Речь и голос

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:08, реферат

Краткое описание

Работе над своим голосом придавали большое значение великий Пифагор и отец средневековой медицины Парацельс. Многие эзотерические и восточные учения приписывают нашему голосу чудодейственную силу
Голос очень важен в реальной жизни. Именно он, его эмоциональная окраска помогает выйти из затруднительной ситуации или поставить точку в заключении договора. Его тональность, тембр, сила придает вес Вашим словам.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 120.00 Кб (Скачать)


 

Предисловие

На свете нет зрелища прекраснее, чем прекрасное лицо, и нет музыки слаще, чем звук любимого голоса.

Жан де Лабрюйер

 

Работе над своим голосом придавали большое значение великий Пифагор и отец средневековой медицины Парацельс. Многие эзотерические и восточные учения приписывают нашему голосу чудодейственную силу

Голос очень важен в реальной жизни. Именно он, его эмоциональная окраска помогает выйти из затруднительной ситуации или поставить точку в заключении договора. Его тональность, тембр, сила придает вес Вашим словам.

 

И наряду с Вашей внешностью он стоит на первом месте, чтобы произвести благоприятное впечатление о Вас и расположить к Вам собеседника.

Каждый специалист речевой профессии (учитель, лектор, актер, диктор комментатор, журналист и др.) знает: чтобы воздействие словом было максимально эффективным, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом.

Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Выступление с лекцией, докладом, выразительное чтение литературного произведения учителем в аудитории, а также речь учителя в процессе его общения с учениками в школе и вне школы должны быть действенным. Речь должна быть достаточно слышимой , а это зависит от хорошо поставленного голоса и умение пользоваться им в различных условиях. Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового), или так называемого речевого, дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения — дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Это дает возможность передавать эстетическое и эмоциональное богатство лекции, речь учителя поможет ему в общении с учениками воздействовать на их чувства, мысли, поведение и поступки.

Овладеть техникой речи — значит уметь проявлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразный комплекс упражнений в дыхании, в совершенствовании голоса и дикции и составляет работу над техникой речи.

Еще древние греки и римляне отмечали, что работа над голосом — дело тонкое, трудное, требующее определенных знаний.

 

 

Воспитание речевого голоса — работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное — повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю.

Помимо постоянной тренировки, необходимо следить за своей бытовой речью.

Не говорите при расслабленном дыхании, не напрягайте мышцы шеи. Если в области гортани возникает чрезмерное мышечное напряжение — зажим, его можно убрать, вызвав сознательно ощущение зевка. Зевок этот следует делать, не открывая рта, по возможности незаметно для окружающих.

Собирайте звук на кончиках губ, не говорите на одной ноте, особенно высокой, добивайтесь ровного, слитного звучания при активном посыле звука, используйте смешанный регистр.

Нередко можно услышать от учителей жалобы на то, что им трудно выдержать большую голосовую нагрузку: голос устает, перехватывает дыхание.

Многие даже не подозревают, что большинство этих недостатков связано с отсутствием навыков правильного речевого дыхания.

К. С. Станиславский писал:

Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто "принимают" его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? — громкое, со звуком соединенное дыхание... Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого.

Звучный, гибкий, красивый голос — это прежде всего правильно поставленное дыхание.

Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох — выдох — пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

 

Голос – ключ к успеху

Мы получаем знания в школах, институтах, на работе. Чаще всего эти знания практические, которые помогают нам достигать конкретных результатов. Если добиться желаемого нам не удается, тогда мы идем на специализированные курсы и получаем дополнительные знания, которые должны обязательно приблизить нас к мечте.

Однако мало кто анализирует собственный голос и вряд ли кто-то рассматривает его как инструмент или преграду в продвижении по карьерной лестнице или в увеличении личных продаж. А ведь именно голос — это то, что слышит от вас каждый день ваш начальник, подчиненный, ваши близкие. Умение правильно обращаться со своим голосом позволит быть понятным и понятым, добиваться целей проще, иметь успех всегда. Тогда как «зажимы», наоборот, не дадут голосу звучать свободно, а, значит, и раскрыться полностью. Это вовсе не напряжение мышц, как принято считать.

