (полагаемого в ней не плоским, а способным динамически менять свою кривизну).

Пространство-время  непрерывно и с математической точки  зрения представляет собой многообразие, которое обычно наделяют лоренцевой метрикой.

Не смотря на интенсивные исследования психики  человека до сих пор не вполне ясно, что такое личность человека, из чего складывается внешняя и внутренняя реальность, в которой он живет  и как они связаны, и возможно ли описать и прогнозировать поведение  человека в окружающем мире. Эти  вопросы имеют важность как для  практической психологии, так и в  смысле лучшего понимания самой  природы человека. 

Топологическая  психология (от греч. topos - место, psyche - душа и logos - учение), это концепция личности, разработанная Куртом Левином в  начале 20 века.

К.Левин первым поставил перед психологами вопрос о том, с какой средой взаимодействует  человек. Современная наука исходит  из признания множественности вариантов  отражения окружающей действительности, каждый из которых имеет право  на существование и изучение.

Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой автором был  использован язык топологии, раздела  геометрии, в котором исследуются  взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система  ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней  среды, связанные с его потребностями, выступающими движущей силой поведения.

Психическая энергия  выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого  приобретают определенную валентность  и начинают ее притягивать или  отталкивать, вызывать "локомоции", т.е. перемещения в психологическом  поле.  При столкновении подобного  поведения с непреодолимыми барьерами  происходит переход психической  энергии в другие личностные системы, связанные с иной деятельностью, происходит  «замещение».

По К.Левину жизненное  пространство индивида - в психологической  теории поля - мир психических представлений  и переживаний личности; общее  психологическое окружение индивида, включая его самого и всех других людей, имеющих для него значение.

Психологическое поле - совокупность переживаемых субъектом  актуальных побудителей его активности, характеризующая поведение субъекта в той или иной конкретной ситуации в зависимости от принятой им ориентации. Теория социального поля - теория, согласно которой поведение личности или  социальной группы является результатом  взаимодействия сил, существующих в  конкретной социальной ситуации.

Понятие жизненного пространства, как  ключевое понятие  в теории поля, Курт Левин  ввел в  психологию для того, чтобы показать, что истинной средой обитания личности является не физическая реальность и  не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его  поведение.

В связи с  этим он предложил рассматривать  человека и его среду как одну констелляцию взаимозависимых факторов, а совокупность этих факторов получила название жизненного пространства. Содержание этого термина включает в себя все множество реальных и нереальных, актуальных, прошлых и будущих  событий, которые находятся в  психологическом пространстве индивида в данный момент времени. Это могут  быть ожидания, цели, образы притягательных (или отталкивающих) объектов, реальные или воображаемые преграды на пути достижения желаемого, деятельность человека и т. д. В общем, все, что может  обусловить поведение личности. Исходя из этого, поведение — это функция  личности и ее жизненного пространства в данный момент времени.

Жизненное пространство изображалось К.Левином в виде овала, в центре которого находится круг, символизирующий собой внутренний мир личности. Жизненное пространство имеет две основных границы: внешняя  отделяет жизненное пространство от реального физического и социального  макромиров, внутренняя отделяет внутренний мир личности от ее психологической  среды в пределах жизненного пространства.  Оболочкой внутреннего пространства служит сенсомоторная область, которая, по мысли К.Левина, служит некоторым  фильтром между внутренней и внешней  средой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               I. Физика. 

Концепцию пространства-времени  допускает и классическая механика, но в ней это объединение искусственно, так как пространство-время классической механики — прямое произведение пространства на время, то есть пространство и время  независимы друг от друга. Однако уже  классическая электродинамика требует  при смене системы отсчета  преобразований координат, включающих время «наравне» с пространственными  координатами (т. н. преобразований Лоренца), если желать, чтобы уравнения электродинамики  имели одинаковый вид в любой  инерциальной системе отсчета; непосредственно  наблюдаемые временные характеристики электромагнитных процессов (периоды  колебаний, времена распространения  электромагнитных волн и т. п.) также  оказываются, таким образом, уже  в классической электродинамике  зависящими от системы отсчета (или, иначе говоря, от относительного движения наблюдателя и объекта наблюдения), то есть оказываются не «абсолютными», а определенным образом связаны  с пространственным движением и  даже положением в пространстве, что  и явилось первым толчком для  формирования современной физической концепции единого пространства-времени. Ключевым математическим отличием пространства-времени (пространства Минковского, или, в случае общей теории относительности - четырехмерного многообразия с псевдоевклидовой метрикой соответствующей сигнатуры) от обычного (евклидова) 4-мерного пространства является то, что при вычислении расстояния значения времени и длин пространственных координат берутся  с противоположным знаком (в обычном  пространстве соответствующие значения равноправны для любой оси  координат и имеют одинаковый знак). В контексте теории относительности  время неотделимо от трех пространственных измерений и зависит от скорости наблюдателя.  Концепция пространства-времени  сыграла исторически ключевую роль в создании геометрической теории гравитации. В рамках общей теории относительности  гравитационное поле сводится к проявлениям  геометрии четырехмерного пространства-времени, которое в этой теории не является плоским (гравитационный потенциал  в ней отождествлен с метрикой пространства-времени). Количество измерений, необходимых для описания Вселенной, окончательно не определено. Теория струн (суперструн), например, требовала наличия 10 (считая время), а теперь даже 11 измерений (в рамках М-теории). Предполагается, что дополнительные (ненаблюдаемые) 6 или 7 измерений свёрнуты (компактифицированы) до планковских размеров, так что  экспериментально они пока не могут  быть обнаружены. Ожидается, тем не менее, что эти измерения каким-то образом проявляют себя в макроскопическом масштабе. В самом старом — бозонном — варианте теория струн требует 26-мерного объемлющего пространства-времени; предполагается, что "лишние" измерения  этой теории также должны или могут (или есть надежда, что так) быть компактифицированы сперва до 10, сводясь таким образом  к теории суперструн, а потом уже, как упомянуто здесь чуть выше, до 4 обычных измерений.

Информация о работе Влияние внутренних представлений о пространстве и времени на архитектуру психики