Контрольная работа По предмету «Концепции современного естествознания»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:43, контрольная работа

Краткое описание

Познание - это процесс избирательно-активного действия, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации (информация - объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к отображаемому объекту, упорядоченность и структура которого переносятся в отражающую систему в процессе взаимодействия). Специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание».

Оглавление

План.
Вопрос №1.Теория циклов как методология естественно - научного познания.
Введение
1.1. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания.
1.2. Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура
Заключение.
Вопрос №2. Гипотезы происхождения Солнечной системы.
Введение
2.1. Гипотезы о происхождении солнечной системы.
2.2. Современная теория происхождения солнечной системы.
2.3. Солнце - центральное тело нашей планетной системы.
2.4. Планеты земной группы.
2.5. Планеты-гиганты.
Заключение
Вопрос №3.Концепции происхождения жизни.
Введение
3.1.Концепция стационарного состояния
3.2. Концепция панспермии.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 50.08 Кб (Скачать)

Зачётная книжка 4376

3 курс

Группа 310 ППС

Вариант 6 
 

                                                     Рецензия: 
 

Контрольная работа

По предмету «Концепции современного естествознания»

Студентки факультета заочного отделения

3 курса  310 группы

Ставропольского государственного

педагогического института

Глыга Елены  Геннадьевны 
 

                                                             Преподаватель:  Цвирко Наталья Ивановна 
 
 
 

                                                                               356236

                                                                               Ставропольский край

                                                                               Шпаковский район

                                                                               Село Верхнерусское

                                                                                   Улица Комсомольская №132

Вариант 6.

План.

 Вопрос №1.Теория циклов как методология естественно - научного познания.

Введение

1.1. Методы и  методология познания. Общенаучные  методы эмпирического и теоретического  познания.

1.2. Основные этапы познавательного цикла и формы научного познания. Научная теория и ее структура

Заключение.

Вопрос  №2. Гипотезы происхождения  Солнечной системы.

Введение 

2.1. Гипотезы  о происхождении солнечной системы. 

2.2. Современная  теория происхождения солнечной  системы.

2.3. Солнце - центральное  тело нашей планетной системы.

2.4. Планеты земной  группы.

2.5. Планеты-гиганты.

Заключение

Вопрос  №3.Концепции происхождения  жизни.

Введение

3.1.Концепция стационарного состояния

3.2. Концепция панспермии.

Заключение. 

Список  используемой литературы. 
 
 
 
 
 
 

Вопрос  №1. Теория циклов как  методология естественно – научного познания.

Введение

    Познание - это процесс избирательно-активного  действия, отрицания и преемственности  исторически сменяющихся, прогрессирующих  форм приращения информации (информация - объективное свойство материальных систем, вторичное по отношению к отображаемому объекту, упорядоченность и структура которого переносятся в отражающую систему в процессе взаимодействия). Специальная форма представления информации, позволяющая человеческому мозгу хранить, воспроизводить и понимать ее, формирует такое понятие, как «знание». Знание - есть проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания   действительности, который, с одной стороны, являет собой адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теоретических схем, теорий, а с другой - выступает как владение ими и умение действовать на их основе. По генезису и способу функционирования знание есть социальный феномен, средством фиксации которого выступают естественный и искусственные языки. Данное обобщение обеспечивает конкретизацию понятия «наука». Наука - это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации, проверке знаний с целью их высоко эффективного использования. Наука - это знание, достигшее оптимальности по критериям обоснованности, достоверности, непротиворечивости, точности, эмпирической подтверждаемости и принципиально возможной фальсифицируемости, концептуальной связности, предсказателной силе и практической эффективности. Указанные критерии (нормы, идеалы) характерны для всех паук, всех составляющих дисциплинарной матрицы современного научного знания - от философских, логических, математических, кибернетических до естественно-научных, технических и гуманитарных наук. Наука - особая отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире - возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса позиция. Кроме научного познания, существуют также вне научные способы постижения действительности. Важнейшим из которых является искусство, а самым знакомым - обыденное познание.

1.1. Методы и методология познания. Общенаучные методы эмпирического и теоретического познания.

     Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

    Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии.

     При всем различии и многообразии методов они могут быть разделены на несколько основных групп:

1. Всеобщие, философские методы, сфера применения  которых наиболее широка. К их  числу принадлежит и диалектико-материалистический  метод.

