Лекции по КСЕ

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:03, курс лекций

Краткое описание

Ответы на 60 вопросов.

Файлы: 4 файла

Материалы для учебы от Quator.ru.html

— 26.37 Кб (Скачать)

Отправить свой файл - Quator.ru - Студенческий портал России.mht.html

— 24.03 Кб (Скачать)

Концепции Современного Естествознания.doc

— 227.00 Кб (Открыть, Скачать)

КСЕ шпора главная.doc

— 363.50 Кб (Скачать)

Здравоохранение.

Забота  об охране здоровья относится к числу наиболее важных задач, решение которых возложено на систему здравоохранения. И для повышения деятельности организма было принято ряд мер: значительно усилилась профилактическая направленность лечебно-оздоровительной помощи и приближение ее к производству, расширилась практика санаторно-профилактического лечения. Более высокого качества достигла техническая оснащенность медицинских учреждений и создание на этой основе крупных диагностических центров.

Также в  стране к настоящему времени создана  и функционирует разветвленная сеть поликлиник и больниц, диспансеров и медицинских институтов, лабораторий и аптек, санаториев, профилакториев, домов отдыха, оздоровительных комплексов, пунктов и комнат гигиены и здоровья, системы станций скорой и неотложной помощи.

Таким образом, здравоохранение пытается устранить  или ослабить факторы, вызывающие возникновение  тех или иных форм патологии, добиться повышения уровня здоровья, трудовой активности, продолжительности жизни  человека.  

41. Эмоции, творчество, работоспособность и их взаимосвязь. 

Охрана  природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Воздействие  человека на окружающую среду приняло  угрожающие масштабы. Чтобы в корне  улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. В эмоциональной сфере знания различают элементарные эмоции (голод , жажда , усталость...), чувства (любовь ,горе , радость...), аффекты (ярость ,ужас , отчаяние...), страсти и эмоциональное самочувствие, настроение (веселое, подавленное...), особо сильные состояния эмоциональной напряженности - стрессы . Благодаря возникшей эмоции организм имеет возможность эффективно приспосабливаться к окружающим условиям .

Творческий  процесс вообще невозможен без эмоций, без увлеченности решаемой проблемой.

Творчество  как процесс создания чего-то нового, часто предполагает, что человек может испытать недостаточность информации, знаний, умений для достижения цели и решения той или иной проблемы, а именно поэтому ему необходимо сделать рывок в неизведанное, создать новые здания, умения, новые объекты и произведения. Эмоции, вдохновение, воображение помогают сделать этот "рывок в творчество".

Научное творчество и особенно творчество в искусстве  опирается на воображение, которое  в свою очередь , неразрывно связано  с эмоциями и чувствами человека.

Говоря  о работоспособности , выделяют общую и фактическую работоспособность , уровень которой всегда ниже.  

42. Мозг как орган  сознания. Сознание, познание, творчество 

Коре головного  мозга принадлежит исключительная роль в связи с осуществлением психической деятельности. Многие современные ученые придерживаются точки зрения, что "сознание возникает в результате совместных действий множества клеток мозга так же, как пищеварение есть результат совместных действий клеток пищеварительного тракта". В коре находятся высшие интегративные центры мозга, осуществляющие сознательную регуляцию деятельности организма.

Вообще  Сознание - это одно из основных понятий  философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность  идеального воспроизведения действительности и мышления. В более узком смысле сознание - высшая форма психического отражения , свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей трудовой деятельности.

Познание - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении ; взаимодействие субъекта и объекта.

Правое  полушарие "синтетическое", для  него характерно целостное восприятие. Оно "мыслит" образами. 

43. Взаимодействие организма  и среды, сообществ  организмов. Биоэтика. Принципы охраны природы и рационального природопользования. 

Среда - это  часть природы, окружающая живые  организмы и оказывающая на них  прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают все  необходимое для жизни и в  нее же выделяют продукты обмена веществ. Условия жизни, или условия существования - это совокупность необходимых для организма элементов среды обитания, с которыми он находится в непрерывном единстве и без которых существовать не может.

Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Абиотические факторы - это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. Биотические факторы - это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие.

Биологический принцип: для каждого вида растений (животных) существует оптимум, стрессовые зоны и пределы устойчивости или выносливости в отношении каждого средового фактора.

Условия называют оптимальными, в которых данный вид  оказывается наиболее приспособленным, т. е, оставляет наибольшее количество потомков.

Свойство  видов адаптироваться к тому или  иному диапазону факторов среды  обозначается понятием «экологическая пластичность» (экологическая валентность) вида. Чем шире диапазон колебаний  экологического фактора, в пределах которого данный вид может существовать, тем больше его экологическая пластичность. Виды, способные существовать лишь при небольших отклонениях от оптимальной величины фактора, называются узкоспециализированными, а выдерживающие значительные изменения фактора - широкоприспособленными.

Все факторы  среды взаимосвязаны, и среди  них нет абсолютно безразличных для любого организма. Популяция  и вид в целом реагируют  на эти факторы, воспринимая их по разному. Такая избирательность  обусловливает и избирательное  отношение организмов к заселению той или иной территории. Приспосабливаясь к абиотическим факторам среды и вступая в определенные биотические связи друг с другом, растения, животные и микроорганизмы распределяются по различным средам и формируют многообразные экосистемы, объединяющиеся в биосферу Земли. Каждый вид обладает специфическим экологическим спектром, т. е. суммой экологических валентностей по отношению к факторам среды.

