Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:38, реферат
В недалеком прошлом естествознание считалось производительной силой. Хотя оно и не производит непосредственно материальную продукцию, но очевидно, что в основе производства любой продукции лежат естественно-научные разработки. В последнее время естественно-научные знания принято считать базовым ресурсом экономики, по своей значимости превосходящим традиционные капитал, рабочую силу и материальные ресурсы. При такой оценке принимают во внимание не столько конечную продукцию того или иного производства, сколько естественно-научную информацию, на базе которой организуется и реализуется производство материальных ценностей.
Целью данной работы является изучение различных видов критерий естественно-научного познания и тенденций развития мира.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….……..……………...3
1. Антинаучные тенденции развития мира……………….……………..……..4
2. Естествознание и нравственность………………………………………......11
3. Рациональная и реальная картина мира в формировании мировоззрения…………………………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..25
Есть ли вред от антинауки?
Прямого вреда, впрочем, непосредственного
от веры в НЛО и растения, чувствующие
на расстоянии, что их собрались
сорвать, нет. Хуже другое — человек,
приучившийся все воспринимать некритически,
отучившись думать, становится легкой
добычей всяческих жуликов, т.е. тех,
которые обещают сделать
Непосредственный вред
приносит псевдомедицина (антимедицина).
Тех, кого лечили знахари, «сильнейшие
колдуны», «магистры и апостолы черной
и белой магии» и «потомственные
ворожеи», обычно врачи спасти уже
не могут. Иногда говорят, что знахари
и колдуны излечивают путем внушения,
гипноза и т.д. Разумеется, это
возможно, но лишь если болезни связаны
с психикой либо имеют одновременно
психическую и соматическую причины.
Поэтому внушением достигается
чаще всего кратковременное
В естествознании иногда бывает так, что полученные результаты измерений не вписываются в рамки старой теории. Вопрос в том, в рамки какой теории они не вписываются. Если речь идет, например, о необычных магнитных свойствах или необычно низком сопротивлении керамического образца, изготовленного из оксидов меди и лантана, то это странно (мы привыкли, что керамика — это диэлектрик) и надо бы разобраться тщательно и перемерить семь раз. Но зато тот, кто разобрался (а не прошел мимо), открыл высокотемпературную сверхпроводимость. Неожиданности в науке бывают. Более того, в неожиданных результатах есть особая прелесть — к их достижению всегда стремятся.
2. Естествознание и
Развитие естествознания, науки вообще и сама жизнь общества нуждаются в урегулировании поведения и действий людей посредством не только правовых, но и нравственных норм. Существуют многочисленные и многогранные взаимосвязи естествознания и нравственности как системы социальных норм, регулирующих поведение людей и направленных на сохранение и развитие общества. Ученый-естествоиспытатель, как и любой человек, испытывает двойной контроль: внешний — со стороны государства, социальной группы, общества и внутренний — основанный на развитом чувстве ответственности, совести и нравственном идеале. Человечество выдвигало разные нравственные идеалы: гармоническое единство многообразных интересов людей, единство личного и общественного, царство справедливости, добра, правды и красоты. Они изменялись, обогащались опытом жизни. Наряду с правом в любом обществе действуют так называемые «неписаные законы», которые лежат в основе правил нравственности — морали. [3, с.42]
Естествознание, как и вся наука в целом, оказывает сильное влияние на мораль, испытывая на себе обратное воздействие. Общество не может не ограничивать научный поиск, если сам поиск или его результаты противоречат нормам нравственности или сложившимся представлениям о гуманности. Вопрос, можно ли запретить постижение истины во имя спасения морали, ответа не имеет. Приоритет истины перед моралью иногда основывается на простом сравнении: мораль относительна и изменчива, а истина абсолютна и вечна. Однако справедливость такого довода весьма сомнительна. Во-первых, любая истина, в том числе и естественно-научная, всегда относительна в силу объективных и субъективных причин. Во-вторых, не всякая истина нужна людям, о чем хорошо сказал немецкий философ Шопенгауэр: «Вы превозносите достоверность и точность математики, но зачем мне с достоверностью знать то, что мне знать не нужно?»
До сих пор так или иначе ставятся под сомнение или ограничиваются некоторые этнографические исследования, эксперименты над человеческими зародышами и многое другое. Продолжают бунтовать противники вивисекции — операций на живом животном с целью изучения функций организма, действия на него различных препаратов, разработки новых методов лечения и т.п. До сих пор спорят, нравственна ли пересадка органов.
Остается спорной
Создатели евгеники исходили из того, что все люди несовершенны. Уже в раннем возрасте можно заметить — одни дети одарены здоровьем, но природа «отдохнула» на интеллекте, другие не могут похвастаться физической красотой и крепостью, но опережают сверстников в умственном развитии, третьи — хорошо успевают и в школе, и в спортивной секции, но вот характер не сахар... И таким комбинациям нет числа. Эта закономерность нашла отражение даже в пословицах и поговорках («Сила есть — ума не надо» и т.п.). А сказок о глупых красавицах и умных дурнушках просто не счесть. Поэтому человек, сочетающий в себе и красоту, и силу, и интеллект, и нравственность, кажется каким-то чудом природы. У окружающих такие люди вызывают разные чувства — у кого восхищение, а у кого и зависть. А вот ученые уже много лет назад стали задумываться над тем, как и в силу каких причин появляются на свет такие редкие, всесторонне одаренные люди. И нельзя ли сделать так, чтобы их в человеческом обществе становилось все больше и больше? Как изменилась бы жизнь вокруг...
