Особенности работы мозга, творчество, работоспособность

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:25, реферат

Краткое описание

Введение
Мозг, центральный отдел нервной системы у человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех жизненных функций организма и его уравновешивания со средой, в том числе нервную деятельность, и психические функции, включая мышление.
Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом.

Оглавление

Введение
1. Сущность и понятие человека, как социального существа
1.1 Кто такой человек?
1.2 Понятие целостности человеческой личности
2. Особенности работы мозга
2.1 Естественнонаучные данные о мозге человека
2.2 Задачи мозга
2.3 Интеллект личности
2.4 Информация и мозг
2.5 Исследования в области человеческого мозга
3. Творчество, работоспособность
3.1 Творчество
3.2 Работоспособность
Заключение

Файлы: 1 файл

реферат КСЕ.docx

— 39.95 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Сущность и понятие  человека, как социального существа

1.1 Кто такой человек?

1.2 Понятие целостности  человеческой личности

2. Особенности  работы мозга

2.1 Естественнонаучные  данные о мозге человека

2.2 Задачи мозга

2.3 Интеллект  личности

2.4 Информация  и мозг

2.5 Исследования  в области человеческого мозга

3. Творчество, работоспособность

3.1 Творчество

3.2 Работоспособность

Заключение

Список  литературы

 

 

 

Введение

Мозг, центральный  отдел нервной системы у человека, обеспечивающий наиболее совершенные формы регуляции всех жизненных функций организма и его уравновешивания со средой, в том числе нервную деятельность, и психические функции, включая мышление.

Широко  распространено ошибочное представление  об умственном труде как труде  легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде  энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести  труда) значительно ниже, чем при  физическом.

Если  при тяжелом немеханизированном труде они могут достигать 350 – 400 и более ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150 – 200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать  умственный труд легким даже в плане  возможных неблагоприятных последствий  занятия им для здоровья. Пренебрежение  требованиями рациональной организации  и гигиены, при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.

В условиях научно-технического прогресса, когда  наука становится непосредственной производительной силой общества, роль и значение умственного труда  существенно возрастают. Еще в  недавнем прошлом являвшийся занятием сравнительно ограниченного круга  лиц, умственный труд в современных  условиях стал органическим элементом  практически всех видов профессиональной деятельности. По мере усложнения техники  и технологий возрастает социальная значимость личной ответственности  каждого работника, его решений  и действий в обеспечении нормального  и безопасного функционирования промышленных объектов, топливно-энергетических предприятий, транспорта и других объектов. Одно из важнейших условий этого  – хорошее состояние здоровья, постоянный высокий уровень умственной работоспособности и психологической  устойчивости в процессе трудовой деятельности.

В физиологическом  отношении главной особенностью умственного труда является то, что  при нем мозг выполняет функции  не только координирующего, но основного  работающего органа. При этом значительно  активизируются аналитические и  синтетические функции центральной  нервной системы, усложняются прием  и переработка информации, образуются новые функциональные связи, новые  комплексы условных рефлексов, возрастают роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов и нагрузка на них.

Несмотря  на существенные физиологические различия, деление трудовой деятельности на физическую и умственную несколько условно. По мере развития науки и техники  границы между ними все более  сглаживаются.

Тем не менее, ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Одну из наиболее многочисленных групп работников умственного труда составляют учащиеся и студенты. Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, внимания, восприятия, частые стрессовые ситуации (контрольные занятия, зачеты, экзамены), в большой мере малоподвижный образ жизни.

Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность  многообразных жизнепроявлений  человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его  качественной характеристики. Внешний  потенциал физической, психической  и умственной деятельности служит важнейшим  залогом полноценной жизни человека.

Здоровье  выступает в качестве одного из необходимых  и важнейших условий активной, полноценной жизни человека и  общества.

Творчество  – это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что еще  не открыто, и результатом которой  является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний, умений, благодаря которым  создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью или уникальностью.

Работоспособность – это потенциальная возможность  индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности  в течение определенного времени. Она зависит от внешних условий  деятельности и психофизических  ресурсов индивида.

Человек, его здоровье, эмоции, творчество, работоспособность  – все это взаимосвязанные  факторы. Только человек здоровый духовно  и физически может творить, изобретать, целиком и полностью отдавать себя работе.

 

 

 

  1. Сущность и понятие человека, как социального существа

 

         1.1 Кто такой человек?

Человек стал размышлять о  том, кто он собственно такой, едва научился выражать свои мысли и чувства  посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять самого себя. Вероятно, эта глубинная, трудно насыщаемая потребность раскрыть собственную  тайну и составляет сущность человека. Нелегко представить себе, как  мучительно долго, через боль и трагедии истории продвигалось человечество к пониманию значительности и  значимости своей сущности.

До сих пор, обсуждая проблему уникальности человека, мы пытаемся отыскать какие-то необычайные качества Адамова  потомка (например, разум, сознание, творчество), некую субстанцию, которая принципиально  отделяет человека от животного мира. Тайну человека, по-видимому, можно  раскрыть, если обратиться к изначальному противоречию между природностью и  социальностью человека. Человеческая натура – это не сумма врожденных, биологически закрепленных убеждений, но и не безжизненный слепок с матрицы  социальных условий. Это продукт  исторической эволюции и определенных природных механизмов.

Практические потребности  человека являются главным стимулом его познания. Результаты мыслительной деятельности человека становятся всеобщим достоянием через его последующую  знаковую или орудийную деятельность, в которых результат деятельности сознания опредмечивается. В исторически  многовековом процессе осознания мира человеком были выработаны не только членораздельная речь, сформулированы законы логического мышления, но и  созданы разнообразные методы познания, а также произошло обособление  различных специфических форм познания, выделение их в отдельные области: культуру, искусство и т.п.

