Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:03, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть ключевые аспекты психологии опознания, показать их значение для организации производства следственного действия.
В задачи входит:
1) определить психологическую сущность опознания,
2) рассмотреть организационно-психологические аспекты опознания.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Психологическая сущность опознания……………………………………4
2. Организационно-психологические аспекты опознания………………...17
Заключение…………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..24
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Психологическая сущность опознания……………………………………4
2. Организационно-психологические аспекты опознания………………...17
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..24
Введение
Проблема установления истины на предварительном следствии нередко находит свое разрешение при проведении такого сложного следственного действия, как предъявление для опознания. Этим определяется его значимость в арсенале средств уголовно-процессуального доказывания.
Предъявление для опознания - специфическое следственное действие, так как опирается на сложные психические процессы, происходящие в сознании опознающего. Содержание этих процессов не всегда достаточно четко осознается самим субъектом опознания. Поэтому от искусства и профессионализма следователя во многом зависит получение необходимой информации об интересующем его объекте и последующем ее использовании по уголовному делу.
Актуальность проблемы обусловлена и тем, что эффективность следственного действия во многом зависит от качественности его подготовки и проведения в строгом соответствии с нормами уголовно-процессуального закона и криминалистическими рекомендациями, разработанными применительно к предъявлению для опознания. Нарушение закона и игнорирование научно обоснованных рекомендаций нередко приводит к тому, что проведенное следственное действие теряет свое доказательственное значение.
Цель работы – рассмотреть ключевые аспекты психологии опознания, показать их значение для организации производства следственного действия.
В задачи входит:
1) определить психологическую сущность опознания,
2) рассмотреть организационно-психологические аспекты опознания.
1. Психологическая сущность опознания
Предъявление для опознания является самостоятельным следственным действием, которое широко применяется при расследовании преступлений. С психологической точки зрения опознание представляет собой следственное действие, при котором лицо сравнивает предъявляемые ему объекты, сопоставляет их с мысленными образами объектов, воспринятых им ранее - в момент совершения преступления, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии [9, с.181].
В основе опознания лежит способность человека узнать в предъявленном ему объекте тот объект, который воспринимался им ранее и запомнился. Следовательно, для правильной оценки опознания важно знать психологический механизм процесса узнавания. Психологи различают два основных вида узнавания: симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое).
Симультанное узнавание - это узнавание сразу, в результате мгновенного совпадения образа человека (предмета), находящегося в памяти узнающего, и объекта, наблюдаемого им в момент предъявления для опознания. По некоторым данным, при симультанном узнавании даже хорошо знакомого предмета опознающие в своих отчетах указывают на те признаки, по которым фактически произведено опознание.
Сукцессивное узнавание происходит постепенно, путем мысленного сравнения, отбора, сопоставления признаков объекта, запечатленных в памяти и воспринимаемых при опознании.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что более надежным является симультанное (синтетическое) узнавание. Если быстрого и автоматического узнавания не происходит, включается сознательное, осмысленное, припоминание и развернутое сопоставление примет, в итоге которого наступает санкция узнавания или неузнавания.
Опознание, если иметь в виду его психологическое содержание, состоит из двух стадий [9, с.182]:
1) подготовительной (предварительный допрос об обстоятельствах, при которых опознающие ранее воспринимали определенное лицо либо предмет, и об особенностях, предметах, по которым они могут их опознать);
2) основной (само опознание).
Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе 2-х основных процессов: усвоения отличительных признаков определенного объекта и использования данных признаков для выделения этого объекта из числа других, ему подобных.
Первый процесс в психологии называется формирующим и относится к стадии усвоения, второй - собственно опознавательный - относится к стадии распознавания. Эти процессы строго взаимосвязаны и взаимообусловлены, каждый из них не мыслим без другого.
В обоих этих стадиях центральное место занимает выделение отличительных (идентификационных) признаков).
В психологии опознания выделяют две группы таких признаков:
достаточные и необходимые;
достаточные, но не необходимые.
Совпадение достаточных и необходимых признаков того или иного объекта во всех случаях является основанием для положительного вывода об их тождестве, а не совпадение требует бесспорного вывода о различии
Если же совпадают только достаточные, но не необходимые признаки, то их наличие подтверждает правильность опознания, но отсутствие - отнюдь не свидетельствует об обратном.
В основе предъявления для опознания лежит ряд психологических закономерностей. Психологически здесь очень важно выделить уровни перцептивных действий.
обнаружение объекта;
различение (отличие одного от другого);
идентификацию (отождествление);
опознание или узнавание знакомых объектов.
В результате этих перцептивных действий у субъекта формируется психический образ человека или предмета, в совокупности всех его отличительных признаков.
Важную роль в формировании перцептивного образа играют движения глаз человека, ибо неподвижный глаз столь же слеп, сколь неподвижная рука перестает быть орудием познания. Специальными психологическими экспериментами установлено, что глаз человека при восприятии предмета или картины совершает большое количество различных движений. Различаются два вида движений: плавные, дрейфовые и скачкообразные, саккадические. А также фиксация глаз на информационных точках объекта.
Психологические стадии формирования показаний опознающего [9, с.183]:
Восприятие объекта.
Запоминание и сохранение в памяти воспринятого.
Воспроизведение и передача информации.
Отождествление объекта.
Восприятие объекта - психический процесс отражения предмета в совокупности его свойств и признаков. Каждый объект обладает самыми разнообразными признаками и люди их воспринимают избирательно, субъективно, вследствие чего одна и также вещь или человек могут быть восприняты или опознаны по различным признакам. Это не всегда учитывается на практике.