Тина Георгиевская дает точное описание такого голосового «зажима»: «Представьте себе, что вы собираетесь сесть на стул, но внезапно обнаружили, что стула под вами нет, и вы застыли в нелепой неудобной позе. Назовем это прерванным импульсом. Зажим — это и есть прерванный импульс, но ставший привычным до такой степени, что мы его уже не замечаем».

Если голос быстро устает, звучит скованно из-за зажатого дыхания, закрепощенного тела и жестов, слабых голосовых мышц, если вы говорите монотонно, серо, скучно (нет богатства эмоций, интонаций), в сложных или конфликтных ситуациях ваш голос сразу пропадает, становится неуправляемым, вам не хватает уверенности и убедительности при публичном выступлении, то стоит уделить своему голосу больше внимания!

Качественная дикция говорит об общей культуре человека, о его уважении к себе и к другим, о честности его намерений

«Речь уверенного в себе человека включает в себя такие обязательные голосовые параметры, как: звучание резонаторов груди и живота, хорошо артикулированная, дикционно проработанная речь, умение пользоваться утвердительной интонацией, умение говорить „в полный голос“ и направлять звук», — комментирует Тина Георгиевская.

Голос, появись!

Постановка голоса — это, в первую очередь, открытие (или освобождение) голоса, его естественного уникального звучания. Затем уже следует развитие голоса, его природных качеств: красоты, глубины, звучности, гибкости. И только потом можно приступать к овладению такими навыками и «инструментами» звучания, как:

        — дикция;

        — тембр голоса;

        — речевые интонации;

        — свобода дыхания;

        — ритм речи;

        — широта диапазона.

Дикция — это не что иное, как произношение слов, букв, звуков. Существует эталон правильного произношения, того, как слова и буквы должны произноситься в идеале. Дикция в коммуникации важна не только на уровне «понятно — непонятно». Качественная дикция говорит (на подсознательном уровне) об общей культуре человека, о его уважении к себе и к другим, о честности его намерений. Плохая дикция возникает из страха быть услышанным и понятым.

Чтобы искоренить или хотя бы уменьшить проблему с дикцией, начать можно с чтения вслух кому-то из близких

Чтобы добиться безупречности в произношении используется целый ряд приемов, так что скороговорками («От топота копыт пыль по полю летит», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была губа была тупа» и т. д.) или отдельными буквосочетаниями (птки-пткэ-птко-птку-пткы) ограничиться тут нельзя.

Работать над дикцией самостоятельно очень сложно. Идея работы над дикцией состоит даже не в произнесении тех или иных слов, а в том, как мы это делаем. Например, стараться прочесть текст так, чтобы были слышны все буквы, уделяя особое внимание окончаниям, которые большинством людей проглатываются. Не только в сценической, но и в бытовой речи чаще всего «теряются» долгие согласные, такие как В, М, Л, Р и Й. Обратите внимание на то, как вы и ваши знакомые произносят тако е значимое слово, как «человек»: в большинстве случаев оно звучит, как «чеэк»! Церковные чтецы, вместо «святый» произносят «сты».

Приставка «в» исчезает из большинства слов: «вложить» произносим, как «ложить», «входить», как «ходить» и т. д. В общем, конечно, поймут нас и без четкого произношения всех букв, но, увы, чем больше в нашей речи таких «потерянных» согласных, тем меньше в ней того, что называется «стилем», «культурой», просто «красотой».

Чтобы искоренить или хотя бы уменьшить эту проблему, начать упражнения можно с чтения вслух кому-то из близких. Читать нужно медленно, проговаривая каждую букву, которая написана в тексте. Ни в коем случае нельзя торопиться, пропускать знаки препинания или сокращать паузы между предложениями.

Тембр голоса — это окраска голоса. Тембр зависит от особенностей голосовых связок, которые у каждого человека свои, неповторимые. Поэтому очень редко встречаются люди, которые обладают одинаковым тембром. Трудно, а то и невозможно, изменить окраску голоса, но постараться улучшить ее можно.

Прежде всего, следует помнить, что она меняется от психологического состояния выступающего. Звучание голоса ухудшается, если человек устал, подавлен, сердится или стесняется. Если же наши мысли ясны, вы уверены в своих силах, звучание голоса становится чище и прозрачнее. Тембр изменяется также в худшую или лучшую сторону в зависимости от того, насколько напряжены мышцы горла, поворотлива челюсть, подвижны язык, губы и мягкое небо. Наиболее часто встречающимися недостатками тембра могут быть одышка, хрипота, резкость, гнусавость.

