Особенности работы мозга, творчество, работоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Введение
Мозг, центральный отдел нервной системы у человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех жизненных функций организма и его уравновешивания со средой, в том числе нервную деятельность, и психические функции, включая мышление.
Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом.

Оглавление

Введение
1. Сущность и понятие человека, как социального существа
1.1 Кто такой человек?
1.2 Понятие целостности человеческой личности
2. Особенности работы мозга
2.1 Естественнонаучные данные о мозге человека
2.2 Задачи мозга
2.3 Интеллект личности
2.4 Информация и мозг
2.5 Исследования в области человеческого мозга
3. Творчество, работоспособность
3.1 Творчество
3.2 Работоспособность
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат КСЕ.docx

— 39.95 Кб (Скачать)

Сознание – это совместное знание, общее, то, что может быть передано другим людям. Язык служит нормой выражения мысли и средством  общения людей. Мысль никогда  не равна прямому значению слова, но она и невозможна без слов.

Высшая нервная деятельность включает в себя три уровня:? сознание;

  • подсознание;
  • творческую интуицию.

Подсознание – это своего рода «автопилот», который помогает летчикам управлять самолетом, когда  он выведен на правильный курс и  поднят в воздух. Оно включает в  себя психические процессы, которые  возникли под влиянием сложных поведенческих  программ, доведены до автоматизма  и стали навыками.

Сверхсознание, или творческая интуиция, понимается как первоначальный этап творчества, который не контролируется ни сознанием, ни волей. Эта деятельность обеспечивает личности выдвижение, обоснование  гипотез, поисков.

 

2.2 Задачи мозга

 

В задачи мозга входит обеспечение  сложных процессов, регулирующих взаимодействие человека с окружающей средой:

1. Гомеостаз, т.е. поддержание  необходимого для жизнедеятельности  человека внутреннего состояния  организма: дыхания, кровообращения, терморегуляции, пищеварения, сна,  бодрствования и т.д.

2. Эмоции, через которые  проявляются тревога, боль, стресс, болезни, удовольствие, радость,  т.е. все положительные и отрицательные  реакции человека.

3. Обучением память, связанные  с реакцией запечатления (отражения), которые формируют внимание человека, его волю, оказывают воздействие  на его интересы и потребности.

Все названные составляющие сознания характеризуют интеллект  личности.

2.3 Интеллект личности

 

Интеллект в переводе с  латинского (intellectus) означает познание, понимание, рассудок. Это способность  мыслить и рационально познавать  действительность. Интеллект зависит  от:

  • генетических особенностей;
  • избранной человеком направленности в своей жизнедеятельности.

Интеллект развивается в  процессе самоэксплуатации, самоупотребления. Поэтому чем больше мы используем разум, мышление, тем больше его развиваем.

Появление на Земле интеллекта – столь же естественный и закономерный этап ее развития, как и возникновение  жизни на ней. Животные тоже ведут  себя разумно, как свидетельствуют  данные этологии – науки, изучающей  поведение животных. Однако человеческий интеллект качественно отличается от «разума» животных, так как человек  способен мыслить абстрактно, образовывать общие понятия, отрываться в мышлении от реальности. Но главное, наверное, состоит  в его способности к рефлексии, т.е. умении видеть себя со стороны, а  следовательно, изучать не только окружающий мир, но и самого себя. Интеллект  принято противопоставлять таким  свойствам человека, как воля, чувства, интуиция.

Мышление человека, обладающего  интеллектом, – это высшая форма  мышления, это отражение и анализ реальной действительности. Это уже  не только физиологический, но и социально-исторический феномен.

Становление интеллекта можно  рассмотреть с позиций теории самоорганизации. Обратные связи типа рефлексов обеспечивают простейшие функциональные зависимости между  «входом» и «выходом» системы, между  стимулом и реакцией организма, причиной и эффектом, который она порождает. Интеллект позволяет приобрести необходимые знания, с чьей помощью  можно предсказывать развитие событий, в зависимости от действий, предпринятых человеком.

