Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 16:33, курсовая работа
Поскольку надомное обслуживание являлось несвойственной домам-интернатам функцией, вызвавшей разного рода организационные трудности у этих учреждений, возникла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам со специальными структурными подразделениями. Такими структурными подразделениями стали отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам, которые были организованы при районных отделах социального обеспечения. Их деятельность регламентировалась "Временным положением об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам"1.
ВВЕДЕНИЕ 2
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ, РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ИХ РАЗРЕШЕНИИ 13
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 20
РОЛЬ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
В последние годы в
ряде Центров социального
В соответствии с нормативным документом7, Служба срочной социальной помощи должна размещаться в специально отведенном помещении, имеющем все виды коммунального благоустройства, складские помещения для хранения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья, набора лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи и др.), иметь телефонную связь.
Основными направлениями деятельности Службы являются:
предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи;
обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предприятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования социально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц);
предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
оказание материальной помощи;
содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой);
направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;
оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по "телефону доверия";
оказание других видов помощи, обусловленных региональными особенностями (в том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не имеющих возможности получить услуги государственной юридической службы).
Штатное расписание Службы срочной социальной помощи предусматривает следующие должности: заведующий службой, психолог (на 0,5 ставки), юрист (на 0,5 ставки), специалисты по социальной работе (2 должности), социальный работник.
В связи с тем, что Служба срочной социальной помощи находится на начальном этапе своего развития, она претерпевает изменения, постоянно совершенствуясь, внедряя все новые формы социального обслуживания граждан, а вместе с ней совершенствуется вся служба социальной помощи нетрудоспособным гражданам. Так в ряде административных территорий в рамках Центров социальной помощи стали появляться новые структурные подразделения — отделения временного пребывания (от 4 недель до 3 месяцев) для лиц старших возрастов и инвалидов (например, в Новосибирской и Самарской областях). Размещаются они, как правило, в зданиях бывших профсоюзных здравниц (домов отдыха, пионерских лагерей), а также, сельских участковых больниц, от которых отказались органы здравоохранения, медсанчастей промышленных предприятий на долевой основе и т.д.). Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения проводится с помощью социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В ряде территорий (например, в Архангельской области) такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких отделениях может быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи, организация содержательного досуга, психологическая помощь. Эта форма социального обслуживания еще не получила широкого распространения, однако положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их дальнейшее развитие имеет перспективу.
Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная работа как важнейший раздел деятельности в области обслуживания пожилых людей и инвалидов в последние годы приобретает все большую актуальность. Хотя социальная забота государства и общества по отношению к инвалидам и старым больным людям в России проявлялась всегда, никогда ранее не обсуждался и не решался вопрос о специалистах, которые осуществляли бы эту деятельность.
Социальная работа (в широком смысле этого слова) с такими категориями лиц, как инвалиды и пожилые люди, проводилась систематически в органах и учреждениях социального обеспечения (социальной защиты). В числе осуществляющих эту деятельность были работники домов-интернатов, Центров социального обслуживания, муниципальных и территориальных органов управления.
Социальным работникам со времени введения этих должностей отводится специфическая роль, которая определяется и типом учреждения, и характером оказываемых услуг, и целями (задачами), и ожидаемыми результатами.
Место деятельности социального работника в связи с указанными обстоятельствами как бы перемещается, оно динамично. Вместе с тем, по мере внедрения в систему социальной защиты работников данной категории расширяются их функции. Деятельность социальных работников распространяется на все категории инвалидов и пожилых людей, находящихся и в населении (в том числе и в семьях), и в домах-интернатах. При этом особенно вырисовывается специфика деятельности социальных работников. В одних случаях она носит характер организации помощи различных служб (медицинской помощи, юридических консультаций и т.д.), в других она приобретает морально-психологический аспект, в третьих — характер коррекционно-педагогической деятельности и т.д.
Необходимо подчеркнуть, что помимо непосредственных «потребителей» (инвалидов, пожилых людей) сфера деятельности социальных работников распространяется и на обслуживающий персонал, например, в домах-интернатах, с которым социальным работникам приходится взаимодействовать. В этой связи приобретает особую значимость уровень образования социальных работников, их профессионализм, знание психологических особенностей инвалидов и пожилых людей.
В связи с широкими и разнообразными функциями социальных работников в обслуживании пожилых людей, возникает потребность в этих специалистах с различным уровнем образования. Для той категории инвалидов и пожилых людей, которые - находятся в населении, диапазон деятельности социальных работников охватывает большой круг задач, начиная от оказания социально-бытовой помощи и кончая психолого-педагогической коррекцией и морально-психологической поддержкой. Для инвалидов и пожилых людей, находящихся в стационарных учреждениях, деятельность социальных работников также имеет широкий диапазон, начиная от социально-бытовой адаптации в домах-интернатах и кончая интеграцией инвалидов в общество.
В нашей стране, как и во всем мире, в последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение численности пожилых людей и инвалидов. Удельный вес пенсионеров в структуре населения России составляет более 23%. Тенденция к росту численности престарелых и инвалидов требует коренного изменения социальной политики в отношении этой, наиболее социально незащищенной категории общества.
Проблемы их социальной защищенности становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались по существу, непригодными, а новая система социальной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается. Важнейшая задача системы социальной защиты - поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
"Временное положение об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам". Утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г. №28/3-43.
Контроль за ходом
осуществления международных
Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.07.1993 г. №137 "Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания".
Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О создании отделений специализированной помощи на дому".
Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом. — М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы/ ассоциации работников социальных служб).
Указ Президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. №328 "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году".
Указание "О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальнойзащиты малообеспеченных групп населения от 15 мая 1993 г. №1-32-4.
