Концепции происхождения человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 22:33, творческая работа

Краткое описание

Вопрос о происхождении человека всегда живо интересовал людей. На разных ступенях культуры и общественного развития человечество давало на него различные ответы.
С развитием науки накапливались факты о сходстве в строении человека и животных. В начале XVII в. появилось первое сообщение путешественников о человекообразных обезьянах и о сходстве их с человеком.

Оглавление

1. Введение
2. Концепции происхождения человека
2.1. Креационистская концепция
2.2. Космическая концепция
2.3. Мутационная концепция
2.4. Биологическая концепция
2.4.1. Этапы эволюции человека
2.4.2. Доказательства родства человека и обезьяны
2.5. Трудовая концепция
3. Заключение
4. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Творческая работа.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

 

    1. Трудовая концепция.

Если симиальная концепция отвечает на вопрос о том, кто был предшественником человека, от кого он произошел, то на вопрос о причинах превращения обезьяноподобных предков в человека пытается дать трудовая концепция, суть которой изложена в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». По словам Энгельса, труд создал человека. Тело человека замечательно приспособлено к трудовой деятельности, а также к прямохождению. Но вместе с тем и само прямохождение отличается высокой приспособленностью к труду. Человек - член общества и подчиняется законам его развития. Для человеческого общества характерен основной признак - труд его членов. Все достижения материальной и духовной культуры человечества - результат труда многих и многих поколений.

Если животные только пользуются дарами природы, то человек изменяет ее с помощью труда. Изготовление орудий труда, применение их и складывающиеся в человеческом обществе производственные отношения - совершенно новые факторы, каких не может быть среди животных.

Труд начинается с изготовления орудий труда. Труд, по словам Энгельса, "первое основное условие всей человеческой жизни и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека".

Первый шаг от обезьяны к человеку. Предками древнейших людей были жившие еще в палеогене высокоразвитые человекообразные обезьяны. Они жили на деревьях и вели стадный образ жизни, питались плодами, листьями, насекомыми, мелкими птицами, передвигались, лазая по ветвям, при помощи верхних и нижних конечностей.

В связи с похолоданием климата в северных и южных широтах земного шара леса поредели. В экваториальной зоне, наоборот, увеличилось количество атмосферных осадков, и процветала лесная растительность. Здесь сохранились человекообразные обезьяны и до нашего времени, причем их приспособления к лесному образу жизни в процессе естественного отбора совершенствовались.

Совсем по-иному сложилась история обезьян в северных и южных широтах Африки. С исчезновением лесов животные не могли приспособиться к жизни на земле и постепенно вымирали. Лишь немногие перешли к жизни на открытых пространствах. Им пришлось вести жестокую борьбу за существование с другими животными, ранее заселявшими эти пространства. У одних животных были мощные клыки и острые когти, другие быстро бегали, третьи отличались большой мышечной силой. Обезьяны не обладали этими качествами, но у них был значительно увеличен объем головного мозга по отношению к общим размерам тела. Еще при жизни на деревьях обезьяны отличались развитой способностью к ориентировке в окружающих условиях, так как обладали отличным слухом и объемным - стереоскопическим - зрением благодаря выдвинутым вперед и сближенным глазам. У обезьян при древесном образе жизни существовало разделение функций между руками и ногами, что сохранилось и у современных человекообразных обезьян, например у шимпанзе. При передвижении по деревьям обезьяны пользовались руками иначе, чем ногами; основной тяжестью тела они опирались на ноги, а руками цеплялись и придерживались за ветви. Руками схватывали предметы, строили гнезда.

