Социальные проблемы пожилых людей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:33, курсовая работа

Краткое описание

Поскольку надомное обслуживание являлось несвойственной домам-интернатам функцией, вызвавшей разного рода организационные трудности у этих учреждений, возникла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам со специальными структурными подразделениями. Такими структурными подразделениями стали отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам, которые были организованы при районных отделах социального обеспечения. Их деятельность регламентировалась "Временным положением об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам"1.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ 13
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 20
РОЛЬ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Файлы: 1 файл

работа спожилыми людьми.doc

— 214.00 Кб (Скачать)

В ряде регионов страны значительную помощь пожилым людям оказывают  местные органы власти: увеличиваются  дифференцированные доплаты неработающим пенсионерам; различным категориям престарелых устанавливаются льготы по оплате жилья, телефона, бесплатно отпускаются лекарства по рецептам врачей и т.д.

Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур                                  

Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже давно определены перспективные направления разработки и выпуска соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:

автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать  операции по приготовлению пищи,

системы подъемников  для ухода за лежачими больными и  оказания им санитарно-гигиенической помощи,

специальной мебели и  механизмов для уборки помещений  с учетом возрастной специфики престарелых  и т п , а также ряда простых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций;                                      

системы поручней и опорных  скоб для принятия старым человеком ванны;

специальных подставок, облегчающих надевание обуви;

пологих пандусов вместо порогов и т. п.

Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они  реализуются крайне неудовлетворительно

С 1986 года в нашей стране начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения — отделения дневного пребывания.

Целью организации таких  отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь.

Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

Первоначально такие  Центры создавались при домах-интернатах для престарелых, поскольку эти учреждения имеют такую материально-техническую базу, которая могла обеспечить для отделения соответствующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием.

Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости от размера получаемой пенсии. Предусматривалось, что с посетителями отделения будет работать на 0,5 ставки культработник дома-интерната. Согласно соответствующего "Положения", посетители отделения имели право пользоваться лечебно-диагностическими и процедурными кабинетами, трудовыми мастерскими, а также обеспечиваться медикаментами наравне с проживающими в доме-интернате.

Изучение ЦИЭТИНом отзывов  посетителей отделения о факте  создания такой службы показало, что  все посещающие отделение относятся к этому положительно. Вместе с тем, изучение отношения посещающих отделение дневного пребывания к факту нахождения его при доме-интернате показало следующее: 47% относятся безразлично ~ это преимущественно те, у кого контакты с проживающими в доме-интернате минимальны или отсутствуют; 28,5% относятся положительно — это те лица, которые активно ищут контактов с персоналом дома-интерната, бесплатно получают лекарственные препараты и процедуры, а также те, которые охотно контактируют с проживающими в этом учреждении, оказывают им какую-то помощь и понимают, что будучи одинокими, и сами через какое-то время вынуждены будут перейти на постоянное проживание в дом-интернат, но относятся к такой перспективе спокойно, не рассматривая ее как жизненную катастрофу. У 25,5% посетителей отношение крайне отрицательное. Это те люди, которые, осознавая для себя возможную перспективу в конце концов оказаться на постоянном проживании в доме-интернате, не могут смириться с мыслью о таком исходе; это также те граждане, кто столкнулся с негативным отношением к себе со стороны находящихся в стационаре.

Изучение мнения директоров домов-интернатов, на базе которых образованы центры социального обслуживания, о целесообразности такого симбиоза показало, что все опрошенные считают это не лучшим вариантом, приводя следующие аргументы:

за редким исключением  дома-интернаты для престарелых и инвалидов расположены в значительном удалении от жилых массивов, имеют плохое транспортное сообщение, что создает серьезные препятствия пожилым людям для ежедневного посещения отделения дневного пребывания;

нарушаются санитарно-гигиенические  требования, предъявляемые к дому-интернату как к закрытому учреждению: лица, посещающие отделение дневного пребывания, не обследованы всесторонне, как постоянно проживающие;

контактируя с последними, пользуясь общей столовой, библиотекой, кинозалом они создают опасность заноса инфекций в дом-интернат;

ухудшаются жилищные условия постоянно проживающих за счет уплотнения их для выделения площадей под отделение дневного пребывания. Кроме того, не выделяются дополнительные бюджетные средства на содержание отделения, что косвенно отражается на материальном благополучии проживающих в учреждении;

ухудшается морально-психологический  климат среди постоянно проживающих, многие из которых протестуют против того, что посещающие отделение дневного пребывания бесплатно пользуются всеми благами дома-интерната (мебелью, библиотекой, кинозалом, медикаментами, получают медицинское обслуживание, а также бесплатное или льготное питание) и при этом у них пенсия сохраняется в полном объеме, в то время как проживающие в доме-интернате получают на руки лишь 10% от пенсии, остальная часть которой идет в доход государства.

