Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:43, контрольная работа
Познание - это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации (информация - объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к отображаемому объекту, упорядоченность и структура которого переносятся в отражающую систему в процессе взаимодействия). Специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание».
План.
Вопрос №1.Теория циклов как методология естественно - научного познания.
Введение
1.1. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания.
1.2. Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
Заключение.
Вопрос №2. Гипотезы происхождения Солнечной системы.
Введение
2.1. Гипотезы о происхождении солнечной системы.
2.2. Современная теория происхождения солнечной системы.
2.3. Солнце - центральное тело нашей планетной системы.
2.4. Планеты земной группы.
2.5. Планеты-гиганты.
Заключение
Вопрос №3.Концепции происхождения жизни.
Введение
3.1.Концепция стационарного состояния
3.2. Концепция панспермии.
Заключение.
Список используемой литературы.
Зачётная книжка 4376
3 курс
Группа 310 ППС
Вариант 6
Контрольная работа
По предмету «Концепции современного естествознания»
Студентки факультета заочного отделения
3 курса 310 группы
Ставропольского государственного
педагогического института
Глыга Елены
Геннадьевны
Вариант 6.
План.
Вопрос №1.Теория циклов как методология естественно - научного познания.
Введение
1.1. Методы и
методология познания. Общенаучные
методы эмпирического и
1.2. Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
Заключение.
Вопрос №2. Гипотезы происхождения Солнечной системы.
Введение
2.1. Гипотезы
о происхождении солнечной
2.2. Современная
теория происхождения
2.3. Солнце - центральное тело нашей планетной системы.
2.4. Планеты земной группы.
2.5. Планеты-гиганты.
Заключение
Вопрос №3.Концепции происхождения жизни.
Введение
3.1.Концепция стационарного состояния
3.2. Концепция панспермии.
Заключение.
Список
используемой литературы.
Вопрос №1. Теория циклов как методология естественно – научного познания.
Введение
Познание - это процесс избирательно-
1.1. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания.
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.
Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии.
При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп:
1. Всеобщие,
философские методы, сфера применения
которых наиболее широка. К их
числу принадлежит и
2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. И своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на заключительной и т.д. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов.
3. Частные
или специальные методы, характерные
для отдельных наук или
4. Наконец,
особую группу методов
Остановимся кратко на характеристике некоторых общенаучных методов исследования. Обратимся прежде всего к методам, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания - к наблюдению и эксперименту.
Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие:
1) однозначность цели, замысла;
2) системность в методах наблюдения;
3) объективность;
4) возможность
контроля либо путем
Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.
Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений.
Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.
Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных.
Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различают простое и соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи наряду с этим используют и метод интроспекции (самонаблюдения).
Эксперимент в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.
Преимущества эксперимента в сравнении
с наблюдением состоят в том, во-первых,
что оказывается возможным изучать явление,
так сказать, в "чистом виде", во-вторых,
могут варьироваться условия протекания
процесса, в-третьих, сам эксперимент может
многократно повторяться.
Различают
несколько видов эксперимента.
1. Простейший
вид эксперимента - качественный, устанавливающий
наличие или отсутствие
2. Вторым,
более сложным видом является
измерительный или
3. Особой
разновидностью эксперимента в
фундаментальных науках
4. Наконец:
специфическим видом
Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.
Обозначим некоторые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез. Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.
Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Противоположностью индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания.
Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение - установление сходства и различия объектов, явлений. Индукция, сравнение, анализ и синтез подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Примеры классификаций - таблица Менделеева, классификации животных, растений и т.д. Классификации представляются в виде схем, таблиц, используемых для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов. А теперь обратимся к методам познания, используемым на теоретическом уровне научного познания. Это, в частности, абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.
Информация о работе Контрольная работа По предмету «Концепции современного естествознания»