Высокоразвитая ориентировочная деятельность и разделение функций между передними и задними конечностями были существенными предпосылками к дальнейшему морфофизиологическому прогрессу обезьян при переходе их в новую среду - на открытые безлесные пространства с далеким и широким горизонтом. В этих условиях прямохождение стало со временем биологически необходимым, что привело ко многим изменениям тела обезьян. Так, увеличились его размеры и вес, возник S-образный изгиб позвоночного столба, придававший ему гибкость; образовалась сводчатая пружинящая стопа; расширился таз, упрочился крестец; челюстной аппарат стал более легким и т.д. Прямохождение установилось не сразу. Это был весьма длительный процесс, который предположительно длился миллионы лет. Возникновение этих изменений невозможно объяснить одним естественным отбором. Ведь все прямостоящие обезьяны вымерли, за исключением только той ветви, которая привела к человеку. Ни для одной из современных человекообразных обезьян прямохождение не служит основным способом передвижения по земле.

Морфофизиологические преобразования у наших обезьяноподобных предков не были чисто биологическими ароморфозами, как у других животных. Следовательно, изменения, которые она претерпела, правильнее будет назвать антропоморфозами, так как вызвавшие их факторы были специфичны только для эволюции человека.

Каковы же те факторы, которые вызвали антропоморфозы?

Ф. Энгельс указал, что факторами превращения обезьяны в человека были развитие общественного образа жизни, превращение руки в орган, производящий орудия труда, и возникновение членораздельной речи.

Рука - орган и продукт труда. Благодаря прямохождению у обезьяноподобных предков человека руки освободились от необходимости поддерживать тело при передвижении по земле и приобрели способность к вращательным движениям. Руки получили возможность метать камни и сучья для защиты от врагов, срывать плоды, выкапывать подземные съедобные части растений, пользоваться орудиями труда. Обезьяноподобные предки человека превратились благодаря этому в существа, грозные для других, животных, так как получили преимущества перед ними. Руки стали совершенно особым органом защиты и нападения, действующим на расстоянии с помощью различных предметов.

В начале процесса формирования человека рука у него была слаборазвитой и могла производить лишь самые простые действия. Особи с изменениями верхних конечностей, полезными при защите и нападении, а также полезными для трудовых операций, преимущественно сохранялись естественным отбором, который продолжал еще иметь большое значение. Но прошли многие сотни тысяч лет, прежде чем рука обезьяны превратилась в руку человека. В этом смысле Ф. Энгельс писал, что рука не только орган труда, но и продукт труда.

Различие между рукой человека и рукой человекообразных обезьян огромно: ни одна обезьяна не может изготовить своей рукой даже самый простой каменный нож. Понадобилось весьма длительное время для того, чтобы наши обезьяноподобные предки перешли от использования предметов окружающей природной среды в качестве орудий к их изготовлению.

Развитие общественности у наших обезьяноподобных предков. Труд начался с изготовления самых простых орудий, наподобие ножа или топора из камня. Но с самого начала труд был общественный, так как обезьяны жили стадами. Ф. Энгельс указывал, что неправильно было бы искать предков человека, самого общественного существа в природе, среди необщественных животных.

Стадность обезьяньих предков человека развилась в общественность под действием особого фактора. Таким фактором был опять же труд, тесно связанный с преобразованием руки в орган труда. Труд способствовал сплочению членов общества. Старшие члены общества обучали младших отыскивать природные материалы и изготовлять орудия, а также учили приемам охоты и сохранения огня; коллективно защищались от зверей, охотились и воспитывали детей. С развитием трудового процесса все яснее становилась полезность взаимной поддержки и взаимопомощи.

Накапливаемый жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При жизни обществом имелись большие возможности общения друг с другом с помощью звуков, жестов, мимики.

Возникновение членораздельной речи. В условиях общественного труда возникла жизненная необходимость в органе речи. Неразвитая гортань и ротовой аппарат обезьян претерпели ряд изменений, в результате которых появилась способность к членораздельной речи. Возникла вторая сигнальная система, под которой И.П. Павлов понимал слово. Это специфическая человеческая сигнальная система. Она составляет качественное различие высшей нервной деятельности человека и животных.

Благодаря слову возможно отвлечение от реально существующих предметов и обобщение, т.е. человеческое высшее мышление. Слово - важнейшее средство общения между людьми, передачи опыта старших поколений последующим и воспитания человека.

