Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:03, контрольная работа
Цель работы – рассмотреть ключевые аспекты психологии опознания, показать их значение для организации производства следственного действия.
В задачи входит:
1) определить психологическую сущность опознания,
2) рассмотреть организационно-психологические аспекты опознания.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Психологическая сущность опознания……………………………………4
2. Организационно-психологические аспекты опознания………………...17
Заключение…………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..24
Опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно несовершеннолетнему, престарелому) в связи с его арестом, осуждением, суровым наказанием в случае изобличения. Возможно и опасение ошибки при опознании.
2.3 Направленность восприятия. Наибольшее эмоциональное влияние на потерпевшего оказывает момент действия преступника связанный с насилием. Внимание здесь в основном сосредотачивается на деятельности, а не на внешности участников воспринимаемого события. Этим объясняются полные показания относительно динамики события и скудные, относительно внешности.
От направленности зависит степень адекватности восприятия. Направленность внимания свидетеля определяется интересом к воспринимаемому объекту, а также соотношением интереса и его собственного состояния, мыслей и т.д.
2.4 Возраст воспринимающего. Несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно. Например, часто ребенок любого взрослого человека считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значительно старше их (на 20-25 лет), называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьшают возраст людей, которые их моложе. В показаниях пожилых лица 30-40 лет именуются «молодыми людьми». Восприятие несовершеннолетних характеризуется стремлением к детализации.
Возраст, по сравнению с другими признаками внешности человека, труднее поддается точному установлению. Чем моложе человек, тем выше точность определения его возраста. Наибольшая точность достигается в тех случаях, когда опознаваемый не старше 25 лет [9, с. 187]. Впечатление о возрасте зависит от различных обстоятельств. Так, ношение старомодных очков и одежды, болезнь, усталость, плохое настроение как бы увеличивают возраст. На правильное определение возраста человека могут оказывать влияние такие психологические иллюзии, как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей разного возраста, то в показаниях они, как правило, фигурируют как «старый» и "молодой", хотя действительная разница в возрасте может быть и незначительной. При восприятии группы лиц примерно одного возраста отдельные члены группы как бы подравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравнивание возраста под оформление внешности. Однако действие иллюзии подравнивания имеет свои пределы, после которых снова начинает действовать иллюзия контраста. Человек средних лет в группе пожилых людей будет восприниматься значительно моложе своего возраста. Ношение пожилым человеком одежды, характерной для молодых людей, будет еще больше подчеркивать его возраст.
2.5 Наличие профессиональных и иных социальных знаний. Жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего имеют значение при восприятии и опознании. Дети обычно путано, с ошибками рассказывают о признаках одежды, не разбираются в названиях цветных тонов, не умеют определить размера, расстояния. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику особенностей одежды наблюдаемого человека; фотограф, художник - определить черты внешности; механик, водитель - марку, модель, другие данные автомашины и т. д.
Как правило, представители разных профессий лучше воспринимают отдельные признаки, например: учителя - экспрессию, речь; хореографы - движения тела, рук, фигуру; художники - глаза, рот, подбородок.
2.6 Социально-психологическая установка. На качество и количество воспринимаемых, а затем используемых при опознании признаков существенное влияние оказывает общая социальная активность личности, ее социальный опыт. Опознание, как и все мыслительные задачи, зависит от интереса, проявляемой при этом психической активности.
Следователю следует избегать таких формулировок, как: "Сейчас Вы должны опознать преступника, который Вас ограбил" и подобных этому. Такие формулировки приводят к возникновению установки на восприятие преступника, а если образ опознаваемого не вяжется со стереотипом "преступника", то это может исказить результаты опознания. В этих случаях следует использовать нейтральные формулировки типа – "Сейчас Вы должны опознать среди предъявленных лиц человека, который отнял у Вас бумажник с деньгами". Это снижает возможность негативного влияния установки [2, с. 60].
2.7 Эмоциональное возбуждение. В зависимости от эмоционального состояния человек воспринимает также по-разному. Существенное влияние могут оказать такие состояния как: страх, стресс, фрустрация и т.д.
2.8 Тип темперамента воспринимающего лица. Тип темперамента оказывает влияние на силу реакции, решение, как поведет себя человек и т.д.
В перечисленных факторах, объединяемых одним термином - субъективные, нет более или менее важных, каждый из них выполняет те функции, которые обусловливают в конечном итоге правильность и полноту восприятия.
Воспринятый облик сохраняется в памяти свидетеля (потерпевшего) разный период времени в зависимости от таких причин, как состояние памяти, уровень ее зрительной функции, сила эмоционального воздействия в момент восприятия. В зависимости от роли в уголовном процессе запоминание протекает по разному у свидетеля и потерпевшего. Оказывает влияние также произвольное и непроизвольное запоминание [2, с. 61].
С течением времени воспринятый облик стирается из памяти или подвергается искажению, связанному с осмысливанием воспринятого. В этом случае пробелы, имеющие место при восприятии, могут быть заполнены фантастическими представлениями субъекта и не соответствовать действительности.
Особенности воспроизведения сказываются при описании хода события, словесном портрете, описании внешности и особенностей человека. Отмечается, что в этих случаях человек начинает рассказывать не о том, что произошло на самом деле, а высказывает свое мнение о том, что произошло.
