Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 18:49, контрольная работа

Краткое описание

Вопрос о сущности человека, его природе, происхождении и предназначении, месте в мире, ценностях, смерти и бессмертии, смысле человеческой жизни - одна из основных проблем философской мысли. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек.

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности

человека.
Круги человеческого бытия.
Понятие личности. Человек как личность.
Личность в историческом процессе.
Гуманизм и его формы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-11

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 66.00 Кб (Скачать)
 

Содержание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  2

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

1. Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности

человека.

  1. Круги человеческого бытия.
  2. Понятие личности. Человек как личность.
  3. Личность в историческом процессе.
  4. Гуманизм и его формы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-11

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вопрос  о сущности человека, его природе, происхождении и предназначении, месте в мире, ценностях, смерти и бессмертии, смысле человеческой жизни - одна из основных проблем философской мысли. Проблема эта вечная и вечно новая, поскольку постоянно изменяются условия жизни, ее содержание, научные знания, сам человек. Каждый раз она является проблемой иного человека, живущего в других исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени, человека, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир.

     В древней философии человек истолковывался как своеобразный ключ к разгадке тайн универсума. Природа человек и божество в древнейшей картине мира слиты. Китайский философ Конфуций (551 - 479 до н. э.) судьбу человека определял «небом», считал, что деление людей на «благородных, и «низких» не может быть изменено.

     Аристотель  полагал, что человек есть общественное животное, наделенное разумом, нравственно совершенствующееся в справедливом государстве.

     

В средневековой философии человек рассматривtlЛׁ  

                                            мик~составная часть божественной упорядоченности в

     В средневековой философии человек  рассматривался как составная часть  божественной упорядоченности в  мире. Августин представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с понятием «человек».

     

Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетичНОИ

      u  13ОЗ-

идеи  о греховности плоти и земнои жизни человека про 

     Эпоха Возрождения вместо религиозно-аскетической идеи о греховности плоти и земной жизни человека провозгласила его величие, достоинство, обосновала самодостаточную ценность человека и его земной жизни.

     В Новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Человека затмил его собственный разум, человек  стал познающим субъектом. Блез Паскаль (1623 - 1662) подчеркивал связь разума с нравственностью, утверждал: «Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий».

     В философской традиции человека одновременно рассматривали как природное начало, включенное в многообразие естественных процессов на уровне тела; социальное начало, воспроизводящее в духовном опыте социокультурные связи и отношения; конкретно-индивидуальное начало, реализующее свою свободную волю, судьбу и предназначение.

     Соответственно  этим началам сформировались следующие основные интерпретации (концепции) понимания человека: натурализаторская, рационалистическая, социологизаторская, экзистенциально-персоналис-тская. В рамках натурализаторской  концепции человек понимается как элемент природы, подобный животным, а значит, подчиняется одним тем же законам функционирования.

     Рационалистическая  концепция сущностные особенности человека связывает с наличием у него разума, сознания, целеполагающей, в отличие от животного, деятельности. Причем разум рассматривается как основание не только человеческого, но и природно-космического существа.

     Социологизаторская  концепция рассматривает человека как продукт не столько биологической, сколько социальной эволюции. В марксистской концепции сущность человека есть совокупность всех общественных отношений.

     Экзистенционально-персоналистическая  интерпретация понимания человека, характерная для неклассической философии, рассматривает его как особое начало в мире, не сводимое к внешним законам, а объясняемое с точки зрения индивидуально-неповторимого опыта и судьбы, уникальности, подлинности, свободы выбора, таких феноменов человеческого бытия, как страдание, страх, одиночество и др.

     Достаточно  сильно отличаются друг от друга понимание человека в восточной и западной цивилизациях. Эти отличия касаются отношения человека к самому себе, миру, природе, обществу. миру. природе, обществу. Для человека восточной цивилизации характерна неразрывная связь с природой, нацеленность на гармоничное вживание в природу, в окружающую среду, а не стремление к деятельному ее изменению, как это свойственно человеку западной цивилизации.

     Вектор  активности восточного человека, в  отличие от западного, направлен  не во вне, а на внутреннее самосовершенствование, самопознание. Если в западной цивилизации двигателем прогресса и активным сторонником нововведений был индивид, гражданин-собственник, то в древневосточных цивилизациях принимались лишь те новации, которые соответствовали нормам корпоративной этики и интересам государства, что явилось основой отсутствия свободы выбора, равноправия и демократии в европейском понимании этих явлений.

    Религиозная философия происхождение человека связывает с актами божественного творения. В соответствии с теорией «общей космологический эволюции» человек следствие космического развития, выражение роста свободы и целенаправленности объектов.

    Становление человека (антропогенез) и формирование общества (социогенез) в совокупности составляют антропосоциогенез. В соответствии с эволюционно-трудовой теорией считается, что человек произошел от гуманоида (общего предка и человека, и человекообразных обезьян).

    Процесс выделения человека из животного  мира совершался первоначально посредством инстинктивной предтрудовой деятельности.

    Инстинктивная предтрудовая деятельность заменялась трудом, где мотив деятельности стал осознанным, сама деятельность приобрела цель - удовлетворение запросов в материальных благах, а продукт деятельности сделался отчуждаемым и воспроизводимым, человек же стал противостоять природе.

    Начало  изготовления орудий труда - исторический рубеж в становлении человека и общества.

    Скептически относясь к трудовой теории происхождения человека, ряд исследователей особое внимание обратили на духовный фактор появления человека.