Первый, кто поставил перед
собой этот вопрос, был английский
психолог и антрополог Фрэнсис Гальтон
(1822—1911), двоюродный брат Чарлза Дарвина
(1809—1882). Аристократ по происхождению,
Гальтон занялся изучением
Однако любой селекционер знает: чтобы создать новую породу с улучшенными свойствами, нужно выбраковать примерно 95% животных. Худшие не должны участвовать в размножении — таков принцип любо го отбора. И вот тут евгеника напрямую сталкивается с неразрешимыми проблемами, лежащими в области человеческой этики и морали. [3, с.43]
Как бы ни были гуманны побудительные мотивы евгеники — сделать человечество более здоровым, красивым, одаренным и, в конечном счете, более счастливым, — в самой ее сути есть какой-то изъян. Она не вписывается в сложную структуру человеческого общества, сотканного из противоречий не только биологических, но и юридических, социальных, психологических, религиозных. Ведь всякое усовершенствование так или иначе начинается с разделения на плохое и хорошее, жизнеспособное и слабое, талантливое и бездарное. Разделение — а потом отбор, выбраковка не отвечающих тем или иным требованиям вариантов. На уровне человеческого общества такой отбор неизбежно означает дискриминацию.
С точки зрения чистой науки евгеника в своих посылках тоже содержит изъяны. Например, ее основная задача — изменение соотношения вредных и полезных признаков в сторону полезных. В самом деле, в некоторых случаях можно сказать, что есть «вредные» разновидности генов и «полезные». Однако по самым оптимистическим подсчетам генетиков за 200—300 лет можно было бы увеличить число «полезных» генов в человеческой популяции всего лишь на сотые доли процента. Бесполезность отбраковки «вредных» генов показали и эксперименты нацистов: в свое время в фашистской Германии были уничтожены многие психически больные, и сначала действительно рождалось меньше детей с отклонениями. Но спустя 40—50 лет, и сейчас процент психически больных в Германии приблизительно такой же, как и раньше.
Другой камень преткновения — евгеника пытается контролировать сложные поведенческие признаки людей, интеллект и одаренность, которые определяются большим числом генов. Характер их наследования очень сложен. К тому же в развитии таланта и интеллекта большую роль играют культура, язык, условия воспитания. Все это передается ребенку не через гены, а с помощью общения с близкими людьми и учителями.
Вне всякого сомнения, задачи
евгеники остаются благородными. Основная
дискуссия идет вокруг способов их
решения. Возможно, что с развитием
генных технологий сложнейшая задача
улучшения наследственного
В обществе, в котором преобладают люди с рациональным, практическим складом ума, наука развивается иначе, чем в обществе, где больше идеалистов и романтиков и где запрещающие барьеры носят национальный, этнический или сословный характер.
Влияние естествознания на
мораль в обществе всегда было огромно,
однако в нем никогда не было единого
мнения в вопросе об оценке такого
влияния. С одной стороны, расширение
горизонтов знания, разрушение унизительных
предрассудков, обеспечение доступа
к естественно-научным и
Еще в недалеком прошлом
многие сторонники науки надеялись,
что она способна решить и нравственные
проблемы. Но теперь, кажется понятно,
что из науки и особенно из естествознания
трудно извлечь правила о том,
как надо и не надо поступать. Известно,
что во многих странах большинство
передовых естественно-научных
Взаимосвязь и сочетание
естествознания как науки о природе
и морали как правил нравственности,
безусловно, сложны, и для их научного
анализа по-прежнему остается огромное
поле деятельности. Очевидно одно: естествознание
вряд ли может претендовать на замещение
морали. Ясно и другое: настоящим
ученым всегда руководит высокий
нравственный идеал, ради которого он
трудится не покладая рук, ради которого
он решает чрезвычайно трудную, но благородную
задачу расширения горизонта естественно-научного
познания загадочного и постоянно
изменяющегося окружающего
3. Рациональная и реальная
Основываясь на естественно-научном восприятии мира, многие убеждены, что окружающий мир подвластен рациональному анализу. Для них, как они полагают, все явления природы можно логически объяснить, а то, что сегодня кажется чудом, завтра станет объяснимым и понятным. В узком смысле слова «моя картина мира», «мое мировоззрение» — это мои собственные представления об окружающем мире, сложившиеся на основе его восприятия моими органами чувств. В широком смысле — это мои накопленные суждения обо всем, что воспринимают мои органы чувств и чем заняты мои мысли. Все это лишь отражение небольшой части видимого окружающего нас мира.
Многие думают примерно
так: «Как можно найти место для
различных невидимых