Возникновение речи усилило общение наших предков на почве совместного трудового процесса и в свою очередь способствовало развитию общественных отношений. Таким образом, эволюция наших предков происходила под совместным действием социальных и биологических факторов. Но естественный отбор постепенно утрачивал в эволюции человека роль ведущего фактора.

Значение разнообразной пищи и огня. На земле наши предки нашли более разнообразную растительную пищу по сравнению с той, которой они питались при жизни на деревьях. Древнейшие орудия охоты и рыбной ловли свидетельствуют о том, что наши предки уже на ранних стадиях развития употребляли мясную пищу. Последующее приручение животных обеспечило постоянные запасы мяса и дало новый продукт питания - молоко.

Обработанная и приготовленная на огне, размягченная пища уменьшала нагрузку на жевательный аппарат. Теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются мощные жевательные мышцы, сделался бесполезным и постепенно исчез. Череп стал гладким. При переходе от растительной пищи к смешанной укоротился кишечник.

Применение огня помогло нашим предкам защищаться от холода, отпугивать зверей, а также расселяться по земному шару. Все это обеспечило нашим предкам преимущественное положение в природе.

Возникновение социальных закономерностей. Археологические раскопки показывают, что формирующиеся люди вели общественный образ жизни. Коллективная охота и защита от зверей, особенно совместно производимые трудовые операции сближали людей. Все усложнявшиеся трудовые процессы для изготовления орудий труда и предметов быта, звуковая сигнализация и жесты мимика содействовали развитию головного мозга и органов чувств.

Развитие же головного мозга, мышления, сознания стимулировало в то же время совершенствование труда и речи. Все полнее и лучше осуществлялась преемственность поколений в трудовом опыте. Только в обществе могли развиться высшие формы мышления, свойственные человеку.

Так обезьяноподобные предки человека благодаря труду вступили на особый путь развития - человеческий - на основе новых законов - законов человеческого общества, раскрытых К. Марксом и Ф. Энгельсом. Люди вступали в новые социальные отношения между собой, труд их становился более многообразным. Они уже занимались не только сбором растений, охотой, рыбной ловлей, но и земледелием, разведением животных. Появились отрасли труда, связанные с изготовлением предметов быта: прядение, ткачество, гончарное дело, обработка металлов и т.п. Возникли торговля, искусство, религия, наука. Племена образовали нации и государства.

  1. Заключение.

Таким образом, мы видим, что проблема происхождения человека представляет большой научный интерес и вызывает жаркие споры среди ученых.

Существует пять основных концепций происхождения человека: креационизм, космическая, биологическая, трудовая и мутационная концепции.

Социальные факторы антропогенеза (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление) приобрели большое значение в эволюции человека, что позволяет говорить об антропосоциогенезе. Это означает, что становление социальной формы движения не отменило действия биологических законов, а лишь изменило их проявление.

Сравнивая человека и животных, мы можем говорить как о сходствах, так и о различиях. К основным сходствам можно отнести одинаковый внешний состав, строение и поведение, наличие у человека рудиментов и атавизмов. Самым же главным отличием можно считать понятийное мышление, речь, труд. Поэтому, чтобы оставаться Человеком разумным, необходимо учиться и развивать в себе все эти процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Список использованной литературы.

1. Бучило Н.Ф., Чумаков  А.Н. «Философия», М., 2004г.

2. Грушевицкая Т.Г., Садохин  А.П. «Концепции современного естествознания» - учебник, М., 2005г.

3. Калмыков В.Н. «Основы  естествознания», СПб., 2003г.

4. Курилов В.А., «Философия», учебник для ВУЗов, М., 1998г.

5. Тимофеева С.С., Медведева  С.А., Ларионова Е.Ю. «Основы современного  естествознания и экологии», М., 2004г.

6. http://koncepcii.narod.ru/

7. Н.А. Лемеза Л.В.Камлюк  Н.Д. Лисов "Пособие по биологии  для поступающих в ВУЗы"


Информация о работе Концепции происхождения человека