Путь совершенствования  системы управления живого существа пролегал, по-видимому, параллельно  развитию структуры обратных связей и их постепенному совершенствованию, превращению обычных рефлексов  в гораздо более сложный нерефлекторный тип. Иными словами, совершенствовались не только рецепторы, т.е. способы регистрации  внешней обстановки, но и, что гораздо  важнее, способы анализа и оценки полученной информации. Это дает возможность  получать представления (прогноз) об изменениях в обстановке, которые могут произойти  в зависимости от того, как живое  существо будет реагировать на информацию, поступающую из внешнего мира.

На пути к интеллекту происходит не просто увеличение объема поступающей  информации и ее разнообразие, но и, главным образом, совершенствование  способов ее анализа от жестко запрограммированного образа действия к гибким программам, возникновение которых осуществляется из осознания необходимости. Математическая теория распознавания образов приоткрывает завесу над тем, как создаются способы отбора рациональных действий из числа допустимых на основе накопленного опыта, т.е. гибкие программы. Их создание всегда предполагает существование тех или иных алгоритмов перебора. Нерефлекторность обратных связей, в которых используются такие алгоритмы, определяется различием опыта и, следовательно, объективных оценок.

Таким образом, под интеллектом  понимается способность мышления предвидеть события, результаты собственных действий, анализировать и оценивать свое состояние и окружающую среду, а  также принимать решения, сообразуясь  со всеми представлениями об окружающем мире. Это и означает действовать  сознательно.

2.4 Информация и мозг

 

Нейрофизиологи экспериментально доказали, что у человека ежесуточно отмирает примерно 100 тыс. нейронов, которые  не используются в осуществлении  тех или иных физических процессов (машина тоже ржавеет без употребления). Процесс отмирания не оказывает  никакого воздействия на общее состояние  сознания. По мнению ученых, человек  имеет доступ лишь к 4% своих нейронов. Остальные клетки, не использованные для мышления или хранения информации, обеспечивают надежность работы мозга, многократно дублируя наиболее значимые для человека и его жизнедеятельности  реакции его взаимодействия с  окружающим миром.

Наш мозг хранит гораздо  больше информации, чем мы того хотим  или в этом нуждаемся. Но доступ к  ней и извлечение ее из памяти –  очень непростое дело. В мозгу  постоянно осуществляются процессы отбора необходимой и значимой информации. Эмоции и чувства способствуют или  препятствуют запоминанию. Это происходит потому, что мыслит мозг не сам по себе – а мыслит человек при  помощи мозга («второе рождение», психоанализ, гипноз и т.п. позволяют извлечь  из глубин памяти необходимую информацию).

Исследуя мозг, ученые обнаружили, что у подавляющего большинства  людей левое полушарие отвечает за язык, речь и контролирует их. Правое же полушарие ответственно за образное мышление, восприятие пространственных отношений (палец может быть порезан  ножом из-за нарушения этих пространственных отношений). При этом у каждого  человека доминирует, т.е. преобладает  либо одно, либо другое полушарие. Именно поэтому одни склонны к точным наукам – абстрактному мышлению, а другие – к образному мышлению (к гуманитарные науки, искусство). Большинство людей с развитым правым полушарием мозга проявляют художественные наклонности, обладают талантами в спорте.

2.5 Исследования в области  человеческого мозга

 

Академик Наталья Петровна Бехтерева (Санкт-Петербург) более 20 лет  занимается изучением мозга. За период исследования у нее сложилось  совершенно твердое убеждение о  том, что мозг человека – это структура, опережающая по отношению ко всему  тому, что происходит на нашей планете. Мозг человека устроен таким образом, что готов к любым ситуациям, которые могут возникнуть под  влиянием «мозга гениев». Мозг любого человека в принципе потенциально готов  к изучению того, что создается  мозгом гениев, что, кажется очень  сложным. Самое непонятное здесь  не в том, что создается мозгом гениев, а в том, что это приемлемо  для всех остальных. Среднего человека, с ее точки зрения, нет, так как  средний человек – это человек, который не «нашел себя».

В черепной коробке сравнительно немного вещества мозга, но в нем  безумное количество элементов. Цифру  их обычно варьируют, считая все в  миллиардах, но ошибка может быть и  достаточно большой – десятки  раз. Мозг устроен так, что у него есть возможность формировать любые  программы. Прелесть мозга, по ее мнению, в том, что там очень мало жестких  структур и поэтому получается, что  он фактически может все. У мозга  есть аппараты отслеживания чего-то, но их не так много и они не появляются заранее, а формируются при надобности.

