Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 14:36, лабораторная работа
В числе актуальных задач в криминалистике приоритетное место занимают вопросы, связанные с деятельностью правоохранительных органов по собиранию, исследованию и закреплению доказательств. Процессуальные отношения, возникающие в связи с деятельностью этих органов, как правило, затрагивают интересы граждан, государственных и общественных организаций, учреждений и предприятий. Поэтому требование точного соблюдения процессуальной формы всех действий суда и органов предварительного расследования по собиранию доказательств является одним из условий правильного разрешения уголовных дел.
Введение
Предъявление для опознания………………………………..3
Заключение…………………………………………………..10
Библиографический список
При невозможности предъявления лица к опознанию его опознание может быть произведено по его фотокарточке, которая предъявляется одновременно с фотокарточками других лиц в количестве не менее трех. При этом соблюдаются все вышерассмотренные требования.
Результаты предъявления для опознания подвергаются следователем проверке и оценке — они могут оказаться ошибочными из-за умышлено ложного опознания и из-за добросовестного заблуждения. В случае возникновения у следователя обоснованных сомнений в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается (в соответствии со ст. 79 УПК РСФСР) судебно-психологическая экспертиза.
Опознание предметов также связано с психическими особенностями восприятия и запоминания их отличительных признаков. Мир вещей необозримо многообразен. В практике судопроизводства к опознанию предъявляются чаще всего предметы бытового обихода, орудия и инструменты трудовой деятельности, объекты непосредственного окружения человека. Наиболее общим групповым признаком предметов является их форма, контур. Существует пространственный порог различия формы — минимальное расстояние, с которого данный объект может быть опознан, а также порог глубинного восприятия, ограничивающий пространственные распознания рельефа, объема предмета. Оценки размеров предметов субъективны — они зависят от глазомера индивида, его оценочных особенностей. Восприятие объектов в различных условиях может сопровождаться многообразными иллюзиями — ложными суждениями о подлинных свойствах объектов. Так, эффект иррадиации приводит к преувеличению размеров светлых и хорошо освещенных объектов. Все части большей фигуры кажутся крупнее, чем такие же части на меньшей фигуре, верхняя часть фигуры переоценивается при определении ее размеров. Предметно заполненное пространство видится более протяженным. Очертания одних фигур воспринимаются не адекватно под влиянием фоновых очертаний. Целостность восприятия происходит даже при отсутствии отдельных частей объекта. Восприятие совокупности объектов (обстановки) зависит от позиции наблюдателя размеры близко расположенных объектов переоцениваются. Цветовые впечатления также зависят от взаимовлияния цветовых тонов. Восприятие местности описывается человеком как часть пространства, ограниченная определенными
9
предметами. При изменении точки зрения опознание местности может быть значительно затруднено. Идя по незнакомой местности, человек формирует психический образ своего маршрута (маршрут-карту), а наблюдая местность с неподвижной точки — план-схему, выделяет опорные ориентиры будущего ее распознания. Ориентация в малознакомой местности осуществляется по наиболее заметным, броским ориентирам, по их соотношению. Внешняя граница воспринимаемого пространства на открытой местности ограничивается пороговым расстоянием пространственного различия предметов.
Все воспринимаемые объекты "привязываются" к точке наблюдения. При этом субъективно оценивается их удаленность и взаиморасположение, создается субъективная система отсчета, используются топографические представления. (Пространственная ориентация детей и подростков может быть неадекватной). Знание особенностей восприятия местности, пространства необходимо для квалифицированного проведения допроса, предваряющего опознание местности, а также для квалифицированного проведения проверки показа на месте.
Сложной психической деятельностью являются словесное описание опознающим признаков объекта предстоящего опознания, и сам процесс опознания и принятия окончательного решения. Трудность описания не должна интерпретироваться как невозможность опознания. Узнавание генетически более ранняя форма психической активности, чем воспроизведение, вспоминание. Воспринимая повторно объект опознания, индивид может вспомнить дополнительные его опознавательные признаки. Достоверность опознания не может быть поставлена под сомнение в связи с неполнотой предварительного описания объекта опознания. Индивидуальность объекта в некоторых случаях может определяться даже не по его отдельным признакам, а по комплексу несущественных признаков. Случайная совокупность содержимого дамской сумочки может служить основанием для ее опознания. В практике судопроизводства возможно ложное опознание и ложное неопознание. Ложное неопознание может быть связано с тем, что при первичном восприятии объекта не были вычленены его опознавательные признаки, а также забыванием этих признаков в напряженной обстановке судебного опознания. При производстве судебного опознания необходимо учитывать возможность преднамеренной маскировки заинтересованным лицом своих опознавательных признаков. Изобличению этой уловки содействует внимательный анализ тактики его поведения.
Ошибочное опознание в отличие от преднамеренного ложного опознания может быть следствием различных внушающих воздействий на лицо, легко поддающееся внушению.
10
Заключение
И так можно сделать несколько выводов:
1) предъявления для опознания является одним из важнейших элементов в установление истины по уголовным делам;
2) предъявление для опознания дает полное сходство с лицом совершившим правонарушение, предметами которые использовались в ходе преступления, и многие другие элементы преступления.
Я сделала окончательный вывод, что предъявления для опознания является главным рычагом в расследование уголовного дела, и следователь должен пользоваться этим приемом согласно уголовно - процессуальному закону.
11
Библиографический список
- Еникеев М.И. Общая и юридическая психология
/ М.И. Еникеев-Санкт-Петербург, 2004 г.- 320 стр.
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Ульяновский филиал
Специальность/направление подготовки ___030900.62 / Юриспруденция_________
Специализация/профиль/
Кафедра_________Уголовно-
Лабораторная работа
по дисциплине:
«_________Юридическая психология_______»
на тему:
«_____Психология предъявления для опознания »
г.Ульяновск
20_13_г.