Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 13:29, курсовая работа
Целью исследования является изучение процесса расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков.
Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств.
Введение…………………………………………………………...……………....3
Глава 1. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств………………………………………………………………………….….8
§1. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств………………………….……8
§1. Криминалистическая характеристика преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств …………...................15
Глава 2. Особенности расследования преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств………………………………...26
§ 1. Следственные ситуации, версии и планирование
расследования по делам о незаконном обороте наркотиков……………...26
§2. Тактика проведения задержания подозреваемого по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств …………......36
§3. Особенности тактика осмотр места происшествия по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств ……………..44
§4. Тактика проведения иных следственных действий по делам, связанным с незаконным оборотом наркотических средств……………..50
Заключение……………………………………………………………………….64
Список использованной литературы………………………………………...…67
В отношении препаратов законодательством предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них.
Однако в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные законодательством. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством РФ. Предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в таких препаратах, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Согласно статье 2 Федерального закона <<О наркотических средствах и психотропных веществах<< наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:
список
наркотических средств и
список
наркотических средств и
список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Список III);
список прекурсоров, оборот
Далее отметим, что оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации может осуществляться в очень ограниченных целях и при соблюдении определенных правил. В частности, вещества, внесенные в Список I, могут использоваться:
а) в научных и учебных целях юридическими лицами при наличии лицензий на виды деятельности, связанные с использованием конкретных наркотических средств и психотропных веществ;
б) в экспертной деятельности или для их идентификации юридическими лицами при наличии лицензии на указанный вид деятельности. Проведение таких экспертиз в экспертных подразделениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел, федерального органа исполнительной власти по таможенным делам, федеральной службы безопасности, судебно-экспертных организациях федерального органа исполнительной власти в области юстиции осуществляется без лицензии;
в)
в оперативно-розыскной
Оборот
наркотических средств и
Федеральным законодательством утверждена в Российской Федерации государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений, разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ.
Положение, имеющее принципиальное значение, прежде всего, для уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, заключается в следующем6. Согласно ст.40 Федерального закона <<О наркотических средствах и психотропных веществах>> в Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача. Однако уголовная ответственность за незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ не предусматривается. Поэтому в соответствии с ч.1 ст.228 УК РФ уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств или психотропных веществ в целях собственного потребления (т.е. без цели сбыта) наступает только в случаях, если они составляют крупный размер7. Предполагается, что личное их потребление не должно быть связано с крупными размерами.
Итак,
мы рассмотрели правила оборота
наркотических средств и
Понятие
незаконного оборота
Рассмотрим особенности уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, дадим общую характеристику незаконных действий с наркотическими и психотропными веществами как преступлений против здоровья населения и общественной нравственности. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности - это деяния, ответственность за которые предусмотрена нормами Главы 25 раздела 9 УК РФ, посягающие на родовой объект в виде общественных отношений, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического и духовного благополучия общества.
Рассматриваемые деяния могут причинять вред и другим общественным отношениям, например собственности (при хищении наркотических средств или психотропных веществ), личности (при квалифицированных видах нарушения санитарно-эпидемиологических правил, выпуске или продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности) и др.
С объективной стороны большинство этих преступлений заключается в несоблюдении или нарушении специальных правил, установленных с целью обеспечения безопасности здоровья населения.
Для субъекта преступлений против здоровья населения и общественной нравственности характерно наличие общих признаков. Пониженный до 14-ти лет возраст уголовной ответственности установлен только за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК). Кроме того, для некоторых из анализируемых преступлений характерно наличие специальных субъектов.8
С субъективной стороны ответственность за преступления, повлекшие такие последствия, как причинение вреда здоровью или смерть человека, наступает при наличии неосторожной вины.
В системе норм об ответственности за преступления против здоровья населения и общественной нравственности по такому критерию, как непосредственный объект посягательства, можно выделить следующие их три вида:
Таким образом, в действующем УК РФ вопросам ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ посвящены 6 статей (ст.228-233).
В
УК РФ установлена уголовная
3) Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.2 УК РФ),
4) Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК РФ),
3) Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ (ст. 230 УК РФ),
По мнению В. И. Брылева , объединяющим критерием уголовно-правовых составов, предусматривающих ответственность за совершение преступлений в сфере оборота наркотических веществ, является не только общий объект (установленные государством общественные отношения и здоровье людей) и непосредственный предмет преступной деятельности (наркотические средства, изъятые из свободного оборота, хранение, учет и выдача которых регламентированы специальными актами), но также и то, что эти преступления представляют цепочку организованных криминальных действий, характеризующих движение наркотиков от производителя (расхитителя) до потребителя (наркомана).
Внутри этой группы, в зависимости от характера действий преступника, можно выделить:
1) незаконное получение (в т. ч. хищение, посев, выращивание) и сбыт наркосредств;
2) преступления, непосредственно создающие условия для распространения наркотиков – это склонение к потреблению, вовлечение несовершеннолетних в потребление наркосредств, организация или содержание притонов для потребления наркотиков;
3) преступления, объективно создающие условия, способствующие незаконному обороту наркотиков – это нарушение установленных правил производства, приобретения, хранения, учета, отпуска, перевозки наркосредств; подделка, изготовление или сбыт поддельных рецептов для получения наркотиков.
Наибольшую распространенность в наркобизнесе имеет первая категория преступлений, что подтверждает их высокую общественную опасность.
Как правило, в структуру криминалистической характеристики преступлений включается описание 6–7 основных признаков: способа и обстановки совершения преступления; предмета преступного посягательства; данных о личности подозреваемого и потерпевшего; иные существенные признаки, определяющие процесс раскрытия и расследования преступлений9.
Информация о работе Особенности расследования преступлений в сфере наркотических средств