Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 15:34, контрольная работа
В цель данной работы рассмотреть теорию как высшую форму организации научного знания, ее особенности, принципы ее проверяемости. Выяснить проблемы и границы научного метода.
Введение 3
1. Теория как высшая форма организации научного знания 4
2. Принципы «верификации» и «фальсификации» 8
3. Проблемы границ научного метода и научности 10
Заключение 13
Список литературы 14
Содержание
Введение 3
Заключение 13
Список литературы 14
Введение
Проблематика теории познания, и, прежде всего проблемы формирования и развития научного знания, пути постижения истины, вопросы методологии научного поиска продолжают оставаться актуальными и находятся в центре внимания современной науки.
Одним из
признаков, отличающих научное знание
от ненаучного, является его системность.
Это значит, что тот эмпирический
материал которым располагает наука,
соответствующим образом
Для системы
научных знаний характерно использование
более крупных блоков, каковыми являются
– гипотеза, теория, модель. Кроме
того, существуют и такие формы
научного знания, которые выделяются
не формально (как, например, теория или
модель), а только функционально. К
их числу относится проблема, идея,
принцип, закон, предположение и
т.д. С формальной стороны это
просто обычные суждения. Однако по
своим функциям в движении научного
познания и в организации знания
указанные его формы
В цель данной работы рассмотреть теорию как высшую форму организации научного знания, ее особенности, принципы ее проверяемости. Выяснить проблемы и границы научного метода.
1. Теория как высшая форма организации научного знания
Научное знание включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня – эмпирический и теоретический. Каждый из них выполняет определенные функции и располагает специфическими методами исследования.
Фундаментом науки являются твердо установленные факты, полученные эмпирическим, т.е. опытным, путем, например совокупность эмпирических данных, полученных в результате астрономических наблюдений за перемещением небесных тел.
Закономерности,
полученные на эмпирическом уровне, обычно
мало что объясняют. Более того, чаще
всего они не открывают направлений
дальнейшего научного поиска. Поэтому
над эмпирическим уровнем науки
надстраивается теоретический уровень.
Без определенной теоретической
установки не может начаться эмпирическое
исследование. Теоретический уровень
обеспечивает целостное восприятие
действительности, в рамках которого
многообразные факты
К числу основных компонентов теоретического уровня знания относятся проблема, гипотеза и теория. Наиболее развитой формой научного знания является теория – знание, дающее целостное отображение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Теория строится для целей объяснения объективной реальности. Главная задача теории заключается в том, чтобы описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня. При этом следует иметь в виду, что теория описывает непосредственно не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных характеризуются не бесконечным, а вполне определенным количеством свойств. Так механика описывает не реальные процессы, с которыми человек имеет дело в действительности, а процессы, относящиеся к идеальным объектам, например материальным точкам, которые описываются очень небольшим количеством свойств, а именно массой и возможностью находится в пространстве и во времени.
Помимо идеальных объектов в теории задаются взаимоотношения между ними, которые описываются законами. Корме того, из первичных идеальных объектов можно конструировать производные объекты. В итоге теория способна описать все то многообразие данных, которые получены на эмпирическом уровне. Для этого на основе исходных идеальных объектов строится теоретическая модель конкретного явления и предполагается, что эта модель в существенных своих сторонах, в определенных отношениях соответствует тому, что есть в действительности.
Теоретический уровень обычно расчленяется на две составляющие – фундаментальные теории и теории, описывающие конкретную область реальности, базируясь на этих фундаментальных теориях.
Роль теории в науке, в частности в естествознании, определяется тем, что здесь объект умственно контролируется, поэтому, вообще говоря, теоретический объект можно описать как угодно детально и получить в принципе как угодно далекие следствия из теоретических представлений. Сила теории состоит в том, что она может развиваться без прямого контакта с действительностью, но при условии, что исходные принципы соотносятся с действительностью.
Научная
теория – это развивающаяся система
знания (включающая и элементы заблуждения),
которая имеет сложную
Любая теория выполняет большое количество функций. Основные из них: синтетическая - объединяет отдельные научные знания в единую систему; объяснительная – выявляет причинные и иные связи конкретного явления, его существенные характеристики, законы его происхождения и развития; методологическая – отвечает за разработку на базе теории разнообразных методов, способов и приемов исследовательской деятельности; предсказательная или функция предвидения – формулирует представления о неизвестных ранее фактах, объектах и их свойствах или о тех, о существовании которых известно, но они пока еще не выявлены; практическая – заключается в стремлении теории быть воплощенной в практику, стать инструментом изменения действительности.