В связи с этим во многих административных территориях центры социального обслуживания стали создаваться как автономные учреждения, ни территориально, ни функционально не связанные с домами-интернатами. Вместе с тем, 56 центров до настоящего времени остаются "привязанными" к домам-интернатам.

При создании первых центров  еще не была предусмотрена ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз. Так сделана в г.г. Челябинске, Шахты Ростовской области, в отдельных Центрах г. Москвы. Сроки посещения Центров в разных территориях различны: от 2-3 месяцев до 2 недель (в г. Москве). Вместе с тем, как показали результаты опроса посещающих отделение, 2-недельный срок не удовлетворяет большинство пожилых людей, т.к. за это время люди не успевают хорошо познакомиться, не успевают сложиться микро коллективы и группы по интересам, которые помогают избавиться от чувства одиночества и сохранить сложившиеся связи и после окончания срока посещения отделения. Культурно-массовые мероприятия при 2-недельной "смене" сводятся, как правило, к проведению одного концерта силами местных артистов, а также одной лекции или беседы, а организация досуговой деятельности (кружковой работы, художественной самодеятельности, вечеров отдыха в дневное время с танцами, хоровым пением и т.д.) по сути не имеет места. В результате большинство посетителей приходят в отделение лишь на время обеда для получения бесплатного горячего питания.

В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.

В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной  медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.

Питание может осуществляться как в специально оборудованном помещении отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания. Для организации отдыха обслуживаемых в отделении оборудуются спальные помещения ( из расчета не менее 2 коек на 10 посетителей) с обеспечением индивидуальными постельными принадлежностями.

Обслуживаемые лица могут  при их добровольном согласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или на подсобных хозяйствах. Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц, а излишки могут быть реализованы с последующим зачислением доходов на счет Центра.

Пенсионеры и инвалиды обслуживаются отделением бесплатно. Питание обслуживаемых может  быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с местной  администрацией.

По решению руководства Центра и местной администрации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, посещение культурно-зрелищных мероприятий и т.д.). Денежные средства, взимаемые за отдельные виды услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие.

Согласно штатному расписанию, отделение дневного пребывания возглавляет  заведующий отделением. Кроме того, в нем предусмотрены должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки, гардеробщика, а при организации питания в самом отделении — еще и буфетчицы и официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится должность инструктора по трудовой терапии.

Изучение контингента  лиц, посещавших отделения дневного пребывания в 24 Центрах социального обслуживания (300 человек), показало следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% — мужчины. По возрастным градациям преобладали лица пожилого (60 — 74 лет) возраста — 48,6% и старческого (75-89 лет) возраста — 46%.

Анализ семейного положения обследованных показал, что эти отделения посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане — 65,7%; 12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение проживают с родственниками разной степени родства, однако 15,7% не получают от своих родственников никакой материальной и бытовой помощи и взаимоотношения с ними у пожилых людей преимущественно натянутые или откровенно враждебные.

Посетители отделения  дневного пребывания имеют разный образовательный  уровень: 22,4% граждан имеют начальное образование, либо неграмотны; у 40,3% лиц неполное среднее и среднее образование; 38,8% посетителей имеют специальное среднее или высшее образование.

Большинство посетителей  отделения (58%) обслуживают себя полностью, 42% осуществляют самообслуживание с частичной помощью социальных работников, родственников и других лиц. 58,6% из них не пользовались никакими вспомогательными средствами для передвижения, остальные пользовались тростями (большинство в зависимости от времени года) и лишь 2 человека из 300 обследованных передвигались с помощью костылей.

Исследование мотивов  посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерархии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания. Так, ежедневное посещение заставляет их "быть в тонусе", "дисциплинирует", "наполняет жизнь новым смыслом", "позволяет расслабиться". У отдельных граждан длительное посещение отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и др.). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.

Иерархия мотивов посещения  отделения дневного пребывания в значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с образовательным уровнем. Это обстоятельство следует учитывать при формировании контингента каждой "смены" и при разработке плана досуговых и других мероприятий для каждой такой "смены".

В настоящее время  в штатном расписании отделений  дневного пребывания не предусмотрена  должность социального работника, его должностные обязанности выполняют частично заведующий отделением, частично культработник. Вместе с тем, вопросами комплектования контингента отделения, формированием микроколлективов среди посетителей отделения, оказанием психологической помощи, в определенной степени организацией досуговых мероприятий и другими должен заниматься специально подготовленный человек — социальный работник. Можно предположить, что в перспективе такая должность появится в штате отделений дневного пребывания.

Информация о работе Социальные проблемы пожилых людей