Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 18:35, контрольная работа
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу.
Введение………………………………………………………………… 2
1. Вненаучное знание……………………………………………………. 3
2. Формы вненаучного знания………………………………………….. 5
3. Виды познавательных феноменов………………………………….... 7
Заключение……………………………………………………………. 10
Список использованной литературы……………………………
Тема: «Вненаучные
формы знания»
Содержание
Введение………………………………………………………… |
2 | |
1. | Вненаучное знание……………………………………………………. | 3 |
2. | Формы вненаучного знания………………………………………….. | 5 |
3. | Виды познавательных феноменов………………………………….... | 7 |
Заключение…………………………………………………… |
10 | |
Список использованной литературы………………………………... | 11 |
Введение
Познание не ограничено
сферой науки, знание в той или
иной своей форме существует и
за пределами науки. Появление научного
знания не упразднило и не сделало
бесполезными другие формы знания.
Каждой форме общественного сознания:
науке, философии, мифологии, политике,
религии и т. д. соответствуют
специфические формы знания. Различают
также формы знания, имеющие понятийную,
символическую или
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что последнее не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими нормами, эталонами, имеет собственные источники и понятийные средства.
К вненаучным формам
познания относят магию, алхимию, астрологию,
парапсихологию, мистическое и эзотерическое
познание. А это значит, что познание
не может быть ограничено только сферой
науки, оно существует и за её пределами.
Причем многие формы вненаучного знания
старше знания, признаваемого в качестве
научного, например, астрология старше
астрономии, алхимия старше химии. В истории
культуры многообразные формы знания,
отличающиеся от классического научного
образца и стандарта, отнесены к ведомству
вненаучного знания.
1.
Вненаучное знание
Теория
познания не может ограничиваться анализом
только научного знания, а должна исследовать
и все другие его многообразные
формы, выходящие за пределы науки
и критериев научного знания. Достаточно
убедительно эту мысль
Подчеркивая недопустимость абсолютизации науки и ее методов, американский исследователь считает, что все таки наука «обладает не большим авторитетом, чем любая другая форма жизни» – религиозные сообщества, племена, объединенные мифом и др.
Фейерабенд ни в коей мере не принижает роль науки, а наоборот, всемерно подчеркивает ее важное значение для жизни общества в целом и каждого человека. Вместе с тем он постоянно напоминает, что наука – лишь один из главных инструментов, которые человек изобрел для того, чтобы «овладеть своим окружением», один из способов изучения мира. Причем это отнюдь не единственный и совсем не непогрешимый «инструмент». Уважая «большую науку» и ее колоссальные возможности, Фейеребенд, тем не менее, рекомендует «поставить науку на ее место» как интересную, но ни в коем случае не единственную форму познания, обладающую большими преимуществами, но не лишенную и многих недостатков. Именно потому, что наука в наше время стала слишком влиятельной, очень опасно оставлять ее в «состоянии непогрешимости», абсолютизировать ее роль в обществе.
Фейерабенд
полагает, что чисто рационалистический
«образ науки» - особенно при его
абсолютизации – служит препятствием
для ее развития, а попытка сделать
науку более рациональной и точной
уничтожает ее. В то же время, по его
мнению, «расплывчатость», «хаотичность»,
«Отклонения и ошибки»
Исходя из сказанного, философ формулирует тезис: «Без «хаоса» нет познания. Без частого отказа от разума нет прогресса». Развертывание данного тезиса приводит его к выводу о том, что даже в науке разум не может и не должен быть всевластным и должен подчас оттесняться или устраняться в пользу других побуждений. Хотя наука – главный «носитель» разума, но даже здесь он не может быть всесильным и универсальным и неразумность в научной сфере не может быть исключена.
Философ
призывает видеть многообразие форм
познания и способов понимания природы
и общества (религия, мифы, наука
и др.), исходить из необходимости
выбора между ними и ни одну из них
не представлять «в качестве меры метода
и знания».Иначе говоря, всегда необходимо
не упускать из виду обе стороны
– «разум» (мышление, науку) и «неразумие».
Каждая из этих сторон имеет равное
право на выражение и внимание,
но не надо абсолютизировать ни одну из
них.
2.
Формы вненаучного знания
В
современной философско-
Одну из интересных и содержательных классификаций
форм вненаучного знания предложили Т.Г.
Лешкевич и Л.А. Мирская. Они выделяют следующие
её формы:
1)
ненаучное, понимаемое как
2)
донаучное, выступающее
3)
паранаучное - несовместимое с
имеющимся гносеологическим
4)
лженаучное - сознательно эксплуатирующее
домыслы и предрассудки, Лженаука
- это ошибочное знание, часто
представляет науку как дело
аутсайдеров. Иногда
5)
квазинаучное знание ищет себе
сторонников и приверженцев, опираясь
на методы насилия и
6)
антинаучное - утопичное и сознательно
искажающее представление о
7)
псевдонаучное знание
3.
Виды познавательных феноменов
Поскольку разномастная совокупность внерационального знания не поддается строгой и исчерпывающей классификации, можно столкнуться с выделением следующих трех видов познавательных феноменов:
- паранормальное знание
- псевдонаука
- девиантная наука.
Причем
их соотношение с научной
Широкий
класс паранормального знания включает
в себя учения о тайных природных
и психических силах и
Для
описания способов получения информации,
выходящей за рамки науки, кроме
термина "паранормальность" используется
термин "внечувственное восприятие"
(или "парачувствительность", "пси-феномены").
Он предполагает возможность получать
информацию или оказывать влияние,
не прибегая к непосредственным физическим
способам. Наука пока еще не может
объяснить задействованные в
данном случае механизмы, как не может
и игнорировать подобные феномены.
Различают экстрасенсорное
Заслуживает внимание то, что в настоящее время исследование паранормального ставится на конвейер науки, которая после серий различных экспериментов делает свои выводы.
Для псевдонаучного знания характерна сенсационность тем, признание тайн и загадок, а также "умелая обработка фактов". Ко всем этим априорным условиям деятельности в данной сфере присоединяется свойство исследования через истолкование. Привлекается материал, который содержит высказывания, намеки или подтверждения высказанным взглядам и может быть истолкован в их пользу. К. Поппер достаточно высоко ценил псевдонауку, прекрасно понимая, что наука может ошибаться и что псевдонаука "может случайно натолкнуться на истину". У него есть и другой вывод: если некоторая теория оказывается ненаучной - это не значит, что она не важна.
По форме псевдонаука - это прежде всего рассказ или история о тех или иных событиях. Такой типичный для нее способ подачи материала называют "объяснением через сценарий". Другой отличительный признак - безошибочность. Бессмысленно надеяться на корректировку псевдонаучных взглядов, ибо критические аргументы никак не влияют на суть истолкования рассказанной истории.
Характеристика девиантного и анормального знания. Термин "девиантное" означает отклоняющуюся от принятых и устоявшихся стандартов познавательную деятельность. Причем сравнение происходит не с ориентацией на эталон и образец, а в сопоставлении с нормами, разделяемыми большинством членов научного сообщества. Отличительной особенностью девиантного знания является то, что им занимаются, как правило, люди, имеющие научную подготовку, но по тем или иным причинам выбирающие весьма расходящиеся с общепринятыми представлениями методы и объекты исследования. Представители девиантного знания работают, как правило, в одиночестве либо небольшими группами. Результаты их деятельности, равно как и само направление, обладают довольно-таки кратковременным периодом существования.