Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2011 в 20:35, курсовая работа
Концепция современного естествознания – новый предмет в системе высшего образования. Насколько же нужно знать современную науку человеку, который, скорее всего, никогда сам не будет работать в ней?
Ответом на этот вопрос могут служить строчки из введения к новому учебнику по «Концепции современного естествознания»: «В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ…………...4
1.1. Древнегреческий период..................................................................................5
1.2. Эллинистический период.................................................................................7
1.3. Древнеримский период античной натурфилософии……………………….9
1.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания.....................................10
1.5. Естествознание в средневековой Европе.....................................................11
1.6. Этап, называемый «научной революцией»..................................................12
Глава 2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ ……………………………………………….…14
Глава 3. РЕВОЛЮЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ……………………………...16
Глава 4. Шумерская цивилизация …………………………………………….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………23
Список использованной литературы.
которая была прекрасно иллюстрирована и сразу же получила широкое
распространение. Она считается первым скрупулезным описанием анатомии из всех известных человечеству. Но это было, если так можно выразиться, развитием статических представлений о человеческом теле.
У. Гарвей (1578—1657) продвинул дело гораздо дальше, начав развитие
биологических аспектов механистической философии. Он заложил основы
экспериментальной физиологии и правильно понял основную схему
циркуляции крови в организме. Гарвей воспринимал сердце как насос, вены и
артерии — как трубы. Кровь он рассматривал как движущуюся под давлением жидкость, а работу венозных клапанов уподоблял клапанам механическим. В спорах со своими коллегами Гарвей утверждал, что «никакого жизненного духа» (эфирного тела) ни в каких частях организма не обнаружено.
В истории естествознания процесс накопления знаний сменялся периодами
научных революций, когда происходила ломка старых представлений и взамен их возникали новые теории. Крупные научные революции связаны с такими достижения человеческой мысли, как:
ü учение о гелиоцентрической системе мира Н. Коперника,
ü создание классической механики И. Ньютоном,
ü ряд фундаментальных открытий в биологии, геологии, химии и физике в
первой половине XIX столетия, подтвердившие процесс эволюционного развития природы и установившие тесную взаимосвязь многих явлений природы,
ü крупные открытия в начале XX столетия в области микромира,
создание квантовой механики и теории относительности. Рассмотрим эти основные достижения. R Польский астроном Н. Коперник в труде «Об обращении небесных сфер» предложил гелиоцентрическую картину мира вместо прежней птолемеевой (геоцентрической). Она явилась продолжением
космологических идей Аристотеля, и на нее опиралась религиозная картина мира. Заслуга Н. Коперника состояла также в том, что он устранил вопрос о
«перводвигателе» движения во Вселенной, так как, согласно его учению, движение является естественным свойством всех небесных и земных тел. Вполне понятно, что его учение не соответствовало мировоззрению католической церкви, и с этого времени начинается противостояние науки и церкви по главным вопросам, касающимся природы.
«Трудно переоценить значение и влияние гелиоцентрической картины мира на все естественные науки. Это было поистине яркое событие в истории естествознания: вместо прежнего неверного каркаса мироздания была введена истинная система координат околоземного космоса»[8]. R Сравнимые по масштабу перемены в теоретической физике произошли в XVII в. Был осуществлен переход от Аристотелевой физики к
Ньютоновой, которая господствовала в западной науке в течение трех столетий. Используя эту модель, физика достигла прогресса и выгодно отличалась от других
дисциплин. Ее законы приобрели математическую формулировку, она доказала свою эффективность при решении многих проблем. С тех пор западная наука добилась крупных успехов и стала мощной силой, преобразующей мир. К тому же она определенным образом формировала мировоззрение ученых. Вступала в силу механистическая картина мира. R Говоря о создании механики Ньютоном, нельзя не упомянуть имя
Галилео Галилея, который стоял у ее истоков. Его принцип инерции
был крупнейшим достижением человеческой мысли: предложив его миру, он решил фундаментальную проблему — проблему движения. Уже одного этого открытия было бы достаточно для того, чтобы Галилей стал выдающимся ученым Нового времени. Однако его научные результаты разнообразны и глубоки. Он исследовал свободное падение тел и установил, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы (в отличие от Аристотеля) и траектория брошенного тела представляет собой параболу. Известны его астрономические наблюдения Солнца, Луны, Юпитера. В работе «Диалог о двух системах мира — Птолемеевой и Коперниковой» он доказал правильность гелиоцентрической картины мира, утверждению которой
способствовали передовые ученые того времени. R Первый закон механики Ньютона — это принцип инерции, сформулированный Галилеем. Во втором законе механики Ньютон утверждает, что ускорение, приобретаемое телом, прямо пропорционально приложенной силе и обратно пропорционально массе этого тела. И третий закон механики Ньютона есть закон действия и противодействия: действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и противоположны по направлению. И еще один закон, предложенный Ньютоном, закон всемирного тяготения, звучит так: все тела взаимно притягиваются прямо пропорционально их массам и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Это — универсальный закон природы, на основе которого была построена теория Солнечной системы. «Механика Ньютона поражает своей простотой. Она имеет дело с материальными точками и расстояниями между ними и, таким образом, является идеализацией реального физического мира. Но благодаря этой простоте стало возможным построение замкнутой механической картины мира. Его теория использовала строгий математический аппарат и опиралась на научный эксперимент. Именно такая тенденция наметилась в физике после его работ»
[9].Благодаря трудам Галилея и Ньютона XVIII век считается началом того
длительного периода времени, когда господствовало механистическое
мировоззрение.