Экологические факторы обычно действуют не по одиночке, а целым комплексом. Действие одного какого-либо фактора зависит от действия других. Однако при комплексном воздействии среды часто имеет место «эффект замещения», который проявляется в сходстве результатов воздействия различных факторов.

В комплексном  действии факторы среды по своему воздействию неравноценны для организмов. Их можно подразделить на главные и фоновые (сопутствующие, второстепенные). Ведущие факторы различны для разных организмов, если даже они живут в одном месте. В роли ведущего фактора жизни на разных этапах жизни организма могут выступать то одни, то другие элементы среды.

Фактор, уровень  которого в качественном или количественном отношении {недостаток или избыток) оказывается близким к пределам выносливости данного организма, называется ограничивающим или лимитирующим.

Основные принципы рационального природопользования.

К ним относится  принцип системного подхода, который  предусматривает комплексную всестороннюю оценку воздействия производства на среду и ее ответных реакций. С  позиции системного подхода ни один природный ресурс не может использоваться или охраняться независимого друг от друга.

Принцип оптимизации  природопользования заключается в  принятии наиболее целесообразных решений  в использовании природных ресурсов и природных систем на основе одновременного экологического и экономического подхода, прогноза развития различных отраслей и географических регионов.

Принцип опережения темпов заготовки и добычи сырья  темпами выхода открытой продукции  основан на снижении количества образующихся отходов в процессе производства, т. е, на более полном использования одного и того же количества исходного сырья. Он предполагает прирост продукции не за счет вовлечения в использование новых масс природных ресурсов, а за счет более полного их использования путем ресурсосбережения и совершенствования технологических процессов.

Принцип гармонизации отношений природы и производства решается на создании и эксплуатации природно-технических, геотехнических или эколого-экономических систем, представляющих собой совокупность какого-либо производства и взаимодействующих с ним элементов природной среды, и обеспечивающих, с одной стороны, высокие производственные показатели, а с другой - поддержание в зоне своего влияния благоприятной экологической обстановки, максимально возможное сохранение и воспроизводство естественных ресурсов.

Принцип комплексного использования природных ресурсов и концентрация производства заключается  в том, что на базе имеющихся в  данном экономическом районе сырьевых и энергетических ресурсов создаются  территориально-производственные комплексы, которые позволяют более полно использовать указанные ресурсы и тем самым снизить вредную нагрузку на окружающую среду.  

44. Экология и культура, право, мораль 

Охрана  природы - задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надежные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторов, если разработаем новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе.

Существует  необходимость приведения норм экологического права Российской Федерации в соответствие с нормами международного права, что предполагает освоение и восприятие российской наукой и правом наиболее эффективных международных концепций и идей в области охраны окружающей среды. Эти положения должны явиться базой для разработки долгосрочной государственной политики, обеспечивающей устойчивое экономическое развитие страны при соблюдении экологической безопасности общества.

Этимологически  термин «мораль» восходит к латинскому слову «mos» (множественное число «mores»), обозначающему «нрав». Другое значение этого слова - закон, правило, предписание. Мораль возникает и развивается на основе потребности общества регулировать поведение людей в различных сферах их жизни. Мораль считается одним из самых доступных способов осмысления людьми сложных процессов социального бытия.

Моральные идеалы, принципы и нормы возникли из представлений людей о справедливости, гуманности, добре, общественном благе  и т.п. Поведение людей, которое  соответствовало этим представлениям объявлялось моральным, противоположное - аморальным. Существует специфичность морали у представителей различных профессий. Все сказанное дает основание говорить, что мораль имеет исторический, социально-классовый и профессиональный характер. 

45. Принцип универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.

Принцип универсального эволюционизма.

 «Эволюция» - это процесс непрерывных, постепенных  количественных изменений. Дарвин  высказывал не только идею  развития, но и представления  о роли изменчивости и отбора в становлении новых форм. Опубликование труда Дарвина - это не первое провозглашение изменяемости и развития мира, положившее конец представлению о нем как о чем-то застывшем и неизменном.

Современное эволюционное учение видит свою главную  задачу в том, чтобы на основе углубленного познания механизма эволюционных процессов предсказать возможности эволюционных преобразований, а, в свою очередь, на этой основе управлять эволюционным процессом. Все возрастающую в решении этой задачи играет одна из наиболее перспективных отраслей биологической науки - генетика.

Структурно  синтетическая теория эволюции состоит  из теорий микро - и макро - эволюции. Теория микроэволюции изучает необратимые  преобразования тенетико—экологической структуры популяции, которые могут привести к формированию нового вида. Теория макроэволюции изучает происхождение надвидовых таксонов, основные направления и закономерности развития жизни на Земле в целом, включая возникновение жизни и происхождение человека. Изменения, которые изучаются в рамках микроэволюции, доступны непосредственному наблюдателю, тогда как макроэволюцмл происходит на протяжении длительного исторического периода времени и поэтому ее процесс может быть только реконструирован задним числом.

Информация о работе Лекции по КСЕ