Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2011 в 21:03, контрольная работа
К успехам генетики конца ХХ века относятся открытия, ставшие научными сенсациями. Это исследование генома человека, генная инженерия, клонирование. Эти исследования стали актуальными сегодня, они открыли перспективы развития генных технологий и лечения различных заболеваний, сделали возможным изменение самой сущности человека. Однако, возникают множество вопросов этического характера. Есть ли право у человека исправлять ошибки природы? Какую грань нельзя пересекать? Каких результатов можно ожидать от генных технологий?
1. Введение 2
2. Основная часть. Генетическая программа человека и природа 3
интеллектуальных способностей
1. Генетическая программа человека 3
1.1. Генетика – наука о наследственности 3
1.2. Геном человека 3
1.3. Генная инженерия 4
2. Природа интеллектуальных способностей 5
2.1. Теории наследования способностей 5
2.2. Задатки – как природные предпосылки врожденных способностей 6
2.3. Одаренность 8
III. Заключение 10
Список используемой литературы 11
Утомление при напряженной умственной работе отмечается тогда, когда сосуды мозга не в состоянии быстро и обильно снабжать мозг кровью, в результате - меньшая ее продуктивность.
Для различных способностей значение задатков неодинаково. Так, оно отчетливо проявляется в музыкальных способностях, существенной предпосылкой которых является тонкий слух. Строение слухового и центрального нервного органа являются задатками для развития музыкальных способностей. Сами же музыкальные способности - это данные, необходимые для музыкальной деятельности. Строение мозга не предусматривает, какие профессии, специальности, связанные с музыкальным слухом, определятся в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности выберет для себя человек и какие возможности будут представлены ему для развития данных ему задатков. Насколько оформится задаток, зависит от условий персонального развития. Но пока нет еще способов определить меру участия наследственности в развитии способностей. В настоящее время результативное проявление задатков исследовано недостаточно, в этом наука идет как бы от противного, изучая их дефекты. При некоторых врожденных или приобретенных в раннем возрасте аномалиях мозга, например олигофрения, задатки способностей к любому виду деятельности утрачиваются.
Структура литературных задатков включает в себя высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, чувство языка, богатую фантазию, глубокий интерес к психологии людей, потребность в самовыражении.
В основе математических задатков лежат определенные индивидуально-психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности. Людям с математическими способностями свойственны такие черты, как трудолюбие, организованность, самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, а также устойчивые интеллектуальные чувства.
Любая
человеческая деятельность имеет сложную
систему и для ее успешного решения недостаточно
одного какого-либо качества, если даже
оно достигло очень высокого уровня развития.
Способности человека к определенной
деятельности представляют собой общность
психических качеств, также имеющих сложную
структуру. Она является различной для
разных ее видов и определяется требованиями
конкретной деятельности.
Общие способности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, нередко называют одаренностью. Одаренность может проявляться в различной деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, в сфере общения и психомоторики. Прежде всего, одаренных людей отличает, внимательность, собранность, постоянная готовность к деятельности; свойственная им настойчивость в достижении определенной цели, неуемная потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень. Существует понятие – высокая одаренность или иначе говоря, гениальность.
По мнению выдающегося российского генетика В. П. Эфроимсона2, гениальность - это тяжкий дар, выпадающий примерно одному из тысячи и развивающийся в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. Гениальность - высшая степень творческих проявлений и способностей личности, самый высокий уровень интеллектуальной и творческой жизнедеятельности. Гениальный человек никогда не копирует кого-то, никогда не опускается до имитации, он всегда оригинален в своих творческих импульсах и их реализации.
Одаренные люди проявляют громадное усердие и усидчивость в области своих интересов. Один из самых ранних показателей одаренности - это время, когда двух-трехлетний ребенок может сосредоточить свое внимание на одном занятии. Одаренные дети занимаются своим делом подряд несколько часов и возвращаются к нему вновь в течение нескольких дней. Это отличает его от обычного ребенка того же возраста. Одаренность не является одним фактором, который определяет выбор деятельности, которая определяет успешность выполнения деятельности. Помимо одаренности, человек должен обладать определенными знаниями и умениями.
Определенные различия в одаренности обнаруживаются в основном в направлении интересов. Одни имеют успех в математике, другие - в истории, третьи - общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в определенной деятельности. Структура способности к определенной деятельности состоит из свойств которые занимают ведущее положение, и те свойства, которые являются вспомогательными. Например, ведущими свойствами в структуре изобразительных способностей будут высокая природная зрительная чувствительность. Это чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма. Сенсомоторные свойства - это высокоразвитая образная память. К вспомогательным же свойствам относятся свойства художественного воображения, эмоциональная настройка, эмоциональное отношение к тому, что изображаешь. Ведущие и вспомогательные свойства способностей образуют общность, которые обеспечивают деятельности успешность. Соотношение ведущих и вспомогательных свойств в конкретной способности различается у разных людей и в зависимости от того, какое свойство является ведущим, определяются необходимые вспомогательные способности и специфика деятельности, ее результат. Человек может обладать различным сочетанием особенностей, даже в рамках одной и той же деятельности, которые позволят ему выполнять ее успешно, компенсируя недостатки.
Заниматься какой либо деятельностью приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет. Если человек вынужден заниматься определенной деятельностью, он опираясь на сильные стороны своей личности, сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей. Компенсация может осуществляться через формирование определенного стиля деятельности, через приобретаемые знания или умения, или, либо через другую, более развитую в нем способность. Недостающая способность может быть компенсирована высокоразвитыми у данного человека способностями в очень широких пределах.
Возможность компенсации одних способностей при помощи развития других имеет существенное место, развивается имеющийся внутренний потенциал каждого человека, открываются новые пути к определению профессии и совершенствования в ней. Однако, проблема точного определения сферы трудовой деятельности, несмотря на возможности компенсации, в наибольшей степени соответствующей задаткам человека, остается чрезвычайно актуальной
В современной жизни достаточно широкое применение находит измерение уровня интеллектуальных способностей. На основании тестирования делаются прогнозы развития интеллекта, пригодности человека к профессиональной деятельности и дальнейшему обучению. Как известно, сегодня отдел кадров практически каждой фирмы или предприятия использует методы тестирования способностей при приеме на работу. Интеллектуальным тестированием как инструментом успешно пользуется психология. В современной психологии упрочился именно измерительный подход к выявлению и оценке выраженных способностей.
III. Заключение
В заключение отмечу, что генная инженерия, открывая большие перспективы в лечении наследственных болезней, ставит своей задачей исправить недостатки природы, помочь избавить человечество от наследственных недугов. Конечно, при этом нельзя забывать, что ее успехи возможны только при одновременном улучшении условий жизнедеятельности человека. Лишь в условиях благоприятной природной и социальной среды можно стабилизировать геном человека
Молодым людям, вступающим в брак, следует помнить, что по наследству передаются не только внешние признаки и многие наследственные особенности организма, но и некоторые болезни или предрасположенность к болезненным состояниям. И важно, каждому человеку иметь общие представления о наследственности, полезно знать, какими способностями обладали наши предки, чтобы избежать бесполезной траты сил и времени и с малыми потерями отыскать свой путь в жизни. Обидно узнать о своем призвании только после того, как прожил половину жизни и перепробовал многие специальности. Если человек только в двадцать пять-тридцать лет, закончив институт, получив специальность и проработав несколько лет, понял, что его призвание совершенно иная область.
Список
использованной литературы
1. Большая советская энциклопедия. Москва, 1971
2. Боринская С. Сияющие высоты геномных технологий. Журнал Компьютера №36. Москва, 2003
3. Гальтон Ф. Гений и наследственность. Еженедельник Коммерсантъ-Деньги. №45, 1999
4. Герасимович Г.И., Делец М.И, Дерюгина М.П. и др. Энциклопедия молодой семьи. Минск, 1987
5. Дубинин Н.П. Генетика и человек. Москва, 1978
6. Игнатова
В.А. Концепции современного
7. Советский
энциклопедический словарь.
8.Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. Москва, 1961
9. Эфроимсон В.П. Предпосылки гениальности. Москва, 1998
Информация о работе Генетическая программа человека и природа интеллектуальных способностей