Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:09, контрольная работа
Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием роли автомобильного транспорта, который в современных условиях является наиболее востребованным и динамично развивающимся. Однако увеличение количества автомобилей и объема грузовых и пассажирских перевозок происходит на фоне ухудшения состояния безопасности дорожного движения.
Введение
1. Виды и механизм совершения автотранспортных преступлений
2. Обстоятельства, подлежащие установлению
3. Первоначальный этап расследования
4. Последующий этап расследования
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное
государственное
высшего
профессионального образования
«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
СЛУЖБЫ»
КАФЕДРА
УГОЛОВНОГО ПРАВА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
«Особенности
расследования дорожно-транспортных
преступлений»
Научный руководитель:
Доцент
Санкт-Петербург,
2011г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
стр. | |
Введение | 3 |
1. Виды
и механизм совершения |
3 |
2. Обстоятельства, подлежащие установлению |
6 |
3.
Первоначальный этап |
9 |
4. Последующий этап расследования |
14 |
Заключение | 17 |
Список использованной литературы | 19 |
Введение.
Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием роли автомобильного транспорта, который в современных условиях является наиболее востребованным и динамично развивающимся. Однако увеличение количества автомобилей и объема грузовых и пассажирских перевозок происходит на фоне ухудшения состояния безопасности дорожного движения.
По данным А.И. Коробеева, ежегодно в мире
регистрируется около 60 млн. дорожно-транспортных
происшествий, в результате которых около
1 млн. человек погибает и свыше 10 млн. получает
телесные повреждения различной степени
тяжести. Число жертв дорожно-транспортных
происшествий в развитых станах в последнее
время увеличивается ежегодно в среднем
на 10%. "Автосмерть" сейчас вышла на
третье место в мире после смерти от сердечно-сосудистых
и раковых заболеваний. Общий риск гибели
человека наиболее выражен при передвижении
автомобильным транспортом. Именно он
в 12 раз опаснее морского и речного, в 3
раза - железнодорожного и в 1,5 раза – воздушного.1
1.
Виды и механизм
совершения автотранспортных
преступлений.
Обеспечение транспортной
безопасности остается для Российской
Федерации весьма актуальной проблемой,
имеющей государственное
К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие современных транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, другой механический, гужевой, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1, 2 ст. 264, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 3, 4 ст. 264, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двух человек и более (ч. 5, 6 ст. 264, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия.
В зависимости от последствий различают преступные нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.
В число наиболее распространенных видов ДТП входят:
1) наезд транспортного средства на пешехода, велосипедиста, животное;
2)
столкновение транспортных
3)
опрокидывание транспортных
4)
наезд транспортного средства
на препятствие. Случается и
такая разновидность ДТП, как
выпадение пассажиров из
По причинам возникновения ДТП можно подразделить на происшествия:
а)
возникшие по вине водителей, управляющих
транспортом в состоянии
б) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и т.п.); выход на проезжую часть в запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение правил движения по обочине проезжей части и т.д.;
в)
произошедшие в результате нарушений,
допускаемых лицами, ответственными
за техническое состояние и
Несмотря
на кажущуюся простоту и однотипность
механизма и обстоятельств ДТП,
установить их истинную причину бывает
нелегко. Объясняется это тем, что
зачастую они - результат одновременного
действия нескольких причин (нарушений,
допущенных водителем, пешеходом и
пассажиром; лицами, ответственными за
техническое состояние и
Выяснить криминалистически значимые обстоятельства ДТП помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного преступления влияет большое количество элементов системы "водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда".
В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и финальная.
Начальная
фаза развивается в условиях движения
транспортных средств и пешеходов,
сложившихся перед
Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения транспортных средств; увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке дороги. Когда в происшествии участвуют десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной.
Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства.
В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно установить механизм и причины произошедшего ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность для очевидцев и участников происшествия и, как следствие, кратковременность его восприятия. В результате объем воспринятой информации бывает весьма незначителен.
На
характер и качество восприятия обстановки
и обстоятельств ДТП влияют также
неблагоприятные факторы
Субъекты,
виновные в ДТП (водители, пешеходы,
лица, ответственные за техническое
состояние и эксплуатацию транспортного
средства), действуют, как правило, по
неосторожности в форме преступной
самонадеянности или
ДТП
нередко возникают по вине потерпевших,
которые на следствии пытаются переложить
виновность в произошедшем на водителя.
Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие
возникновение ДТП, зачастую успевают
скрыться, что значительно усложняет
выяснение обстоятельств
2.
Обстоятельства, подлежащие
установлению.
Поводами для возбуждения уголовного дела по факту ДТП являются:
1)
непосредственное обнаружение
2)
заявления потерпевших и их
близких, очевидцев, водителей
транспортных средств,
3)
сообщения сотрудников
В большинстве случаев уголовные дела о ДТП возбуждают следователи органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В ходе расследования подлежат установлению следующие обстоятельства:
1)
каков характер ДТП: было это
преступление, несчастный случай
или действие непреодолимой
2) где и когда произошло ДТП, какова его обстановка: тип и состояние дорожного покрытия, ширина проезжей части, обзорность, видимость, метеорологические условия и др.;
3) кто виноват в случившемся;
4)
есть ли причинно-следственная
связь между нарушениями
Информация о работе Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений