Психология опознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть ключевые аспекты психологии опознания, показать их значение для организации производства следственного действия.
В задачи входит:
1) определить психологическую сущность опознания,
2) рассмотреть организационно-психологические аспекты опознания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Психологическая сущность опознания……………………………………4
2. Организационно-психологические аспекты опознания………………...17
Заключение…………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..24

Файлы: 1 файл

5537 психология опознания.doc

— 117.00 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">2.2 Физическое и психическое состояние. Психическое состояние во многом определяется характером события, степенью эмоционального впечатления. Событие связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями по разному в эмоциональном плане оказывают воздействие на потерпевшего и свидетеля, т.к. первый является непосредственным участником события. В результате испытываемого страха и волнения возникают аффективные реакции, происходит гиперболизация восприятия события. В результате этого преступник кажется более высоким, более крепким по телосложению, более «страшным» и т.п. Так, событие, связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями, в эмоциональном плане по-разному воздействует на потерпевшего и свидетеля. Чувство волнения или страха, вызванное происшедшим событием, существенно искажает воспринятое, обусловливая не только преувеличение (напала большая группа - в действительности же три человека; были вооружены пистолетами - в действительности же один из нападавших имел нож; напали с криками и угрозами - в действительности же не было произнесено ни слова и т. д.), но и утрату части информации [8, с. 143].

Опознающий может испытывать жалость к преступнику (особенно несовершеннолетнему, престарелому) в связи с его арестом, осуждени­ем, суровым наказанием в случае изобличения. Возможно и опасение ошибки при опознании.

2.3 Направленность восприятия. Наибольшее эмоциональное влияние на потерпевшего оказывает момент действия преступника связанный с насилием. Внимание здесь в основном сосредотачивается на деятельности, а не на внешности участников воспринимаемого события. Этим объясняются полные показания относительно динамики события и скудные, относительно внешности.

От направленности зависит степень адекватности восприятия. Направленность внимания свидетеля определяется интересом к воспринимаемому объекту, а также соотношением интереса и его собственного состояния, мыслей и т.д.

2.4 Возраст воспринимающего. Несовершеннолетние и особенно малолетние вследствие недостаточного жизненного опыта многие признаки взрослого человека оценивают неверно. Например, часто ребенок любого взрослого чело­века считает высоким; молодые люди нередко людей, которые значитель­но старше их (на 20-25 лет), называют старыми. Напротив, пожилые люди зачастую преуменьшают возраст людей, которые их моложе. В пока­заниях пожилых лица 30-40 лет именуются «молодыми людьми». Восприятие несовершеннолетних характеризуется стремлением к детализации.

Возраст, по сравнению с дру­гими признаками внешности человека, труднее поддается точному уста­новлению. Чем моложе человек, тем выше точность определения его возраста. Наибольшая точность достигается в тех случаях, когда опоз­наваемый не старше 25 лет [9, с. 187]. Впечатление о возрасте зависит от различ­ных обстоятельств. Так, ношение старомодных очков и одежды, бо­лезнь, усталость, плохое настроение как бы увеличивают возраст. На правильное определение возраста человека могут оказывать влияние такие психологические иллюзии, как контраст и подравнивание. Если очевидец воспринимает двух людей разного возраста, то в показаниях они, как правило, фигурируют как «старый» и "молодой", хотя дей­ствительная разница в возрасте может быть и незначительной. При восприятии группы лиц примерно одного возраста отдельные члены группы как бы подравниваются под средний возраст группы. Может происходить подравнивание возраста под оформление внешности. Од­нако действие иллюзии подравнивания имеет свои пределы, после кото­рых снова начинает действовать иллюзия контраста. Человек средних лет в группе пожилых людей будет восприниматься значительно моложе своего возраста. Ношение пожилым человеком одежды, характерной для молодых людей, будет еще больше подчеркивать его возраст.

2.5 Наличие профессиональных и иных социальных знаний. Жизненный и профессиональный опыт, интересы, знания опознающего име­ют значение при восприятии и опознании. Дети обычно путано, с ошибками рассказывают о при­знаках одежды, не разбираются в названиях цветных тонов, не умеют определить размера, расстояния. Портной, как правило, сможет дать обстоятельную характеристику особенностей одежды наблюдаемого че­ловека; фотограф, художник - определить черты внешности; механик, водитель - марку, модель, другие данные автомашины и т. д.

Как правило, представители разных профессий лучше воспринимают отдельные признаки, например: учителя - экспрессию, речь; хореографы - движения тела, рук, фигуру; художники - глаза, рот, подбородок.

