Контрольная работа По предмету «Концепции современного естествознания»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Познание - это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации (информация - объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к отображаемому объекту, упорядоченность и структура которого переносятся в отражающую систему в процессе взаимодействия). Специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание».

Оглавление

План.
Вопрос №1.Теория циклов как методология естественно - научного познания.
Введение
1.1. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания.
1.2. Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
Заключение.
Вопрос №2. Гипотезы происхождения Солнечной системы.
Введение
2.1. Гипотезы о происхождении солнечной системы.
2.2. Современная теория происхождения солнечной системы.
2.3. Солнце - центральное тело нашей планетной системы.
2.4. Планеты земной группы.
2.5. Планеты-гиганты.
Заключение
Вопрос №3.Концепции происхождения жизни.
Введение
3.1.Концепция стационарного состояния
3.2. Концепция панспермии.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.08 Кб (Скачать)

      В процессе познания используется и такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

      С этим приемом связан метод моделирования, получивший особое распространение в современных условиях. Этот метод основан на принципе подобия. Его сущность состоит в том, что непосредственно исследуется не сам объект, а его аналог, его заместитель, его модель, а затем полученные при изучении модели результаты по особым правилам переносятся на сам объект.

     Моделирование используется в тех случаях, когда сам объект либо труднодоступен, либо его прямое изучение экономически невыгодно и т.д. Различают ряд видов моделирования:

1. Предметное  моделирование, при котором модель  воспроизводит геометрические, физические, динамические или функциональные  характеристики объекта. Например, модель моста, плотины, модель  крыла самолета и т.д.

2. Аналоговое  моделирование, при котором модель  и оригинал описываются единым  математическим соотношением. Примером  могут служить электрические  модели, используемые для изучения  механических, гидродинамических и  акустических явлений.

3. Знаковое  моделирование, при котором в  роли моделей выступают схемы,  чертежи, формулы. Роль знаковых  моделей особенно возросла с  расширением масштабов применения  ЭВМ при построении знаковых  моделей.

4. Со  знаковым тесно связано мысленное  моделирование, при котором модели  приобретают мысленно наглядный  характер. Примером может в данном  случае служить модель атома,  предложенная в свое время  Бором.

5. Наконец,  особым видом моделирования является  включение в эксперимент не  самого объекта, а его модели, в силу чего последний приобретает  характер модельного эксперимента. Этот вид моделирования свидетельствует  о том, что нет жесткой грани  между методами эмпирического  и теоретического познания.

      С моделированием органически связана идеализация - мысленное конструирование понятий, теорий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых существует близкий прообраз или аналог в реальном мире. Примерами построенных этим методом идеальных объектов являются геометрические понятия точки, линии, плоскости и т.д. С подобного рода идеальными объектами оперируют все науки - идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация, государство и т.д.

    Существенное место в современной науке занимает системный метод исследования или (как часто говорят) системный подход.

     Этот метод и стар и нов. Он достаточно стар, поскольку такие его формы и составляющие, как подход к объектам под углом зрения взаимодействия части и целого, становления единства и целостности, рассмотрения системы как закона структуры данной совокупности компонентов существовали, что называется от века, но они были разрозненны. Специальная разработка системного подхода началась с середины ХХ века с переходом к изучению и использованию на практике сложных многокомпонентных систем.

     Системный подход - это способ теоретического представления и воспроизведения объектов как систем. Основные понятия системного подхода: «элемент», «структура», «функция» и т.д. - были рассмотрены ранее в теме «Диалектика и ее альтернативы».

     В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как таковых, а прежде всего структуры объекта и места элементов в ней. В целом же основные моменты системного подхода следующие:

1. Изучение  феномена целостности и установление  состава целого, его элементов.

2. Исследование  закономерностей соединения элементов  в систему, т.е. структуры объекта,  что образует ядро системного  подхода.

3. В  тесной связи с изучением структуры  необходимо изучение функций  системы и ее составляющих, т.е.  структурно-функциональный анализ  системы.

4. Исследование  генезиса системы, ее границ  и связей с другими системами.

     Особое место в методологии науки занимают методы построения и обоснования теории. Среди них важное место занимает объяснение - использование более конкретных, в частности, эмпирических знаний для уяснения знаний более общих. Объяснение может быть:

а) структурным, например, как устроен мотор;

б) функциональным: как действует мотор;

в) причинным: почему и как он работает.

      При построении теории сложных объектов важную роль играет метод восхождения от абстрактного к конкретному.

      На начальном этапе познание идет от реального, предметного, конкретного к выработке абстракций, отражающих отдельные стороны изучаемого объекта. Рассекая объект, мышление как бы умерщвляет его, представляя объект расчлененным, разъятым скальпелем мысли.

     Теперь встает на очередь следующая задача - воспроизвести объект, его целостную картину в системе понятий, опираясь на выработанные на первом этапе абстрактные определения, т.е. перейти от абстрактного к конкретному, но уже воспроизведенному в мышлении или к духовно-конкретному. Именно такой путь от общих абстракций товара, денег и т.д. до целостной, богатой картины капитализма проделывает Маркс в "Капитале". При этом само построение теории может быть осуществлено либо логическим, либо историческим методами, которые тесно связаны между собой.