R Развитие биологии в XVIII веке также не обходилось без
революционных открытий в то время шло своим путем:
Þ Г. Мендель (1822-1884) открыл законы наследственности, скрещивая
семена гороха в течение восьми лет.
Þ Исследуя бактерии, Л. Пастер показал, что они присутствуют в
атмосфере, распространяются капельным путем и их можно разрушить высокой температурой. В XIX в. микробиология помогала побеждать инфекционные болезни.
Þ Итогом развития эволюционной концепции стала работа Ч. Дарвина
(1809— 1882) «Происхождение
видов путем естественного
ü исследования Фарадея по электрическим явлениям,
ü работы Максвелла и Герца по электродинамике,
ü изучение явления радиоактивности Беккерелем,
ü открытие первой элементарной частицы (электрона) Томсоном и т.д.
Проникая в область микромира, физики столкнулись с неожиданными проявлениями физической реальности, для описания которой возникла потребность в новой теории, ибо сделать это с помощью классической механики не удавалось. Поэтапно, благодаря работам ряда физиков и главным образом Бора, Гейзенберга, Шредингера, Планка, де Бройля и других, была построена физическая теория микромира, создана квантовая механика. Согласно этой теории, движение микрочастиц в пространстве и времени не имеет ничего общего с механическим движением макрообъектов и подчиняется соотношению неопределенностей: если известно положение микрочастицы в пространстве, то остается неизвестным ее импульс и наоборот. R В 1905 г. А. Эйнштейн создал специальную теорию
относительности, в которой свойства пространства и времени связаны с
материей и вне материи теряют смысл. Эта теория дает преобразование
пространственных и временных координат тел, которые двигаются со скоростями, сравнимыми со скоростью света. Вторая часть теории, которая называется общей теорией относительности, связывает присутствие больших гравитационных полей (или массы) с искривлением пространства. Эта часть теории используется в космологических моделях.
Глава 4. Шумерская цивилизация
Начало шумерской истории содержит в себе много тайн. Историки и археологи потратили немало сил, стараясь разгадать их. Сейчас мы знаем, как выглядели шумеры, в каких богов они верили, как вели хозяйство, воспитывали детей. Археологи ходят по улицам древних шумерских городов, восстанавливают расположение домов и храмов. Однако загадок меньше не становится. По мере накопления знаний возникают новые вопросы. И главный из них- откуда пришли шумеры, где их родина? Страна Шумер получила своё название от народа, поселившегося около 3000 г. до н. э. в низовьях реки Евфрат, неподалёку от впадения её в Персидский залив.