2.6 Социально-психологическая установка. На качество и количество воспринимаемых, а затем используемых при опознании признаков существенное влияние оказывает общая социальная актив­ность личности, ее социальный опыт. Опознание, как и все мыслитель­ные задачи, зависит от интереса, проявляемой при этом психической активности.

Следователю следует избегать таких формулировок, как: "Сейчас Вы должны опознать преступника, который Вас ограбил" и подобных этому. Такие формулировки приводят к возникновению установки на восприятие преступника, а если образ опознаваемого не вяжется со стереотипом "преступника", то это может исказить результаты опознания. В этих случаях следует использовать нейтральные формулировки типа – "Сейчас Вы должны опознать среди предъявленных лиц человека, который отнял у Вас бумажник с деньгами". Это снижает возможность негативного влияния установки [2, с. 60].

2.7 Эмоциональное возбуждение. В зависимости от эмоционального состояния человек воспринимает также по-разному. Существенное влияние могут оказать такие состояния как: страх, стресс, фрустрация и т.д.

2.8 Тип темперамента воспринимающего лица. Тип темперамента оказывает влияние на силу реакции, решение, как поведет себя человек и т.д.

В перечисленных факторах, объединяемых одним термином - субъективные, нет более или менее важных, каждый из них выполняет те функции, которые обусловливают в конечном итоге правильность и полноту восприятия.

Воспринятый облик сохраняется в памяти свидетеля (потерпевшего) разный период времени в зависимости от таких причин, как состояние памяти, уровень ее зрительной функции, сила эмоционального воздействия в момент восприятия. В зависимости от роли в уголовном процессе запоминание протекает по разному у свидетеля и потерпевшего. Оказывает влияние также произвольное и непроизвольное запоминание [2, с. 61].

С течением времени воспринятый облик стирается из памяти или подвергается искажению, связанному с осмысливанием воспринятого. В этом случае пробелы, имеющие место при восприятии, могут быть заполнены фантастическими представлениями субъекта и не соответствовать действительности.

Особенности воспроизведения сказываются при описании хода события, словесном портрете, описании внешности и особенностей человека. Отмечается, что в этих случаях человек начинает рассказывать не о том, что произошло на самом деле, а высказывает свое мнение о том, что произошло.

Психологи­ческие закономерности опознания начинают действовать уже в подгото­вительной стадии. В процессе допроса, предшествующего опознанию следует учитывать психофизиологические особенности опознающего, психологическую ха­рактеристику его состояния в момент восприятия, а также физические особенности и признаки воспринятых им объектов. Человек воспринимает какие-либо объекты (других людей, животных, вещи, предметы), сохраня­ет в памяти их мысленные образы, а затем при предъявлении аналогичных объектов сопоставляет их с имеющимися у него образами. В конечном счете процесс сводится к сравнению образа объекта, хранящегося в памяти опознающего, с объектами, предъявляемыми следствием. Вывод, который получается в результате такого сравнения, сообщается следователю [5, с. 210].

Иногда при описании внешности человека, которое предшествует предъявлению для опознания, встречаются термины, носящие собирательный характер. Необходимо уточнить их содержание. Например, встречаются фразы: "умное лицо", "волевой подбородок", "хитрые глазки", "открытое лицо", "добродушное лицо" и т.д. В таких суждениях, как правило, сказываются житейские представления и эталоны [2, с. 63].

Образ памяти, который сформировался при прежнем восприятии лица или предмета, выполняет роль идентифицирующего объекта. При его отсутствии опознание теряет смысл. Следовательно, психологическое содержание опознания включает в себя момент совпадения следового образа и образа предъявленного объекта. Если все признаки совпадают, происходит опознание.

При рассмотрении системы примет внешности или признаков предмета, являющейся основанием для достоверного вывода о тождестве объекта, предъявляемого для опознания, важное значение имеет их классификация.

Как правило, предметы классифицируются по форме, размеру, окраске, наличию дефектов и т.д. Личность человека - по признакам анатомическим, функциональным и социальным.

Анатомические признаки - статика внешности, рост, пол, возраст.

Функциональные - система движений личности(походка, жесты, привычки). Социальные - признаки внешнего оформления: одежда, украшения, косметика.

На их основе формируются опорные признаки опознания человека.

Опорные признаки опознания человека [5, с. 209]:

1. Особенности внешности.

2. Походка.

3. Голос и речь.

4. Мимика и жестикуляция.

