Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:09, контрольная работа
Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием роли автомобильного транспорта, который в современных условиях является наиболее востребованным и динамично развивающимся. Однако увеличение количества автомобилей и объема грузовых и пассажирских перевозок происходит на фоне ухудшения состояния безопасности дорожного движения.
Введение
1. Виды и механизм совершения автотранспортных преступлений
2. Обстоятельства, подлежащие установлению
3. Первоначальный этап расследования
4. Последующий этап расследования
    Заключение
Список использованной литературы
Федеральное 
государственное 
высшего 
профессионального образования 
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ 
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ 
СЛУЖБЫ» 
 
КАФЕДРА  
УГОЛОВНОГО ПРАВА 
 
 
 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
                              
                              
 «Особенности 
расследования дорожно-транспортных 
преступлений» 
 
 
 
Научный руководитель:
Доцент
                              
 
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург,
2011г. 
 
      ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
| стр. | |
| Введение | 3 | 
| 1. Виды 
  и механизм совершения  | 
  3 | 
2. Обстоятельства, подлежащие установлению | 
  6 | 
3. 
  Первоначальный этап  | 
  9 | 
4. Последующий этап расследования | 
  14 | 
| Заключение | 17 | 
| Список использованной литературы | 19 | 
Введение. 
Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием роли автомобильного транспорта, который в современных условиях является наиболее востребованным и динамично развивающимся. Однако увеличение количества автомобилей и объема грузовых и пассажирских перевозок происходит на фоне ухудшения состояния безопасности дорожного движения.
      
По данным А.И. Коробеева, ежегодно в мире 
регистрируется около 60 млн. дорожно-транспортных 
происшествий, в результате которых около 
1 млн. человек погибает и свыше 10 млн. получает 
телесные повреждения различной степени 
тяжести. Число жертв дорожно-транспортных 
происшествий в развитых станах в последнее 
время увеличивается ежегодно в среднем 
на 10%. "Автосмерть" сейчас вышла на 
третье место в мире после смерти от сердечно-сосудистых 
и раковых заболеваний. Общий риск гибели 
человека наиболее выражен при передвижении 
автомобильным транспортом. Именно он 
в 12 раз опаснее морского и речного, в 3 
раза - железнодорожного и в 1,5 раза – воздушного.1 
1. 
Виды и механизм 
совершения автотранспортных 
преступлений. 
          Обеспечение транспортной 
безопасности остается для Российской 
Федерации весьма актуальной проблемой, 
имеющей государственное 
К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие современных транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, другой механический, гужевой, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1, 2 ст. 264, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 3, 4 ст. 264, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двух человек и более (ч. 5, 6 ст. 264, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия.
В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.
В число наиболее распространенных видов ДТП входят:
1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное;
    2) 
столкновение транспортных 
    3) 
опрокидывание транспортных 
    4) 
наезд транспортного средства 
на препятствие. Случается и 
такая разновидность ДТП, как 
выпадение пассажиров из 
По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:
    а) 
возникшие по вине водителей, управляющих 
транспортом в состоянии 
б) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;
    в) 
произошедшие в результате нарушений, 
допускаемых лицами, ответственными 
за техническое состояние и 
    Несмотря 
на кажущуюся простоту и однотипность 
механизма и обстоятельств ДТП, 
установить их истинную причину бывает 
нелегко. Объясняется это тем, что 
зачастую они - результат одновременного 
действия нескольких причин (нарушений, 
допущенных водителем, пешеходом и 
пассажиром; лицами, ответственными за 
техническое состояние и 
Выяснить криминалистически значимые обстоятельства ДТП помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы "водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда".
В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и финальная.
    Начальная 
фаза развивается в условиях движения 
транспортных средств и пешеходов, 
сложившихся перед 
Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных средств; увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участвуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной.
Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства.
В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия и, как следствие, кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен.
    На 
характер и качество восприятия обстановки 
и обстоятельств ДТП влияют также 
неблагоприятные факторы 
    Субъекты, 
виновные в ДТП (водители, пешеходы, 
лица, ответственные за техническое 
состояние и эксплуатацию транспортного 
средства), действуют, как правило, по 
неосторожности в форме преступной 
самонадеянности или 
    ДТП 
нередко возникают по вине потерпевших, 
которые на следствии пытаются переложить 
виновность в произошедшем на водителя. 
Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие 
возникновение ДТП, зачастую успевают 
скрыться, что значительно усложняет 
выяснение обстоятельств 
      2. 
Обстоятельства, подлежащие 
установлению. 
Поводами для возбуждения уголовного дела по факту ДТП являются:
    1) 
непосредственное обнаружение 
    2) 
заявления потерпевших и их 
близких, очевидцев, водителей 
транспортных средств, 
    3) 
сообщения сотрудников 
В большинстве случаев уголовные дела о ДТП возбуждают следователи органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В ходе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства:
    1) 
каков характер ДТП: было это 
преступление, несчастный случай 
или действие непреодолимой 
2) где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др.;
3) кто виноват в случившемся;
    4) 
есть ли причинно-следственная 
связь между нарушениями 
Информация о работе Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений