Дактильная речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 14:24, доклад

Краткое описание

Формирование речи у глухих происходит по тем же законам, что и у нормально слышащих, но отличается значительным своеобразием. В зависимости от степени и времени поражения слуха формирование речи идет различными путями.

Файлы: 1 файл

Дактильная речь.docx

— 19.09 Кб (Скачать)

Дактильная речь

Формирование речи у глухих происходит по тем же законам, что и у нормально слышащих, но отличается значительным своеобразием. В зависимости от степени и времени поражения слуха формирование речи идет различными путями.

Рассмотрим  наиболее сложный вариант, когда  ребенок рождается глухим. В этом случае развитие речи у ребенка вначале протекает также, как и у слышащего ребенка. У глухого также, как и у слы-шащего ребенка возникают изменения (это безусловно-рефлекторные речедвигательные реакции, т.е. готовность речевого аппарата к говорению).

У слышащего  ребенка гуление перерастает в лепетную речь, у глухого ребенка гуление затухает, т.е. не подкрепляется с помощью слуха. Без специального обучения неслышащий ребенок речью не овладеет. В процессе обучения речинеслышащий ребенок овладевает грамматическим строем языка, накапливает словарный запас, у него формируется связная речь и он проходит все стадии формирования речи, характерные для слышащего. У глухого формируются специ-фические средства общения, одно из которых – дактильная речь.

ДАКТИЛЬНАЯ РЕЧЬ (Dactilos – с лат. «слово на пальцах»). Каждая конфигурация пальца означает букву русского алфавита. Дактильная речь больше похоже на письменную речь, чем на устную, т.е. она отражает буквы русского алфавита, а не звуки.

Дактильная речь впервые возникла в монастырях. Впервые дактильный алфавит был опубликован в Испании, испанским монахом де Верба в 1593г. Затем из Испании перешла во Францию и впервые была опубликована в 1629 г. Бонетом (1й учитель глухих). В России дактильный алфавит для глухих появился в 1839 г. – Флери. В Россиидактильная азбука одноручная. Также существует двуручная дактильная азбука, которой пользуются в Англии. Ладонь должна быть повернута к собеседнику и находится на уровне губ.

Дактильная речь используется в обучении неслышащих детей, начиная с дошкольного возраста.

Глухой ребенок  может овладеть дактилологией с 2,5 лет. В нашей стране существовала система Корсунской: система обу-чения глухих дошкольников с использованием дактильной речи. В настоящее время эта система видоизменена, сейчас работает система Носковой, включающая дактильную речь со 2го года обучения в детском саду.

Дактильная речь включается на основе глобального восприятия письменных табличек. Вначале дети воспринимают таблички как целостные слова, т.е. «читают» целостно.

Дактилология  позволяет накапливать словарный  запас, овладе-вать грамматическим строем речи, усваивать звукобуквенный состав слова. Дактильная речь позволяет лучше усваивать звукобуквенный состав слова.Дактильная речь позволяет лучше усваивать произно-шение отдельных слов, отдельных звуков, т.к. образуются прочные нейродинамические связи между дактиммой и артикуммой. Показ какой-либо буквы способствует актуализации звука. Дактильная речь позволяет быстрее овладеть письменной речью, т.к. она переда-ет слова в формирование словесной речи.

В школе дактильная речь выполняет вспомогательную функцию, т.е. употребляется в тех случаях, когда необходимо продактилиро-вать новое слово или же, когда нужно произносить незнакомые сло-ва или сложные для прочтения с губ. Дактилируется окончание слов, предлоги. На уроке дактильная речь используется как вспомогатель-ное средство. Дети или школьники постоянно сопровождают свою речь дактилологией. 

Жестовая  речь

Язы́к же́стов, реже  же́стовый язы́к — самостоятельный, естественно возникший или искусственно созданный язык, состоящий из комбинациижестов, каждый из которых производится руками в сочетании с мимикой, формой или движением рта и губ, а также в сочетании с положением корпуса тела. Эти языки в основном используются глухими или слабослышащими людьми с целью коммуникации. Использование жестовых языков людьми без нарушения слуха вторично, однако довольно распространено: часто возникает потребность в общении со слабослышащими людьми. Следует отметить, что люди без нарушения слуха предрасположены к использованию звуковых языков для общения.

Одним из главных неправильных представлений о жестовых языках является представление, что они каким-то образом зависят от звуковых языков или произошли от них, что эти языки были придуманы слышащими, однако это не так. Также, часто за жестовые языки принимаются дактилирование букв (на самом деле используется в жестовых языках в основном для произнесения имён, а также специфичных терминов, взятых из звуковых языков) и калькированные жестовые языки, используемые слышащими для передачи информации жестами грамматически близко к звуковому языку. На самом же деле, жестовые языки почти полностью независимы от звуковых и они продолжают развиваться: появляются новые жесты, отмирают старые — и чаще всего это мало связано с развитием звуковых языков. Количество жестовых языков в стране не связано с количеством в ней звуковых языков. Даже в одной стране, где присутствуют несколько звуковых языков, может быть единственный общий жестовый язык, и в некоторых странах даже с одним звуковым языком могут сосуществовать несколько жестовых.

Использование жестов, взамен голосового общения, может быть предпочтительно во многих ситуациях, где передавать информацию голосом  или невозможно или представляет определенные трудности. Однако, такие системы жестов называть сформировавшимися языками жестов не представляется возможным из-за их примитивности. Есть мнение, что предрасположенность к звуковым языкам связана с генетическим материалом человека, который предрасположен к звуковому общению, что закрепилось в процессе эволюционного развития человека благодаря важной роли звукового общения в эволюции человека 

Информация о работе Дактильная речь