Психология опознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть ключевые аспекты психологии опознания, показать их значение для организации производства следственного действия.
В задачи входит:
1) определить психологическую сущность опознания,
2) рассмотреть организационно-психологические аспекты опознания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Психологическая сущность опознания……………………………………4
2. Организационно-психологические аспекты опознания………………...17
Заключение…………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..24

Файлы: 1 файл

5537 психология опознания.doc

— 117.00 Кб (Скачать)
le="text-align:justify">Чем больше условия настоящего восприятия объектов соответствуют тем условиям восприятия, которые имели место ранее, тем более надежными будут результаты опознания.

Организация и проведение опознания в основном регламентировано уголовно процессуальным законодательством, однако, основанном на учете определенных психологических закономерностей.

Количество предъявляемых при опознании объектов должно быть не более семи, ибо предъявление слишком большего числа объектов может рассредоточить внимание опознающего, затруднить его деятельность по анализу и синтезу признаков каждого объекта. В то же время, нельзя предъявлять объект в единственном числе, что может содействовать ошибочному узнаванию (внушению). Исключение делается для трупов.

              Опознание проводится в служебном кабинете, достаточ­но просторном для размещения всех его участников. В случае если восприятие события преступления и личности преступника происходило в особых условиях, нужно для опознания создать такие условия. При этом следователь не имеет права допускать действий, унижающих честь и достоинство опознающего, опознаваемого, а также предъявляемых лиц, либо создавать ситуацию, угрожающую здоровью или жизни граждан. Опознание надо проводить при хорошем освещении, чтобы опознающий мог рассмотреть все признаки и детали предъявляемых объектов [4, с. 53].

Существенное значение имеет правильный подбор лиц, которые бу­дут предъявляться вместе с опознаваемым объектом. Объекты не долж­ны резко отличаться друг от друга внешними признаками. Большое психологическое значение имеет однородность предъявляемых для опознания объектов. Нельзя предъявлять объекты, которые резко контрастируют друг с другом (старый нож на фоне новых, брюнета среди блондинов и т.п.). В этих случаях происходит не опознание, а угадывание по резко отличительным признакам. При предъявлении для опознания задержанного для установления его причастности к преступлению необходимо учитывать еще один психологический фактор. Зачастую опознание проводиться не сразу после задержания, а через определенное время, в течении которого задержанный находится в камере. И, естественно, одежда его в этих условиях мнется, пропитывается специфическими запахами, да и внешний вид задержанного оставляет желать лучшего (небритость, «помятость» и т.д.). Т.е. он начинает принимать вид соответствующий стереотипу «преступник». В.Л. Васильев приводит пример, свидетельствующий о деталях восприятия: «Среди них могут быть детали, бросающиеся в глаза каждому, например наголо остриженная голова у одного из лиц, предъявленных на опознание, могут быть и менее заметные: двухдневная щетина на щеках, отсутствие шнурков в ботинках, помятая одежда, отсутствие пояса в брюках и т. п. Указан­ные детали, как правило, свидетельствующие о нахождении лица в КИЗ, могут привести к тенденциозному восприятию образа и повлечь ошибки в опознании» [3, с. 204].

В процессе проведения опознания необходимо наблюдать за особенностями поведения как опознаваемого, так и опознающего. Наблюдая за поведением опознаваемого, можно обнаружить признаки, указывающие на его страх быть узнанным, попытки затруднить опознание, эмоциональное напряжение, вызванное самим моментом узнавания. Указанные признаки имеют оперативно-тактическое, а в некоторых случаях и доказательственное значение. Следует иметь в виду, что опознание по своей психологической природе высоко-эмоциональное действие, как правило, приводящее преступника в состояние сильнейшей психической напряженности. Поэтому в случае успешного опознания, узнавания подозреваемого потерпевшими и свидетелями очень полезно сразу же после окончания этого следственного действия допросить опознанного. Анализ следственной практики показывает, что во многих подобных случаях преступники начинают давать правдивые показания.

Наблюдение за особенностями поведения опознающего позволяет решать следующие задачи [5, с. 214]:

1. Определить, насколько уверенно лицо опознает. При этом имеет значение оценка словесного выражения узнавания (например, «уверенно узнаю», «сразу узнал», «кажется, что это он» и т.п.). Целесообразно с этих же позиций оценивать жесты, мимику, движения опознающего.

2. В некоторых случаях, наблюдая за поведением опознающих, можно выявить признаки, указывающие на умышленное нежелание опознать преступника, предъявляемый предмет. В таких случаях следователю предстоит нейтрализовать причины подобного поведения опознающих.

С целью предотвращения ложных опознаний подозреваемых следует при подборе ряда людей [4, с. 56]:

– ставить в один ряд с подозреваемым людей внешне достаточно похожих на него, а не резко отличающихся (по внешности, одежде);

– предложить подозреваемому или лицу, предъявляемому для опознания, занять любое место среди других предъявляемых лиц;

– можно предложить опознающим лицам (например, свидетелям «пустой» ряд, без лица, которое опознается и отсеять тех свидетелей, кто совершает ложное опознание); те, кто не дает такой ошибки, окажутся более точными, когда будут рассматривать ряд лиц с подозреваемым (свидетели, склонны выбирать тех, кто больше похож на преступника) – предложить свидетелям отвечать «да» или «нет» на последовательное предъявление ряда с подозреваемым.