     Труд  и духовность (а также язык) как факторы формирования человека не следует противопоставлять, они оказываются не разорванными, а соединенными.

     При постоянно возобновляющемся процессе труда формируется социокультурное объединение людей.

     Современная философия вносит коррективы и дополнения в ранее высказанные гипотезы о происхождении человека. В качестве основной причины выделения человека из животного мира называются мутации, вызванные природными факторами: активной вулканической деятельностью; изменением климата на 3емле и др. В настоящее время человек в философии рассматривается не только как высшая ступень в развитии мира, но и порой как природная патология, как этап в возникновении новой, постсоциальной формы движения материи. 

     Для описания различных ипостасей или характеристик изучения человека с точки зрения его родовой принадлежности, социальных отношений и собственной уникальности используются понятия индивид (от лат. iпdividuum - неделимый), индивидуальность (неповторимое своеобразие отдельного существа), личность (от лат. persona - маска, роль актера).

     Индивид уже в детстве включается в  исторически сложившуюся систему социокультурных отношений, усваивает через воспитание и обучение функционирующие в обществе программы деятельности, общения и поведения, и только благодаря этому становится личностью, т. е. человеком, не похожим на других, по-особому действующим, мыслящим, любящим, включенным в систему социальных отношений как субъект и соучастник исторического процесса. Следовательно, личность обозначает системно-социальное качество, которое индивид приобретает в предметно-практической и духовной деятельности и общении, показывая меру преломления и представленности общественных отношений в индивиде. Говоря о личности, мы наделяем ее такими характеристиками, как уникальность, неповторимость, своеобразие.

     «Личность – это индивидуальная субстанция разумной природы». Личность – понятие, отображающее социальную природу человека, рассматривающее его как носителя индивидуального начала (интересы, способности, устремления, самопознание и т. д.), самораскрывающегося в социальных отношений, общении и предметной деятельности. В этих определениях фиксируются такие существенные черты личности, как нечто самостоятельное, одаренное разумом, обладающее достоинством.

     Многомерность личности, выражающаяся в различных подходах к ее изучению, и составляет сущность личности. Человек с такой точки зрения предстает:

     • как результат и участник историко-эволюционного  процесса, носитель и творец социальных программ поведения, общения и деятельности, в ходе которого осуществляется как становление личности, так и преобразование природы, общества и самого себя;

     • как субъект свободного, ответственного и целенаправленного выбора своего жизненного пути и поведения, как целостная, автономная, ус

     Личность  конкретного человека обладает только ей присущими чертами и характеристиками, образующими ее индивидуальность, составляющими своеобразие человека, его предназначение, судьбу, характер, отличие его от других представителей человеческого рода.

   Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Под социализацией понимается: а) освоение человеком системы социальных норм и ценностей, социальных потребностей; б) реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами.

     Важнейшими  формами социализации являются: обычаи, традиции, государственно-правовые нормы, язык. Посредством этих форм осуществляются воспитание, обучение и деятельность человека. Личность проявляется через свойства: способность к труду, сознание и разум, свободу и ответственность, направленность и неповторимость, характер и темперамент.

     Многообразие  людей не исключает возможности  усмотреть определенные типы их сходства в соответствии с социальными параметрами: 1) принадлежность индивидов к определенной сфере деятельности, т. е. к социальному типу разделения труда; 2) разделение людей по наличию или отсутствию собственности; 3) подчиненность людей национально-культурным условиям.

     В каждую историческую эпоху имеются как господствующие, так и пережиточные формы социальности. Динамичность мира, его постоянная незавершенность обусловливают гибкость личности, ее выход за границы социального типа.

     Помимо  социальных, наука выделяет социально-психологические типы личности.

     В философско-психологической литературе получило распространение разделение людей на интровертов и экстравертов. Интроверт сосредоточен на своем внутреннем мире, ему чаще свойственно аналитическое восприятие мира. Экстраверт нацелен на внешний мир, его синтетичность.

     С 70-х гг. ХХ в. развивается соционика - наука о человеческих возможностях и о взаимоотношениях людей.

     В соционике за условными, символическими именами скрываются конкретные образы.

     Приводится  еще одна классификация социальных типов личности.

     Для личностей-деятелей (ремесленники, земледельцы, рабочие, педагоги, менеджеры и т. д.) главное действие, изменение мира и других людей, в том числе и самого себя.

     Мыслители приходят в мир для того, чтобы смотреть и размышлять (Пифагор). Это мудрецы, пророки, летописцы, выдающиеся ученые.

     Третий  тип - люди чувств и эмоций - прежде всего представители литературы и искусства, гениальные прозрения которых порой опережают научные прогнозы и прорицания мудрецов.

     Четвертый тип – гуманисты и подвижники, отличаются обостренным чувством ощущения душевного состояния других людей, любят ближнего, как самого себя (по евангельской заповеди), спешат делать добро.

     Можно еще говорить о типе личности, формирующемся  в зависимости от характера политического режима в обществе. Тоталитарному режиму присущи: а) всеобщая регламентация сфер жизни человека; б) социальная анонимность; в) культ власти, ставшей высшей ценностью; г) готовность людей уступить свободу социальной защищенности, иждивенчеству, отсюда – безответственность человека. Тоталитарный тип личности характеризуется: восторженным отношением к власти; мифологизацией действительности; чрезмерным энтузиазмом; верой в простоту мира; верой в чудеса; абсолютизацией порядка. 

Информация о работе Проблема человека в философии. Концепции происхождения и сущности человека