Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 15:08, реферат
Работе над своим голосом придавали большое значение великий Пифагор и отец средневековой медицины Парацельс. Многие эзотерические и восточные учения приписывают нашему голосу чудодейственную силу
Голос очень важен в реальной жизни. Именно он, его эмоциональная окраска помогает выйти из затруднительной ситуации или поставить точку в заключении договора. Его тональность, тембр, сила придает вес Вашим словам.
Изучая свой голос и его звучание, можно запросто проанализировать все те голосовые приемы, которые использовали другие люди по отношению к вам. Например, резонаторы живота, когда голос звучит утробно, низко, завлекающе, чаще всего используют цыганки, гипнотизеры или те, кто хочет поглотить вашу бдительность. Звуки голоса, исходящие из грудной части, чаще всего применяются для установления контакта, поэтому при на переговорах лучше всего выбирать именно этот резонатор. Тем, кому необходимо выдавать множество устной информации, лучше остановиться на артикуляционном резонаторе, который по звучанию походит на речь дикторов телевидения. Однако будьте осторожны в использовании такой «скороговорки» на презентации товара или услуги, такая форма не предполагает ответа и воспринимается слушателями, как вопросы, которые не требуют ответов.
Изучение резонаторов дает также информацию и о нас самих. Если какой-либо из резонаторов сильнее, чем остальные, можно сделать вывод и о характере его обладателя. Например, вы чаще всего говорите, сильно улыбаясь, почти скалясь — по жизни вы, скорее всего, потребитель и часто всего требуете от других большего, чем даете сами. Вы говорите в нос — наверное, вы зануда и вредина. Ваша речь звучит звонко и чуть по-детски, изображая жертву — таким образом вы заставляете других решать ваши проблемы. Ну, а кривая ухмылка и слова сквозь зубы свидетельствуют о вас, как о человеке ироничном.
Опробовать и разработать резонаторы проще всего на примерах животных, подражая им:
— Резонаторы живота лучше всего воспроизводит корова, своим протяжным «му!», которое звучит откуда-то изнутри, из утробы.
— Грудной резонатор — самый важный для эффективной коммуникации, можно ощутить, если, говоря «я», протянуть руку вперед, как будто отдавая что-то собеседнику. Этот тип резонатора чисто человеческий, отвечает за самоидентификацию, самоутверждение.
— Резонатор рта — применим для профессий экскурсоводов, дикторов, пиар-менеджеров.
— Резонатор зубов — агрессивный, сильный резонатор «дай!». Похожий на волчий рык. Такой резонатор используют ди-джеи, некоторые телеведущие, менеджеры.
— Носовой резонатор ассоциируется с нытьем, блеянием барашка. Это резонатор отрицания. Такой тип резонатора вряд ли подойдет для переговоров или презентации.
— Лобный резонатор в чистом виде используется редко, в основном в пении. Дает хорошее направление звуку, эффективен для большой аудитории.
— Резонатор макушки — это своего рода манипулятивная тактика, изображение жертвы, когда голос становится выше обычного. По направлению действия похож на вой волков или собак.
— Затылочный резонатор чаще всего называют резонатором задней мысли, которая звучит как-будто сзади, произносится без движения губ или с косой улыбкой.
«Голос устает и хочет спать так же, как и мы, — отмечает Тина Георгиевская, — продолжительность голоса в течение дня не должна превышать четырех часов постоянного разговора. Те, кто говорят в течение дня, больше должны использовать специальную укрепляющую и восстановительную гимнастику для голоса, давать голосу отдых и использовать свободный режим звукообразования».
Для того, чтобы голос звучал громко, звонко, понятно, интересно нужно придерживаться простых правил: давать голосу отдохнуть, принимать витамины, поддерживать необходимую влажность воздуха в помещении, самомассаж, дополнительная подготовка к публичным выступлениям.
Голос устает и хочет спать так же, как и мы. Продолжительность его звучания в течение дня не должна превышать четырех часов
Полное молчание — это лучшее из того, что вы можете сделать для своего голоса. Если вам необходимо что-то сказать, говорите спокойно, без лишних эмоций, негромко, но и не шепотом, поскольку шепот создает большее напряжение, чем крик. Старайтесь говорить на опорах, на дыхании, на нижних резонаторах. В период большой голосовой нагрузки лучше принимать «Аскорутин» или чаще пить крепкий куриный бульон. Ограничить кофе в больших количествах, орехи и семечки, алкоголь и никотин.
Наилучшие витамины для голоса — это кальций, легкоусваиваемый белок, аскорбиновая кислота, рутин.
Перед выступлением нужно хорошо выспаться, поесть, сделать артикуляционную и фониатрическую гимнастику. Ни в коем случае не принимайте слишком горячую ванну или душ — это плохо скажется на голосовых связках.
Для усталого голоса полезен поверхностный массаж горла при помощи теплого душа (на ночь). В случае, если нет противопоказаний. Помассируйте область гортани 2–3 минуты по направлению от подбородка до груди. Можно применять также точечный массаж: в уголках губ, под нижней губой, под скулами, на лбу между бровями, посередине лба, на лице симметрично по бока носовой кости.