Психологические особенности имеет опознание трупа. Опознающи­ми в таких случаях являются родственники, близкие погибшего. Поэ­тому следователь должен проявлять необходимый такт. Следует иметь в виду, что под воздействием обстановки морга значительно ухудшаются условия восприятия, психофизиологические возможности опознающе­го, совершаются ошибки, особенно при совпадении некоторых общих признаков объекта опознания. Учитывая все это, желательно до начала следственного действия психологически подготовить опознающих, разъяснить им, как будет проходить опознание, постараться успокоить, помочь преодолеть страх.

При оценке результатов опознания представляет интерес оценка результатов опознания проводимая самим опознающим; с другой стороны - оценка результатов опознания следователем. Эти оценки могут быть не равнозначны. Так оценка со стороны опознающего объект выражается в уверенности или неуверенности в результатах произведенного сравнения, категоричности или вероятности собственных выводов (прямая оценка).

Оценка со стороны следователя - опосредованная. Он непосредственно не воспринимал объект или лицо и поэтому может судить лишь со слов опознающего. Иногда при опознании опознающий заявляет о том, что он не узнал опознаваемого, но его непроизвольные реакции (не может оторвать взгляд от опознаваемого или, наоборот, стремиться избегать смотреть на него, слишком поспешное заявление, дрожь в теле и т.п.) говорят об обратном – опознание произошло, но по каким-то причинам опознающий не хочет об этом сообщить. В таких случаях следователю после окончания следственного действия необходимо поговорить с опознающим, выяснить причину произошедшего. Часто такое поведение опознающего связано с боязнью, что преступник останется на свободе и сведет с ним счеты [3, с. 207].

Для исключения воздействия на опознающего этого довольно сильного психологического фактора, желательно проводить опознание в специально оборудованных помещениях для опознания, когда опознающий огорожен от опознаваемых зеркальным стеклом, не позволяющим им его видеть.

 

 


Заключение

 

Опознание объектов - сложная психическая деятельность человека, связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности – признаки. Опознание представляет собой следственное действие, при котором лицо сравнивает предъявляемые ему объекты, сопоставляет их с мысленными образами объектов, восприня­тых им ранее - в момент совершения преступления, и на этой основе приходит к выводу об их тождестве, сходстве или различии.

Основные виды узнавания: симультанное (синтетическое) и сукцессивное (аналитическое).

Опознание основано на анализе процессов: 1) усвоения отличительных признаков определенного объекта, 2) использования данных признаков для выделения этого объекта из числа других, ему подобных.

Формирование показаний опознающего имеет ряд стадий или этапов, характеризующихся особым психологическим содержанием: восприятие объекта - запоминание и сохранение в памяти воспринятого - воспроизведение и передача информации - отождествление объекта.

Правильность и полнота восприятия зависит от субъективных и объективных факторов. Психология опознания определяется особенностя­ми личности опознающего, его отношением к событию преступления и правонарушителю, психологическим состоянием, в котором он нахо­дится. При проведении опознания необходима психологическая подготовка опознающего.

При опознании человека его облик воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, походка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция.

Предъявление для опознания одного и того же объекта, как правило, можно проводить только один раз.

При опознании следователь должен не только наблюдать за поведени­ем его участников, но и контролировать собственное поведение, чтобы соблюсти процессуальные и тактические правила опознания, исключить возможность оказания какого-либо недозволенного психологического воздействия на участников этого следственного действия. Для этого следователь тщательно отбирает слова, контролирует интонацию, жес­ты, мимику.

Проверка правильности опознания осуществляется путем сопоставле­ния словесного описания объекта опознающим при допросе и при опознании, путем анализа поведения опознающего в ходе опознания. При оценке результатов этого следственного действия важно учитывать, что словесная реакция участников может расходиться с их поведением. Сопоставление этих элементов, анализ их является обязательным в про­цессе оценки.

 


Список использованной литературы

 

1.      Бодалев, А.А. Восприятие человека человеком. - Л., 1965. – 312с.

2.      Бурданова, В.С., Быховский, И.Е. Предъявление для опознания на предварительном следствии. - М., 1975. – 114с.

3.      Васильев, В.Л. Юридическая психология. - Спб.: Питер, 2000. – 306с.

4.      Глазырин, Ф.В. Психология следственных действий. - Волгоград, 1983. – 128с.

5.      Еникеев, М. И. Юридическая психология.  – Спб.: Питер, 2004. – 401с.

6.      Ратинов, А.Р. Судебная психология для следователей. - М., 1976. – 198с.

7.      Романов, Р. В. Юридическая психология. - М.: Академия, 2000. – 396с.

8.      Шехтер, М. С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. - М., 1981. – 202с.

9.      Шиханцов, Г. Г. Юридическая психология: учебник для вузов. - М.: Зеркало, 2006. – 308с.

 

25

 



МОУ ВПО

Муниципальный институт права и экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине Юридическая психология

На тему: Психология опознания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Выполнил: студент 2 курса группы

                                          ЮЗ-7-3 Куртенко П.А.

                                          Проверил: к.н. Черевко И.М.

 

 

 

Липецк 2009

25

 



Информация о работе Психология опознания