Теории строятся различными способами:
Научная теория развивается под воздействием различных стимулов, которые могут быть внешними и внутренними. Внешние стимулы представляют собой обнаруженные в составе теории нерешенные задачи, противоречия и т.п. Как те, так и другие приводят к развитию теории в 3х основных формах:
1. Интенсификационная форма развития, когда происходит углубление наших знаний без изменения области применения теории.
2. Экстенсификационная
форма развития, когда происходит
расширение области применения
теории без существенного
3. Экстенсификационно - интенсификационная (комбинированная) форма развития. Такой формой развития является, например, процесс дифференциации научных теорий.
В развитии теории могут быть выделены два относительно самостоятельных этапа: эволюционный, когда теория сохраняет свою качественную определенность, и революционный, когда осуществляется ломка ее основных исходных начал, компонентов, математического аппарата и методологии. По существу такой скачек в развитии теории есть создание новой теории. Совершается он тогда, когда возможности старой теории исчерпаны.
2. Принципы «верификации» и «фальсификации»
Критерием научного статуса теории является ее проверяемость и принципиальная опровергаемость.
Известно
несколько критериев
Верификационная концепция научного знания сразу же после появления была подвергнута критике. Суть критических положений сводилась к утверждениям о том, что наука не может развиваться только на основе опыта, так как предполагает получение и таких результатов, которые несводимы к опыту и напрямую из него невыводимы. В науке существуют высказывания о фактах прошлого, формулировки общих законов, которые не могут быть проверены с помощью критерия верификации. Кроме того, сам принцип верифицируемости неверифицируем, т.е. его следует отнести к разряду бессмысленных, подлежащих исключению из системы научных высказываний.
К. Поппер в своей концепции критического рационализма предложил иной критерий отграничения научного знания от ненаучного – фальсификацию. Теоретическая позиция критического рационализма складывалась в полемике с неопозитивизмом. Так, К. Поппер утверждал, что научное отношение – это прежде всего критическое отношение. Испытание гипотезы на научность должно заключаться не в поиске подтверждающих фактов, а в попытках опровержения. Фальсифицируемость, таким образом, приравнивается к эмпирической опровержимости. Из общих положений теории выводятся следствия, которые могут быть соотнесены с опытом. Затем эти следствия подвергаются проверке. Опровержение одного из следствий теории фальсифицирует всю систему. «Неверифицируемость, а Фальсифицируемость системы должна считаться критерием демаркации... От научной системы я требую, чтобы она имела такую логическую форму, которая делает возможным ее выделение в негативном смысле: для эмпирической научной системы должна существовать возможность быть опровергнутой опытом», - утверждал К. Поппер. По его мнению, науку следует понимать как систему гипотез, догадок и предвосхищений, которые используются до тех пор, пока выдерживают эмпирическую проверку.
Таким образом, К. Поппер предлагает анализировать науку на теоретическом уровне, как целостную систему, а не заниматься подтверждением отдельных высказываний. Любая теория, по его мнению, если она претендует на статус научной, должна в принципе опровергаться опытом. Если теория построена так, что она в принципе неопровержима, то ее нельзя считать научной.
3. Проблемы границ научного метода и научности
Человека всегда занимали «вечные вопросы»: о жизни и смерти, о добре и зле, о боге и вечности, о конечной цели бытия и нашем месте во вселенной. Религия не смогла ответить на эти вопросы, она лишь на время успокоила стремление их разрешить и дала краткое утешение в забвении человеческих сложностей и проблем земного бытия.
Наука тоже не приспособлена
для ответов на вопросы о
смысле жизни – у нее более
скромные задачи. В ослеплении
успехами точных наук об этом
часто забывают и упускают
из виду ту простую
Наука в состоянии познать
только те явления, свойства
которых можно оценить числом.
Работу гипнотизера нельзя
Абсолютизация науки, как и любого другого метода, недопустима. Но нельзя также и неоправданно ограничивать научное (рациональное, материалистическое) мировоззрение, априорно исключая из рассмотрения те факты, которые на данном уровне научного знания представляются иррациональными. Прежде всего, все факты должны быть строго научно проверены.
Информация о работе Теория как высшая форма организации научного знания