     При историческом методе теория воспроизводит реальный процесс возникновения и развития объекта вплоть до настоящего времени, при логическом она ограничивается воспроизведением сторон объекта, как они существуют в предмете в развитом его состоянии. Выбор метода, естественно, не произволен, а диктуется целями исследования.

    Исторический и логический методы тесно взаимосвязаны. Ведь в результате, в итоге развития сохраняется все положительное, накапливавшееся в процессе развития объекта. Не случайно организм в своем индивидуальном развитии повторяет эволюцию живого от уровня клетки до современного состояния.

      Поэтому можно сказать, что логический метод есть тот же исторический, но очищенный от исторической формы. Так, учащийся начинает изучать математику с того, с чего начиналась ее история - с арифметики, а Маркс рисует логическим методом картину капитализма, начиная с того, откуда капитализм берет свое начало исторически - с товара.

      В свою очередь исторический метод в конечном счете дает ту же, что и логический метод, реальную картину объекта, но логический метод при этом отягощен исторической формой. В построении теории, как и идеальных объектов, важная роль принадлежит аксиоматизации - способу построения научной теории, при котором в основу его кладутся некоторые исходные положения - аксиомы или постулаты, из которых все остальные утверждения теории выводятся дедуктивно чисто логическим путем, посредством доказательства.

      Как уже отмечено выше, этот метод построения теории предполагает широкое использование дедукции. Классическим образцом построения теории аксиоматическим методом может служить геометрия Евклида. 

1.2. Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура.

    Завершая анализ проблем, связанных с научным познанием, остановимся кратко на этапах познавательного цикла и основных главных формах научного познания.

     Начальная ступень научного познавательного цикла - постановка проблемы, которую можно определить как знание о незнании, знание со знаком вопроса. В постановке проблемы необходимо, во-первых, осознание некоторой ситуации как задачи; во-вторых, четкое понимание смысла проблемы, ее формулирование с разграничением известного и неизвестного.

     Второе звено цикла - выработка гипотезы (или ряда гипотез) с целью решения проблемы. Гипотеза - научно обоснованное предположение, исходящее из фактов, умозаключение, имеющее своим назначением решить научную проблему и носящее вероятностный характер. Не вдаваясь в подробности, укажем на признаки плодотворности гипотезы.

     Прежде всего качество гипотезы определяется мерой ее способности охватить как исследуемый круг явлений, так и другие, в том числе и вновь открываемые явления. Сила гипотезы измеряется и тем, насколько она способна предсказывать новые факты. Наконец, гипотеза должна отвечать требованию принципиальной проверимости, нерифицируемости.

     Приобретение гипотезой статуса достоверного знания, статуса теории предполагает ее подтверждение, доказательство, осуществляемое различными способами, прежде всего практикой, экспериментом. Теория в отличие от гипотезы представляет собой уже не вероятное, а достоверное знание.

     Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д.

   Обозначим основные черты научной теории: 

1. Научная  теория - это знание об определенном  предмете или строго определенной, органически связанной группе  явлений. Объединение знания в  теорию определяется ее предметом.

2. Теорию  в качестве важнейшего ее признака  характеризует объяснение известной  совокупности фактов, а не простое  их описание, вскрытие закономерностей  их функционирования и развития.

3. Теория  должна обладать прогностической  силой, предсказывать течение  процессов.

4. В  развитой теории все ее главные  положения должны быть объединены  общим началом, основанием.

5. Наконец,  все входящие в содержание  теории положения должны быть  обоснованы. 

     Что же касается структуры научной теории, то она включает, во-первых, основания теории (аксиомы геометрии Евклида, принципы диалектики); во-вторых, законы, выступающие в качестве косяка научной теории, ее базы; в-третьих, узловые понятия, категориальный аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основное содержание теории; наконец, в-четвертых, идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми.

Заключение

    Знание - идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира.

    Функциями знания являются обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий.

      Специфика научного знания обусловлена многозвенной структурой, элементами которой выступают изучаемые явления, чувственные образы, мысли, собственные, общие и понятийные имена, единичные и универсальные высказывания. Если действовать в довольно грубой дихотомической манере (деля целое на две части), то приходим к сопоставлению единичного и общего. Сферу единичного часто называют фактуальным сфера общего при этом называется теоретическим. Как сфера единичного (факт), так и сфера общего (теория) не представляют собой монолиты, они многомерны и содержат различные компоненты. Так, факт включает событийный, перцептивный (чувственный) и лингвистический компоненты. Теория содержит бытийный, когнитивный (мыслительный) и лингвистический компоненты. При этом теория - это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Эта модель строится таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них пологическим правилам. Поэтому под теорией в широком смысле слова имеется в виду система достоверных представлений, идей, принципов, объясняющих какие-либо явления.

     Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т. д.) определяется целым рядом факторов, Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.

Информация о работе Контрольная работа По предмету «Концепции современного естествознания»