Психологические закономерности опознания начинают действовать уже в подготовительной стадии. В процессе допроса, предшествующего опознанию следует учитывать психофизиологические особенности опознающего, психологическую характеристику его состояния в момент восприятия, а также физические особенности и признаки воспринятых им объектов. Человек воспринимает какие-либо объекты (других людей, животных, вещи, предметы), сохраняет в памяти их мысленные образы, а затем при предъявлении аналогичных объектов сопоставляет их с имеющимися у него образами. В конечном счете процесс сводится к сравнению образа объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, который получается в результате такого сравнения, сообщается следователю [5, с. 210].
Иногда при описании внешности человека, которое предшествует предъявлению для опознания, встречаются термины, носящие собирательный характер. Необходимо уточнить их содержание. Например, встречаются фразы: "умное лицо", "волевой подбородок", "хитрые глазки", "открытое лицо", "добродушное лицо" и т.д. В таких суждениях, как правило, сказываются житейские представления и эталоны [2, с. 63].
Образ памяти, который сформировался при прежнем восприятии лица или предмета, выполняет роль идентифицирующего объекта. При его отсутствии опознание теряет смысл. Следовательно, психологическое содержание опознания включает в себя момент совпадения следового образа и образа предъявленного объекта. Если все признаки совпадают, происходит опознание.
При рассмотрении системы примет внешности или признаков предмета, являющейся основанием для достоверного вывода о тождестве объекта, предъявляемого для опознания, важное значение имеет их классификация.
Как правило, предметы классифицируются по форме, размеру, окраске, наличию дефектов и т.д. Личность человека - по признакам анатомическим, функциональным и социальным.
Анатомические признаки - статика внешности, рост, пол, возраст.
Функциональные - система движений личности(походка, жесты, привычки). Социальные - признаки внешнего оформления: одежда, украшения, косметика.
На их основе формируются опорные признаки опознания человека.
Опорные признаки опознания человека [5, с. 209]:
1. Особенности внешности.
2. Походка.
3. Голос и речь.
4. Мимика и жестикуляция.
5. Изображения.
При опознании человека обнаруживаются психологические закономерности восприятия человека человеком. В восприятии облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеются данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешности и их-то чаше всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. При словесном описании они выполняют роль ведущих признаков, с которыми связываются другие элементы внешности.
Сам процесс восприятия и последующие результаты опознания определяются и особенностями воспринимаемых объектов. Чаще всего объектом опознания является человек. При этом он может восприниматься непосредственно или опосредованно, в целом или по отдельным признакам (например, свидетель не видел преступника, а только слышал его голос). В ситуациях, связанных с совершением преступления, свидетели, потерпевшие воспринимают обычно внешность преступника, его физические, возрастные, национальные особенности.
При необходимости вспомнить и описать воспринятое за основу берутся далеко не все, а лишь отдельные, так называемые опорные признаки: возраст, рост, телосложение, черты лица, движения, речь. На практике наблюдатель чаще всего запоминает форму лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ, подбородка, цвет глаз.
Часто потерпевшие, свидетели воспринимают и запоминают человека по таким признакам его внешнего облика, как особенности одежды, прическа, украшения, которые не относятся к физическим признакам человека. При восприятии и последующем опознании наибольшую ценность имеет восприятие индивидуальных признаков человека, его особых примет.
Большое значение психологи придают проблеме идентификации людей по речи. К числу индивидуальных особенностей речи относятся характерная для данного человека ее скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование прилагательных, наклонений, глаголов, употребление жаргонных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстановка ударений и т.д. Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос играют роль опознавательного признака, криминалисты с активным привлечением психологов, когда другие способы не эффективны, используя технику, находят нужных людей «по голосу» и по «особенностям речи». Незаменимой может оказаться фонотека голоса и речи, где должны быть также отражены особые приметы речи, голоса (картавость, заикание, шепелявость, акцент, употребление диалектизмов, жаргонизмов и т. п. [5, с. 211].
Жесты, мимика, походка отражают многие психологические особенности личности, ее эмоционально-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенные болезни. Жесты, мимика, походка воспринимаются в комплексе со всеми другими признаками. На них нужно акцентировать внимание, объяснить их значение и разновидности. Например, походка может быть быстрой, подпрыгивающей, семенящей, с покачиванием туловища, с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руки за спиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т. п.; при жестикуляции человек прижимает руку к груди при заверениях и обещаниях, разводит руки в стороны при удивлении и т. д.
2. Организационно-психологические аспекты опознания
Опознание производится в тех случаях, когда допрашиваемый, описавший в ходе допроса то или иное лицо или предмет утверждает, что он узнает его при предъявлении. Вместе с тем, вопрос о целесообразности проведения данного следственного действия решает следователь.
Мыслительная деятельность следователя в этом случае направлена на решение следующих задач [4, с. 52]:
Принятие решение о производстве опознания.
Психологическая подготовка опознающего.
Создание необходимых условий для объективности опознания (время, место, освещенность и т.д.)
Организация и проведение опознания.
Оценка результатов опознания и реализация их в процессе расследования.
Следует иметь ввиду, что основную деятельность по опознанию проводит именно опознающий и от степени его психологической подготовки во многом зависят результаты этого следственного действия.
Психологическая подготовка опознающего необходима для [5, с. 213]:
вызова психического состояния активизирующего предстоящую деятельность;
оживления мысленного образа ранее воспринятого предмета;
активизации предстоящего изучения объектов и их сравнения с мысленным образом;
усиления волевых качеств, волевых усилий опознающего.
Кроме психологической подготовки опознающего, деятельность следователя должна быть направлена на организацию условий, которые облегчают опознающему процесс сопоставления объектов в натуре с сохранившимся мысленным образом. К таким условиям относятся: место предъявления объекта, освещенность, расположение их и т.д.