Ритм речи — или, проще, ударения, которые мы делаем в словах и паузы, которыми отделяем одно предложение от другого. Поспешная речь, без смысловых остановок и пауз не позволяет слушателю задуматься о том, что говорит оратор. Ритм речи едва ли способен содержать в себе информацию, однако, если он не соответствует ожиданию, слушающему становится неприятно.

В то же время мелодия речи содержит в себе большое количество информации, особенно об отношении к слушающему. Поэтому, когда в процессе переговоров вы просите клиента успокоиться, делать это нужно в спокойном размеренном ритме. Торопливость и отсутствие пауз могут заставить заказчика сделать вывод — меня пытаются обмануть. Не нужно успокаиваться, следует паниковать еще больше!

Полное молчание — это лучшее из того, что вы можете сделать для своего голоса

Широта диапазона голоса — это все звуки, от высоких до низких, которые могут быть воспроизведены голосом. Средний диапазон человека составляет две октавы. Конечно, в речи мы используем весь возможный диапазон. Но из-за узости диапазона речи некоторых звучат практически на одной ноте, уныло. Чтобы окрасить свою речь желательно разнообразить набор основных нот, тогда интонирование голосом заставит обратить внимание на то, о чем вы говорите.

Для того чтобы проработать все «инструменты» голоса, которые делают его уникальным и неповторимым, важно отработать не только дикцию и артикуляцию, но и дыхание, диафрагму, резонаторы, положение тела и научиться управлять голосом. Как и в каждом деле, в вопросах звучания голоса нужен комплексный и системный подход. Наиболее уверенные интонации звучат во фразах, которые заканчиваются на самом низком тоне. Если этот тон немного выше, но ударный-то это интонация приказа. Если интонация поднимается вверх — это либо вопрос, либо восклицание. А если это повышение тона безакцентное, безударное, и, если предложение повествовательное-то такая интонация свидетельствует о неуверенности, сомнении.

Диафрагма

Древние греки одним и тем же словом «френ» обозначали и диафрагму, и душу, и сознание, и дух, и ум, и рассудок, и настроение. Известный натуротерапевт А. Залманов называл диафрагму «вторым сердцем», обеспечивающим нормальную работу легких, сердца и органов брюшной полости. В область диафрагмы посылается импульс из головного мозга. Если импульс до диафрагмы не доходит, то посылается непосредственно в горло, и возникает зажим, голос быстро устает.

Вдох, выдох!

Свобода дыхания — это умение контролировать свое дыхание, распределять его во время публичных выступлений. Мы привыкли дышать дробно, редко вдыхаем полной грудью, чем ограничиваем силу своей речи, поскольку именно дыхание — это основной двигатель, толчок для слов и звуков. Выступая публично, старайтесь дышать полной грудью и направлять выталкивать из легких не весь сразу, a с перерывами, с различной силой и быстротой в зависимости от важности произносимых слов и фраз.

Поспешная речь, без смысловых остановок и пауз не позволяет слушателю задуматься о том, что говорит оратор

По древнеславянски «дыхание» переводится, как «жизнь». Мы разделяем естественное дыхание, лечебное, стрессовое дыхание, успокаивающее, певческое, речевое. Дыхание, необходимое для звукоизвлечения ближе всего к естественному. Наша задача — это восстановить, зафиксировать естественное дыхание и пользоваться им. Высокое, «ключичное» дыхание, не только искажает голос, подвергает его лишней нагрузке, но и держит нас в состоянии неосознанного стресса, когда «перегорает» огромное количество физической и душевной энергии, замедляется и останавливается мыслительная работа.

Научиться дышать полной грудью проще всего, лежа на полу, когда вы можете видеть и чувствовать, как от каждого вашего вдоха поднимается и опускается грудная клетка. Постараетесь вдыхать воздух снизу вверх, и выдыхать снизу вверх. Это позволит вам иметь достаточное количество кислорода дольше. Слова и предложения в этом случае будут звучать сильнее до самого последнего слова перед вдохом, не будут терять своей силы. Если алгоритм дыхания перенести на вертикальное существование — это гарантирует нам контроль над своим голосом.

Информация о работе Речь и голос