5. Изображения.

При опознании человека обнаруживаются психологические закономерности восприятия человека человеком. В восприятии облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, намерениях и действиях этого человека, либо по объективным причинам доминируют в его облике. В психологической литературе имеют­ся данные, подтверждающие, что наибольшую информативную нагрузку несут признаки внешности и их-то чаше всего выделяют, воссоздавая образ воспринятого человека. При словесном описании они выполняют роль ведущих признаков, с которыми связываются другие элементы внешности.

Сам процесс восприятия и последующие результаты опознания определяются и особенностями воспринимаемых объектов. Чаще всего объектом опознания является человек. При этом он может восприниматься непосредственно или опосредованно, в целом или по отдельным признакам (например, свидетель не видел преступника, а только слышал его голос). В ситуациях, связанных с совершением преступления, свидетели, потерпевшие воспринимают обычно внешность преступника, его физические, возрастные, национальные особенности.

При необходимости вспомнить и описать воспринятое за основу берутся далеко не все, а лишь отдельные, так называемые опорные признаки: возраст, рост, телосложение, черты лица, движения, речь. На практике наблюдатель чаще всего запоминает форму лица, носа, величину и форму лба, бровей, рта, губ, подбородка, цвет глаз.

Часто потерпевшие, свидетели воспринимают и запоминают человека по таким признакам его внешнего облика, как особенности одежды, прическа, украшения, которые не относятся к физическим признакам человека. При восприятии и последующем опознании наибольшую ценность имеет восприятие индивидуальных признаков человека, его особых при­мет.

Большое значение психологи придают проблеме идентификации людей по речи. К числу индивиду­альных особенностей речи относятся характерная для данного человека ее скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, исполь­зование прилагательных, наклонений, глаголов, употребление жаргон­ных словечек, метафор, грамматические ошибки и оговорки, расстанов­ка ударений и т.д. Поскольку характеризующая человека манера речи, а также его голос играют роль опознавательного признака, криминалисты с активным привлечением психологов, когда другие способы не эффективны, ис­пользуя технику, находят нужных людей «по голосу» и по «особенностям речи». Незаменимой может оказаться фонотека голоса и речи, где должны быть также отражены особые приметы речи, голоса (картавость, заикание, шепелявость, акцент, употребление диалекти­змов, жаргонизмов и т. п. [5, с. 211].

Жесты, мимика, походка отражают многие психологические особенности личности, ее эмоционально-волевую сферу, род занятий, привычки, перенесенные болезни. Жесты, мимика, походка воспринимаются в комплексе со всеми другими призна­ками. На них нужно акцентировать внимание, объяснить их значение и разновидности. Например, походка может быть быстрой, подпрыгива­ющей, семенящей, с покачиванием туловища, с резким взмахом рук и пр.; поза выдает привычку держать руки за спиной, скрещивать их перед грудью, закладывать одну руку за борт пиджака и т. п.; при жестикуляции человек прижимает руку к груди при заверениях и обеща­ниях, разводит руки в стороны при удивлении и т. д.


2. Организационно-психологические аспекты опознания

 

Опознание производится в тех случаях, когда допрашиваемый, описавший в ходе допроса то или иное лицо или предмет утверждает, что он узнает его при предъявлении. Вместе с тем, вопрос о целесообразности проведения данного следственного действия решает следователь.

Мыслительная деятельность следователя в этом случае направлена на решение следующих задач [4, с. 52]:

                    Принятие решение о производстве опознания.

                    Психологическая подготовка опознающего.

                    Создание необходимых условий для объективности опознания (время, место, освещенность и т.д.)

                    Организация и проведение опознания.

                    Оценка результатов опознания и реализация их в процессе расследования.

Следует иметь ввиду, что основную деятельность по опознанию проводит именно опознающий и от степени его психологической подготовки во многом зависят результаты этого следственного действия.

Психологическая подготовка опознающего необходима для [5, с. 213]:

                    вызова психического состояния активизирующего предстоящую деятельность;

                    оживления мысленного образа ранее воспринятого предмета;

                    активизации предстоящего изучения объектов и их сравнения с мысленным образом;

                    усиления волевых качеств, волевых усилий опознающего.

Кроме психологической подготовки опознающего, деятельность следователя должна быть направлена на организацию условий, которые облегчают опознающему процесс сопоставления объектов в натуре с сохранившимся мысленным образом. К таким условиям относятся: место предъявления объекта, освещенность, расположение их и т.д.

Информация о работе Психология опознания