В процессе восприятия признаков объекта происходит формирование образа, создание мысленной модели, используемой затем в качестве эталона для будущего опознания.
Важным этапом подготовки к предъявлению для опознания служит подбор объектов для предъявления опознающему. По закону таких объектов должно быть не менее трех. Данное требование обеспечивает объективность результатов опознания: если предъявляется один объект, то это невольно может навести опознающего на мысль, что именно его он должен опознать. То есть предъявление одного объекта играет наводящую роль, что, естественно, недопустимо. Исключение по закону делается лишь при опознании трупа - он предъявляется один.
Ситуации, когда предъявление для опознания проводить не рекомендуется [2, с. 58]:
когда опознающий знаком с человеком, которого следователь хотел бы предъявить для опознания. В данном случае опознание просто излишне. Бывают случаи, когда человек знает опознаваемого, но скрывает это по каким-то причинам. Тогда опознание может быть проведено со специальной целью: зафиксировать факт противодействия опознающего установлению истины;
когда допрашиваемый не может назвать признаков, по которым возможно отождествление опознаваемого объекта, и предъявление для опознания может проводится по усмотрению следователя;
когда объект уникален, ему нет равных и даже сходных, и ясно, что он будет опознан любым знающим о нем человеком.
Объекты, среди которых будет предъявляться опознаваемый, должны быть сходными с ним. Если речь идет о человеке, то это должны быть люди примерно того же возраста, роста, цвета волос, телосложения; они должны иметь похожие отдельные части лица, прическу, быть в сходной одежде. Если это требование нарушено, результаты опознания теряют свое доказательственное значение. Обеспечение необходимого сходства также необходимо и при предъявлении для опознания предметов, документов, животных, участков местности и помещений.
Часто в процессе допроса и последующего опознания следственным и судебным работникам довольно приходится встречаться с психологическим феноменом: описание ранее виденного человека (предмета) значительно сложнее, чем его последующее узнавание. Чтобы убедиться в наличии такого психологического феномена, достаточно попробовать описать письменно или даже устно признаки любого хорошо знакомого человека. Указанное обстоятельство объясняет встречающуюся в материалах уголовных дел неполноту, фрагментарность признаков опознаваемых людей и предметов в протоколах допросов и опознаний. Нельзя при этом также не учитывать, что многие признаки людей и предметов почти не поддаются словесному описанию.
Констатация указанного психологического феномена требует от следователя не спешить с выводами относительно возможности узнавания свидетелями (потерпевшими) только на основе тех признаков, которые они смогли назвать на допросе, предшествующему опознанию. Нередко, не сумев на допросе указать каких-либо особых примет преступника, назвав два-три самых общих признака его внешности, потерпевшие (свидетели) уверенно узнают его при проведении опознания. Вот почему не только с позиций закона, но и с учетом психологических рекомендаций недопустим всякий отказ от проведения опознания, если свидетели (потерпевшие) затрудняются сколько-нибудь подробно описать признаки ранее воспринимавшегося человека или предмета.
Правильность и полнота восприятия зависит от субъективных и объективных факторов [9, с.186].
1) Объективные факторы влияющие на восприятие [8, с. 140]:
Время восприятия.
Расстояние до наблюдаемого объекта.
Метеорологические условия.
Освещенность воспринимаемых объектов.
Количество объектов.
Одновременное действие побочных раздражителей.
Во всех этих случаях наблюдается зависимость типа: "хуже освещенность или видимость объекта - хуже восприятие". Считается, что люди с нормальным зрением в условиях хорошей видимости выделяют человека из окружения (фона) на расстоянии 2 км.
1 км. - видят общий контур человека.
700 м. - воспринимают движение рук и ног.
400 м. - воспринимают головной убор.
300 м. - голова, плечи, овал лица, цвет одежды.
200 м. - лицо, кисти рук.
60 м. - глаза, нос, пальцы.
20 м. - всего человека [1, с.103].
Очевидно, что расстояние, условие освещения, продолжительность наблюдения, время, прошедшее с момента восприятия до предъявления на опознание, могут оказать значительное воздействие на его результаты. Так, восприятие свидетелем преступника, находившегося от него на значительном удалении, ночью, на плохо освещенной улице, в течение очень непродолжительного времени уменьшает возможность его последующего опознания. Вот почему на допросе, предшествующем опознанию, необходимо выяснить, при каких условиях происходило восприятие. Значительное влияние на опознание оказывает длительность первичного восприятия: видел преступника один раз в течение короткого отрезка времени, общался с ним более продолжительное время, видел его неоднократно.
2) Субъективные факторы влияющие на восприятие [5, с. 206]:
2.1 Индивидуальные качества личности. Восприятие осуществляется по внутренней субъективной системе. Влияют черты характера, ценностные ориентации, убеждения и т.д. Описание и оценка признаков другого человека обусловлены индивидуальными особенностями опознающих. Замечено, например, что люди невысокого роста обычно склонны преувеличивать рост других людей, и наоборот. Следственной практике известно много случаев, когда потерпевший или свидетель называли преступника высоким, в то время как он был среднего роста.
По этой же причине возникают отклонения при описании роста и телосложения нескольких участников расследуемого события. Если, предположим, грабителей было двое, из которых один худой, а другой средней комплекции, то второго зачастую называют толстым. Причем это происходит не только в силу стремления более ярко обозначить каждого, но и в силу известного явления контраста. Одежда (расцветка, фасон) меняет впечатление о фигуре. Характерны неточности в описании цветов (одежды и пр.).