Человек – это мерило всех ценностей, он является узлом всех связей. Если же эти связи рвутся, значит, что-то испортилось в мире, надо искать, в чем причина, и пытаться убрать с пути все, что мешает человеку быть человеком. Гармония человеческих отношений важна и необходима каждому из нас. И силу, и мужество, и мудрость человек приобретает  в процессе социального «созревания», используя как свой собственный  опыт, так и знания, накопленные  его предшественниками.

Человек изучается многими  науками: медициной, химией, биологией, физиологией, филологией, философией и  т.д. Человек – творец всего комплекса  материальных и духовных ценностей. На всех этапах общественного развития он одновременно выполняет функции  главной производительной силы общества и носителя всех производственных и социальных отношений. Но только в конце XX в., когда появилась реальная возможность уничтожения человеческой цивилизации, человечество пришло к выводу, что высшей ценностью является человек. Именно от человека и его поведения зависит в настоящее время его жизнь и жизнь на Земле. В целом же человек живет ради будущих поколений: все остается людям.

Индивидуумом рождаются. Личностью становятся. Быть личностью  – значит иметь активную жизненную  позицию, осуществить выбор, возникший  в результате внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого  решения и держать за него ответ  перед обществом, в котором человек  живет. Быть личностью – означает осуществлять вклад в общество, в  котором живешь и в котором  жизненный путь индивидуальности превращается в историю Родины, сливается с  судьбой страны.

 

 

1.2 Понятие целостности  человеческой личности

Человеческая личность целостна. Это отражено даже в самом понятии  «индивидуум», что в переводе с  латинского означает «неделимый». Смысл  этого понятия со временем менялся. В процессе антропогенеза человек  постепенно утрачивал устойчивые связи  с природой, свойственные животным. Оставаясь частью природы и подчиняясь ее законам, он в то же время выходит  за ее пределы, поднимается над ее границами, противостоит ей как осознающий себя субъект. Однако именно разум позволяет  ему понять трагизм своего положения, неразрешимость человеческой ситуации. Дисгармония человеческого существования  порождает потребности, далеко выходящие  за пределы животного происхождения:

  • в связи с другими людьми;
  • в самоутверждении;
  • в привязанности;
  • во внутренней целостности;
  • в основе ориентации;
  • в объекте поклонения и т.д. Человеку нужны некие идеальные объекты, цель, идея, которыми он мог бы всецело себя посвятить, и в этом бескорыстном служении реализовать свою сущность и обрести полноту бытия.

В мировом сообществе назрел мировоззренческий кризис. По мере того как наука все активнее превращалась непосредственно в производительную силу, человек все больше и чаще чувствовал себя повелителем природы, относился к ней как к средству. Но в азарте погони за тайнами атома, живой клетки, мощностью, скоростью, грузоподъемностью техники как-то выпала из поля зрения простая истина: за все надо платить. Зловещие черты кризиса начали проявляться тогда, когда интенсивность геологической деятельности стала соизмеряться с динамикой процессов, происходящих миллионы лет в биосфере. Это отразилось и на отдельной личности: перестав осознавать себя целостным микрокосмосом, личность деградирует, отчуждается от общества и природы.

Целостность общечеловеческого  сознания, целостность восприятия человека как составной части единого  универсального организма должны стать  не только предметом осмысления каждого  человека, но и мировоззренческой  основой каждого, соединяющей разум  и чувства.

Идея целостности должна стать непреодолимой преградой  на пути сползания к кризису, пронизывая общее и частное, большое и  малое, бесконечную Вселенную и  точку пространства.

Проблема целосностного  мироздания порождает, по существу, проблему универсального знания, о котором  говорил еще Сократ, а впоследствии Аристотель: «Знание обо всем имеет  тот, кто в наибольшей степени  обладает знанием общего».

 

2. Особенности работы  мозга

         2.1 Естественнонаучные данные о мозге человека

Современное естествознание считает, что все акты сознания возникают  в результате совместного действия множества клеток головного мозга, который является организмом сознания.

Основные действующие  элементы нервной системы – это  нервные клетки, нейроны. Головной мозг человека состоит из 40 50 млрд. нейронов, каждый из которых имеет до 10 тыс. соединений со своими соседями. Эти  соединения осуществляют передачу и  переработку информации.

Поверхность головного мозга  – серое вещество, или кора головного  мозга, состоит из тел нервных  клеток и имеет глубину 2–6 мм. Головной мозг человека имеет мозговые извилины, благодаря которым поверхность мозга оказывается примерно в три раза больше, чем поверхность мозга без извилин.

Мозг человека имеет три  функциональных блока:

  • Блок, обеспечивающий тонус, т.е. нормальную жизнедеятельность.
  • Блок, обеспечивающий прием, переработку и хранение информации, т.е. являющийся главным аппаратом познавательных процессов.
  • Блок, программирующий поведение человека, его регуляцию и контроль за всеми поступками и действиями.

Эти три блока работают в неразрывном единстве Сознание – объект внимания многих наук, как  естественных, так и гуманитарных. Органом сознания является мозг и  интерес к нему очень велик. Вопросы  сознания неразрывно связаны с проблемой  существования мира и проблемами познания человеком самого себя.

Традиционно сознание определяется как высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, сущность которой состоит:

1. В отражении объективных  свойств предметов внешнего мира.

2. В предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов.

3. В правильном регулировании  и саморегулировании взаимоотношений  человека с общественной и  природной действительностью.

Информация о работе Особенности работы мозга, творчество, работоспособность