В заключение Тина Георгиевская вдохновила всех присутствующих следующими словами: «Самое главное — это открытие своего собственного голоса. Приемы, изученные на практик-классе — это те приемы, которые голос способен выполнять легко. Это то, что дано ему от природы. Помните о своем праве — звучать так, как можете звучать только вы, используя все возможности вашего собственного голоса, вашего инструмента. Большинство людей использует свои собственные голосовые способности только на 30%. Многочисленные зажимы похожи на какие-то старые травмы, которые мы когда-то получили, потом ушиб или растяжение прошло, а мы так и продолжаем хромать, привыкли держать свою осанку неправильно. С голосом так же, поэтому часто приходится переучиваться. Однако, эти усилия приносят свои результаты: когда мы работаем над нашим голосом, то работаем и над телом, правильным дыханием. В итоге, тело расправляется, наше психическое пространство изменяется, и часто с возвращением голоса люди избавляются от хронических бронхитов, проходят головные боли. То есть, работая над голосом, мы способствуем гармонизации всего тела».
Как известно, важнее не то, ЧТО вы говорите, а КАК вы говорите. Голос является сильнейшим инструментом и им нужно уметь пользоваться. Кто-то имеет такую способность от рождения, или интуитивно использует свои голосовые навыки. А кому-то нужно объяснить и показать как это работает.
В голосовом диапазоне каждого человека есть красивые «ноты», но их нужно научиться «извлекать». Тема голосовых резонаторов была для меня открытием. Конечно, чтобы научиться подключать все тело при разговоре, использовать диафрагму и т. д. нужно больше чем один или несколько дней практики. Но уже важно, что ты знаешь это, более того — знаешь, какими приемами достигается твоя голосовая полифония и в каких случаях важно использовать тот или иной резонатор.
Различают 3 типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) — в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие.
Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным. Его характеристики:
Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы "фокусироваться" в одной точке.
Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного: вдох — пауза — выдох. Вдох в 10-15 раз короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 и даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, и следовательно, каждое слово — полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать сознательно. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции;
Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствованию реберно-диафрагменного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы "речевого пояса" — диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки — межреберные мышцы.
Работать над техникой речи надо с полной свободой всех мышц, участвующих в речевом процессе, так как любые "зажимы" будут отрицательно сказываться на голосо-произносительном аппарате.
Упражнения носят игровой характер. Они должны отработать:
В общественной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой возникающими обстоятельствами. Но когда приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время, то бытовых навыков речи уже не хватает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки часто приводит к возникновению различных функциональных заболеваний.
Хорошо поставленный голос лектора дает возможность передать слушателем в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой. Наоборот, тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро утомляет слушающих, мешает им вникнуть в существо дела. Произносительный аппарат
1 — альвеолы (бугорки у корней верхних зубов);
2, 3 — передняя и задняя части твёрдого нёба;
4 — мягкое нёбо;
5 — язычок (увула);
6 — кончик языка (лат. apex);
7, 8, 9 — передняя, средняя, задняя части спинки языка (спинка — лат. dorsum);
10 — корень языка;
11 — надгортанник;
12 — полость гортани;
13 — голосовые связки.
Образование голоса происходит в гортани. Главной частью гортани являются голосовые связки — тонкие эластичные мышцы. Выходящий из легких воздух размыкает связки, давит на них, колеблет, проникает сквозь щель, образуемую вибрирующими связками. Так образуется голос. Возникающие в резонаторах (полостях) колебания содействуют появлению дополнительных звуков (обертонов), которые усиливают основной звук и придают ему особую окраску — тембр. К верхним резонаторам относятся носоглотка, рот, нос. Умелым направлением верхними резонаторами определяют качества голоса, которые необходимо развивать учителю: звонкость (металличность), собранность, свобода, полетность, устойчивость, подвижность, широта диапазона, выносливость, адаптивность, суггестивность.
Звонкость (металличность) — это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. Звук должен отражаться в передней части ротовой полости, у твердого неба и зубов. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь, он формируется у заднего мягкого нёба.
Собранность звука — это концентрация звука у зуб, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания.
Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. В ротовой полости необходимо свободное размыкание, достаточный раствор рта.
Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т.е. его способность распространятся как можно дальше. Полетность — это результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным. Здесь важен и волевой момент — стремление как можно дальше направить звук.
Устойчивость голоса — это его способность звучать ровно, не колебаться, не качаться.
Подвижность — свойство голоса точно передавать мысли и чувства, менять силу звука, высоту и тембр.
Диапазон — высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, вредких случаях — две октавы. Но в быту человек говорит на трех — четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями.
Выносливость — высокая работоспособность, стойкость голоса. Работоспособность голоса обеспечивается мерами по гигиене голоса.
Адаптивность — способность голоса приспособиться к акустическим условиям (изменение динамики, тембра и мелодики).
Суггестивность — способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение адресата речи независимо от смысла произносимых слов.
Как выработать для себя необходимые голосовые качества?
1 этап работы над голосом — освобождение дыхательных путей, создание наилучших условий для свободного звучания. Для этого необходимо снять излишнее мышечное напряжение в области гортани, где расположены голосовые связки, и плечевого пояса.
2 этап — поиски естественного свободного природного голоса, такого звучания, которое является для каждого из нас максимально ограниченным, возникает легко, без всяких мышечных усилий.
Предварительные условия речевых упражнений: нельзя держать голову опущенной или поднятой вверх, подбородок должен составлять прямой угол с шеей, недопустимы мускульные зажимы.