Евфрат разделяется здесь на многочисленные протоки-рукава, которые то
сливаются, то расходятся вновь. Берега реки низкие, поэтому Евфрат часто
меняет свой путь к морю. При этом старое русло превращается постепенно в
болото. Глинистые холмы, расположенные поодаль от реки, сильно выжжены солнцем. Жара, тяжёлые испарения от болот, тучи мошкары заставляли людей держаться подальше от этих мест. Низовья Евфрата долгое время не привлекали внимания земледельцев и скотоводов Передней Азии. Небольшие деревни располагались довольно далеко от воды, так как Евфрат разливается летом очень бурно и неожиданно, и наводнения всегда были здесь очень опасны (память о великих потопах сохранилась в шумерских преданиях). В бескрайние тростниковые заросли люди старались не заходить, хотя под ними скрывались очень плодородные земли. Они образовались из ила, оседавшего во время наводнений. Но в те времена обработка этих земель была ещё людям не под силу. Они умели снимать урожаи только с небольших открытых участков, напоминавших своими размерами скорее огороды, а не поля. Всё изменилось, когда в стране рек и
болот появились новые, энергичные хозяева - шумеры. Вот здесь-то и начинаются загадки. Мы не знаем, откуда они пришли в низовья Евфрата. В шумерских легендах упомянуты только высокие горы на их забытой родине, путь по морю, приведший их к устью Евфрата, и остров в море, который шумеры считали не только своей древней родиной, но и прародиной всех людей вообще. Известно, что речь идет об острове, который в древности называли Дильмун, а сейчас - Бахрейн. На Бахрейне, однако, нет высоких гор, поэтому историки постарались проверить, есть ли правда в этих преданиях, и на протяжении многих лет вели на Бахрейне раскопки. Оказалось, что в древности на острове были шумерские поселения и кладбища- значит, шумеры жили здесь довольно долго. К сожалению,
эти находки относятся к тому же времени, когда шумеры жили уже и в
Междуречье. Может быть, на Бахрейне найдены просто небольшие торговые
городки, связанные с главными городами на Евфрате?
Древнешумерский язык
Шумеры сильно отличались от окружавших их народов и прежде всего своим языком. В наши дни учёные умеют читать шумерские тексты, уже составлены многотомные словари шумерского языка. Для этого потребовалось много десятилетий упорного труда, но учёные не раз ошибались. Постепенно стало ясно, что древнешумерский язык не похож ни на один из древних и современных языков. Поэтому мы можем сказать, с какими народами древности шумеры 'состояли в родстве', хотя учёные пытались подыскать им 'родню' и на Кавказе, и в Гималаях, и на Памире. Всю правду об их далёкой родине мы вряд ли когда-нибудь узнаем. Лучше посмотрим, как повели себя шумеры в незнакомом для них месте, среди тростниковых зарослей и болот. Кроме плодородных, но ещё не
освоенных земель новая родина шумеров могла похвастаться только большим количеством глины и тростника. Ни высоких деревьев, ни пригодного для строительства камня, ни руд, из которых можно выплавлять металлы, здесь не было. Шумеры научились строить дома из глиняных кирпичей; крыши этих домов настилались из тростника. Такой дом нужно было каждый год подправлять, подмазывая стены глиной, чтобы он не разваливался. Заброшенные дома постепенно превращались в бесформенные холмы, т.к. кирпичи были сделаны из необожжённой глины. Шумеры часто оставляли свои дома, когда Евфрат менял русло, и поселение оказывалось далеко от берега. Глины повсюду было много, и за пару лет шумеры успевали 'слепить' новый посёлок на берегу кормившей их
реки. Для ловли рыбы и речных путешествий шумеры использовали плетенные из тростника небольшие круглые лодки, обмазывая их снаружи смолой.
"Клинопись"- шумерское письмо
Обилие глины, из которой делали дома и посуду, предметы утвари и детские
игрушки, подсказало шумерам мысль о том, чтобы писать на глиняных табличках. Писец работал так: из сырой глины изготавливалась небольшая плоская табличка, на которую острой палочкой наносились письмена. На вязкой глине трудно проводить линии одинаковой толщины, поэтому они получались похожими на треугольники или клинышки. Историки называют шумерское письмо 'клинописью'. Не очень нужные записи потом можно было стереть, а таблички с важными документами обжигали на огне, и они становились твёрдыми, как камень. Самые ранние записи принадлежат храмовым чиновникам - они должны были считать, сколько зерна, масла и мяса произведено в хозяйстве, сколько выдано работникам на пропитание, сколько осталось в распоряжении храма. Археологи научились складывать даже разбитые таблички и читать написанное на них. Обладая плодородными землями, шумеры со временем поняли, какие высокие урожая можно получать, если осушить болота и провести воду к сухим участкам.
Информация о работе Панорама современного естествознания и тенденции его развития