2. Общенаучные методы, находящие применение во всех или почти во всех науках. И своеобразие и отличие от всеобщих методов в том, что они находят применение не на всех, а лишь на определенных этапах процесса познания. Например, индукция играет ведущую роль на эмпирическом, а дедукция - на теоретическом уровне познания, анализ преобладает на начальной стадии исследования, а синтез - на заключительной и т.д. При этом в самих общенаучных методах находят, как правило, свое проявление и преломление требования всеобщих методов.

3. Частные  или специальные методы, характерные  для отдельных наук или областей  практической деятельности. Это  методы химии или физики, биологии  или математики, методы металлообработки  или строительного дела.

4. Наконец,  особую группу методов образуют  методики, представляющие собой  приемы и способы, вырабатываемые  для решения какой-то особенной,  частной проблемы. Выбор верной  методики - важное условие успеха  исследования.

     Остановимся кратко на характеристике некоторых общенаучных методов исследования. Обратимся прежде всего к методам, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания - к наблюдению и эксперименту.

Наблюдение  - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие:

1) однозначность  цели, замысла;

2) системность  в методах наблюдения;

3) объективность;

4) возможность  контроля либо путем повторного  наблюдения, либо с помощью эксперимента. 

    Наблюдение используется, как правило, там, где вмешательство в исследуемый процесс нежелательно либо невозможно.

    Наблюдение в современной науке связано с широким использованием приборов, которые, во-первых, усиливают органы чувств, а во-вторых, снимают налет субъективизма с оценки наблюдаемых явлений.

    Важное место в процессе наблюдения (как и эксперимента) занимает операция измерения. Измерение - есть определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за эталон.

      Поскольку результаты наблюдения, как правило, приобретают вид различных знаков, графиков, кривых на осциллографе, кардиограмм и т.д., постольку важной составляющей исследования является интерпретация полученных данных.

    Особой сложностью отличается наблюдение в социальных науках, где его результаты во многом зависят от личности наблюдателя и его отношения к изучаемым явлениям. В социологии и психологии различают простое и соучаствующее (включенное) наблюдение. Психологи наряду с этим используют и метод интроспекции (самонаблюдения).

     Эксперимент в отличие от наблюдения - это метод познания, при котором явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.

    Преимущества эксперимента в сравнении с наблюдением состоят в том, во-первых, что оказывается возможным изучать явление, так сказать, в "чистом виде", во-вторых, могут варьироваться условия протекания процесса, в-третьих, сам эксперимент может многократно повторяться. 

Различают несколько видов эксперимента. 

1. Простейший  вид эксперимента - качественный, устанавливающий  наличие или отсутствие предлагаемых  теорией явлений.

2. Вторым, более сложным видом является  измерительный или количественный  эксперимент, устанавливающий численные  параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса.

3. Особой  разновидностью эксперимента в  фундаментальных науках является  мысленный эксперимент.

4. Наконец:  специфическим видом эксперимента  является социальный эксперимент,  осуществляемый в целях внедрения  новых форм социальной организации  и оптимизации управления. Сфера  социального эксперимента ограничена  моральными и правовыми нормами. 

     Наблюдение и эксперимент являются источником научных фактов, под которыми в науке понимаются особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Факты - фундамент здания науки, они образуют эмпирическую основу науки, базу для выдвижения гипотез и создания теорий.

      Обозначим некоторые методы обработки и систематизации знаний эмпирического уровня. Это прежде всего анализ и синтез. Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения). Процедурой, обратной анализу, является синтез. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.

      Значительная роль в обобщении результатов наблюдения и экспериментов принадлежит индукции (от лат. inductio - наведение), особому виду обобщения данных опыта. При индукции мысль исследователя движется от частного (частных факторов) к общему. Различают популярную и научную, полную и неполную индукцию. Противоположностью индукции является дедукция, движение мысли от общего к частному. В отличие от индукции, с которой дедукция тесно связана, она в основном используется на теоретическом уровне познания.

      Процесс индукции связан с такой операцией, как сравнение - установление сходства и различия объектов, явлений. Индукция, сравнение, анализ и синтез подготавливают почву для выработки классификаций - объединения различных понятий и соответствующих им явлений в определенные группы, типы с целью установления связей между объектами и классами объектов. Примеры классификаций - таблица Менделеева, классификации животных, растений и т.д. Классификации представляются в виде схем, таблиц, используемых для ориентировки в многообразии понятий или соответствующих объектов. А теперь обратимся к методам познания, используемым на теоретическом уровне научного познания. Это, в частности, абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.

Информация о работе Контрольная работа По предмету «Концепции современного естествознания»