Дементьева Н.Ф., Болтенко В.В., Доценко Н.М. и др. "Социальное обслуживание и адаптация лиц пожилого возраста в домах-интернатах". / Методич. рекоменд. — М., 1985, Збс. (ЦИЭТИН).
Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. — Красноярск, 1993, 195 с.
Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М., 1991, 135 с. (ЦИЭТИН).
Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психологическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. /Методич. рекоменд. - М., 1992, 18 с. (ЦИЭТИН).
Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Организационно-методические аспекты деятельности социального работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здравоохранения. — М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценностей).
Токарь А.В., Вержиковская Н.В. Организационное обеспечение координации медицинской и социальной помощи пожилому населению. В кн.: Медицинские и социальные проблемы старения. — Киев, 1987, с.3-7 (Институт геронтологии АМН СССР).
Чеботарев Д. Ф. Медико-социальные аспекты постарения населения. — Ж. Советское здравоохранение., 1977, №6, с.8-13.
Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в геронтопсихиатрии. — МРЖ, р.14, №12.
Энциклопедия социальной работы (перевод с английского). — М., 1993, т.1, 480 с. (Центр общечеловеческих ценностей).
Приложение 1
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НУЖДАЕМОСТИ ОДИНОКИХ НЕТРУДОСПОСОБНЫХ ГРАЖДАН В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛУГ НА ДОМУ, %.
Виды социально-бытовых услуг |
Нуждаемость |
Предоставление |
Стирка белья (в т.ч. услуги прачечной) |
90,8 |
19,9 |
Услуги химчистки |
49,1 |
3,9 |
Помощь при мытье головы, тела |
57.3 |
5.3 |
Стрижка волос и ногтей |
35,6 |
1.4 |
Ремонт обуви |
28.1 |
4,3 |
Пошив одежды |
7,5 |
3,6 |
Услуги библиотеки |
5,0 |
1.8 |
Помощь в чтении газет и др. |
8,2 |
1.1 |
Доставка продуктов |
94.6 |
94,6 |
Доставка медикаментов |
92,5 |
86,5 |
Доставка (приготовление) горячей пищи |
24,2 |
1.0 |
Доставка хоз. и промтоваров |
69,7 |
37,4 |
Уборка жилого помещения |
87,5 |
28.5 |
Оплата коммунальных услуг |
75,3 |
62,9 |
Доставка топлива, протопка печей |
6.1 |
2.1 |
Содействие в ремонте жилья |
35.7 |
3.6 |
Организация досуга |
7.5 |
2.1 |
Сопровождение на прогулке |
16,0 |
2,5 |
Обработка приусадебного участка |
11,4 |
4,3 |
ёПриложение 2.
ПЕРЕЧЕНЬУСЛУГ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ В ПРИКАЗАХ МИНИСТЕРСТВА (СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РФ) ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ДОМУ
Наименование услуг |
приказ №81 24.07.87 |
№137 20.07.93 |
№259 17.12.94 |
Доставка на дом продовольствия |
+ |
+ |
+ |
Доставка на дом промтоваров |
+ |
+ |
+ |
Доставка медикаментов |
+ |
+ |
+ |
Доставка воды |
+ |
+ | |
Сдача и доставка вещей в стирку, химчистку, ремонт |
+ |
+ |
+ |
Оплата коммунальных услуг |
+ |
+ |
+ |
Уборка жилых помещений |
+ | ||
Смена нательного и постельного белья |
+ | ||
Протопка печей |
+ |
+ | |
Кормление ослабленных граждан |
|
|
+ |
Оказание санитарно- |
|
|
+ |
Написание писем |
+ |
+ |
+ |
Оказание помощи в поддержании связи с трудовыми коллективами и др. |
+ |
|
|
Приготовление горячей пищи |
|
|
+ |
Содействие в организации ремонта жилья |
|
+ |
+ |
Содействие в обеспечении топливом |
|
+ |
+ |
Содействие в оказании мед. помощи |
+ |
+ |
|
Содействие в получении протезно — ортопедических изделий |
|
+ |
|
Содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, здравоохранения, нотариальных и др: |
+ |
+ |
|
Содействие в обработке приусадебных участков |
+ |
||
Содействие в оформлении документов на опеку (попечительство) |
+ |
+ |
|
Содействие в оформлении документов для помещения в дом-интернат, ЦСО |
+ |
+ |
|
Содействие в обмене жилья |
+ |
||
Содействие в предоставлении обслуживаемым льгот и преимуществ, установленных действующим законодательством |
|
+ |
|
Оказание экстренной доврачебной помощи, вызов врача, сопровождение заболевших в леч.учреждение, посещение их в стационаре |
|
|
+ |
Проведение медицинских процедур (измерение АД, наложение компрессов, обработка пролежней, выполнение очистительных клизм) |
|
|
+ |
Осуществление подкожных и внутримышечных введений лекарственных препаратов |
|
|
+ |
Проведение санитарно- |
|
|
+ |
Содействие в предоставлении ритуальных услуг (в погребении одиноких умерших граждан) |
|
|
+ |
1 "Временное положение об отделении социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам". Утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 3 февраля 1986 г. №28/3-43.
2 Приказ Минсобеса РСФСР от 24 июля 1987 г. №81 "Об утверждении Положения о территориальном центре социального обслуживания пенсионеров, и штатов центров социального обслуживания пенсионеров.
3 Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи".
Приказ Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 20.07.1993 г. №137 "Об утверждении Примерного положения о Центре социального обслуживания".
Приказ МСЗ России от 27 декабря 1994 г. №259 "О создании отделений специализированной помощи на дому".
4 Указ Президента Российской Федерации от 26.12.1991 г. №328 "О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 году".
5 Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи".
6 См Приложение 1
7 Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 "Об утверждении Положения о территориальной службе срочной социальной помощи".