Яркая группа специалистов работала вместе с Н.П. Бехтеревой над расшифровкой мозговых кодов. Попутно с изучением мозговых кодов они увидели, что в мозгу есть детектор ошибок. В 1977 г. ими была выпущена книга «Мозговые коды в психической деятельности». Прошло более 20 лет, и только сейчас появилась волна публикаций о хрупком пространственно-временном коде.

Исследования мозга показали, что природа очень умело, организовала свои тайны и иногда в некоторые  тайны не следует, грубо говоря, заглядывать. Так, например, им было обнаружено, что  если простимулировать некоторые определенные участки мозга, то вдруг начинают резко возрастать возможности памяти и интеллекта. Это можно использовать в крайних случаях для лечения, но не для того, чтобы человек  стал умнее, так как за все в  жизни приходится платить и надо еще подумать, чем заплатит человечество за эти знания.

 

 

3. Творчество, работоспособность

3.1 Творчество

Творчество – это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что ещё не открыто, и результатом  которой является создание новых  материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у  личности способностей, знаний, умений, благодаря которым создается  продукт, отличающийся новизной, оригинальностью  или уникальностью. Изучение различных  свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности  личности в раскрытии своих собственных  возможностей.

Можно выделить два направления  в осмыслении творчества:

1. Творить может любой  человек, который имеет определенные  знания, владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями,  обстановкой. Согласно этой точке  зрения, все люди рождены одинаковыми  и начинают различаться воспитанием  и т.п.

2. Человек творит неосознанно.  Он – гений от природы. Таким  образом, творчество – это  создание на основе того, что  есть, того, чего еще не было.

Развитие культуры всегда означает творчество, новаторство. Однако если новатор пытается раскрыть сущность застоя, мракобесия, реакции в обществе, если ученый пытается выступить с  новыми теориями, отрицающими старые, извечные догмы, он подвергается опасности  преследования властными структурами. Преследовались и осмеивались творцы нового в живописи, музыке, литературе, архитектуре. Поэтому творец нового должен быть не только «сообразившим» или открывшим что-то новое, но и  достаточно сильным и гибким человеком.

С психологической точки  зрения, творец нового всегда обладает сильным воображением, отличается гибкостью  ума, глубоким мышлением. Разносторонние потребности, высшая критичность, большая  сила воображения позволяют ему  преодолевать все препятствия на пути реализации творчества.

3.2 Работоспособность

 

Работоспособность – это  потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в  течение определенного времени. Она зависит от внешних условий  деятельности и психофизических  ресурсов индивида.

Можно выделить следующие  стадии работоспособности:

  • врабатывание;
  • оптимальная работоспособность;
  • некомпенсируемое и компенсируемое утомление;
  • конечный «порыв».

В зависимости от видов  труда, индивидуальных особенностей, состояния  здоровья продолжительность, чередование  и степень выраженности отдельных  стадий могут варьироваться вплоть до выпадения некоторых из них. Соотношение  продолжительности стадий работоспособности  – один из показателей организации  процесса деятельности.

К. Маркс писал, что труд – это, прежде всего процесс, совершающийся между человеком И природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Труд облагораживает человека. Работоспособным является человек, имеющий хорошее здоровье. Для  того чтобы трудиться, человек должен иметь: средства производства, т.е. орудия труда; условия труда (дороги, здания, рабочее место); определенные знания и навыки; которые постоянно совершенствуются. В процессе труда человек, владея старыми знаниями, добавляет новые  и тем самым развивает не только себя лично, но и человечество. В  результате трудовой деятельности происходят общение людей, самореализация и  самоутверждение личности. Таким  образом, труд – это сознательная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособляемость  видов природы.

 

        Заключение

 

Таким образом, по завершению данной работы я пришла к выводам о том, что:

Во-первых, изучение различных свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности  личности в раскрытии своих собственных  возможностей.

Можно выделить два направления в осмыслении творчества:

1. Творить  может любой человек, который  имеет определенные знания, 
владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями, обстановкой.

2. Человек  творит неосознанно. Он – гений  природы.

Информация о работе Особенности работы мозга, творчество, работоспособность