Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:09, контрольная работа

Краткое описание

Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием роли автомобильного транспорта, который в современных условиях является наиболее востребованным и динамично развивающимся. Однако увеличение количества автомобилей и объема грузовых и пассажирских перевозок происходит на фоне ухудшения состояния безопасности дорожного движения.

Оглавление

Введение
1. Виды и механизм совершения автотранспортных преступлений
2. Обстоятельства, подлежащие установлению
3. Первоначальный этап расследования
4. Последующий этап расследования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ.docx

— 51.67 Кб (Скачать)

    При необходимости на данном этапе могут  быть проведены предъявление для  опознания водителя и его автомобиля, очные ставки, иные следственные действия. После того как следователь мотивированным постановлением привлекает водителя в  качестве обвиняемого, производится его  допрос. Затем может понадобиться проведение повторных или дополнительных экспертиз для решения вопросов, выдвигаемых обвиняемым или его  защитником.

    На  последующем этапе расследования, как правило, проводятся авто техническая, трасологическая, судебно-химическая экспертизы.

    Авто техническая экспертиза назначается, чтобы определить техническое состояние машины, исправность ее отдельных агрегатов, механизмов и узлов; установить механизм ДТП; определить техническую возможность предотвращения происшествия; дать техническую оценку действий водителя во время аварии; установить причинную связь между техническими неисправностями автомобиля и происшествием; решить другие вопросы.

    Своеобразие авто технической экспертизы состоит в том, что в ней в качестве исходных данных выступают не только материальные объекты, но и фактические обстоятельства, зафиксированные в протоколах осмотра места происшествия и автомобиля, на фотоснимках, видеозаписи, схемах (планах), в протоколах допросов очевидцев, потерпевших и др. Поэтому любая небрежность и неточность, допущенные следователем, могут негативно повлиять на выводы эксперта. Кроме авто технической по делам данной категории назначаются различные виды криминалистической экспертизы. Возможны и комплексные исследования объектов ДТП.

    На  разрешение эксперта обычно выносят  следующие вопросы:

    - какие повреждения имеются на  автомашине;

    - когда они образовались - до или  после происшествия;

    - с какой скоростью ехал автомобиль  перед аварией;

    - мог ли водитель при данной  скорости движения, данном состоянии  проезжей части и при заданном  расстоянии до препятствия остановить  автомобиль путем торможения;

    - какое значение в данных условиях  имела для развития ДТП неисправность  тормозов или рулевого управления  и др.

    Вместе  с постановлением о назначении экспертизы эксперту автотехнику должны быть направлены: протокол осмотра места ДТП и его схема, протокол осмотра транспортного средства, протокол следственного эксперимента (если он проводился), другие материалы: справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого происшествия, справка о профиле дороги и состоянии дорожного покрытия в зоне происшествия, сведения о продолжительности работы фаз светофоров и т.д.

    При производстве экспертизы нередко используются автоматизированные системы. Системы  включают компьютер, оснащенный программой для выполнения исследований и печатания  заключений, а также графопостроитель, вычерчивающий подробную схему  развития ДТП. Они позволяют получать результаты авто технической экспертизы очень быстро и независимо от числа вопросов, а также количества вариантов численных значений исходных данных.

    Криминалистическая  экспертиза веществ и материалов назначается в тех случаях, когда  необходимо определить, не однородны  ли частицы лакокрасочного покрытия, ГСМ, жидких и сыпучих грузов, изъятые  с места происшествия, тела и одежды потерпевшего и транспортного средства.

    Трасологическая экспертиза чаще всего назначается, чтобы идентифицировать транспортное средство по следам протектора шин, частям и деталям, отделившимся при происшествии; определить последовательность возникновения  следов, направленность приложения силы при их образовании; уточнить взаимное расположение автомобилей в момент столкновения; определить направление  их движения; идентифицировать человека по следам рук, оставленным на рычагах  управления и других поверхностях транспортного  средства; отождествить целое по частям (по осколкам фарного или лобового стекла, частицам лакокрасочного покрытия).

    В сложных случаях возникает необходимость  в проведении комплексной авто технической, криминалистической и судебно-медицинской экспертизы, разрешающей такие вопросы:

    - являются ли повреждения, обнаруженные  на трупе, транспортной травмой  и какими частями автомобиля  они могли быть причинены;

    - какой была поза потерпевшего  в момент наезда транспортного  средства;

    - с какой скоростью ехал автомобиль  в момент причинения потерпевшему  повреждений;

    - каков механизм образования травм,  обнаруженных на трупе;

    - не нанесены ли они конкретными  частями автомобиля;

    - каков тип (вид, марка) автомобиля, совершившего наезд, и др.5 

Заключение 

    Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) являются одним из наиболее распространенных видов правонарушений, в результате которых погибает и  получает травмы большое количество граждан. Организация расследования  по делам этой категории строится в тесном взаимодействии следователя  с экспертами-криминалистами и работниками  других служб. Оперативное и качественное расследование этих преступлений имеет  свои специфические особенности, которые объясняются в известной мере неожиданностью и быстротечностью событий, сопровождающихся движением в транспортном потоке, сложными условиями, затрудняющими восприятие события свидетелями, потерпевшими.

    Первоначальными следственными действиями по этим делам  являются:

    - осмотр места происшествия;

    - осмотр транспортных средств;

    - розыск и задержание транспортных  средств и водителей, скрывшихся  с мест происшествия;

    - допрос потерпевших, свидетелей  и водителей;

    - освидетельствование водителя.

    В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность первоначальных следственных действий может быть различной, но осмотр места происшествия, как правило, предшествует всем остальным. Местом дорожно-транспортного происшествия чаще всего является проезжая часть дороги (улица, шоссе), где при быстро меняющейся обстановке сложно сохранить в неизмененном виде первоначальную обстановку. Иногда бывает невозможно в этих целях оградить место происшествия и направить поток транспорта в объезд, а если это и удается, то только в пределах минимального отрезка времени. Поэтому осмотр проводится оперативно, без расчета на повторный осмотр, т.к. очевидно, что после восстановления движения все следы и вещественные доказательства, не попавшие в поле зрения при первом осмотре, будут уничтожены потоком транспорта и пешеходов.6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы: 

  1. Е.П. Ищенко, А.А. Топорков; Криминалистика; учебник,  (материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 ноября 2009 года) издание второе, исправленное и переработанное. Система КонсультантПлюс: Версия Проф .
  2. Статья: Коробеев А.И. Транспортные происшествия: проблемы предупреждения // Сибирский криминологический журнал. 2006. N 1. С. 40.// Система КонсультантПлюс: Версия Проф .
  3. Статья: Осмотр места дорожно-транспортного происшествия (Гамзиков А.Г.) ("Транспортное право", 2009, N 3) // Система КонсультантПлюс: Версия Проф

Информация о работе Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений