Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:09, контрольная работа

Краткое описание

Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием роли автомобильного транспорта, который в современных условиях является наиболее востребованным и динамично развивающимся. Однако увеличение количества автомобилей и объема грузовых и пассажирских перевозок происходит на фоне ухудшения состояния безопасности дорожного движения.

Оглавление

Введение
1. Виды и механизм совершения автотранспортных преступлений
2. Обстоятельства, подлежащие установлению
3. Первоначальный этап расследования
4. Последующий этап расследования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ.docx

— 51.67 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования 

«СЕВЕРО-ЗАПАДНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ» 
 

КАФЕДРА  УГОЛОВНОГО ПРАВА 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

                                  студентки    5    курса    5546    группы

                                  Зайцевской Оксаны Анатольевны  

 «Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений» 
 
 
 

            Научный руководитель:

            Доцент

                                             Степанов Александр Алексеевич 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург,

2011г. 
 

      ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

  стр.
    Введение 3
1. Виды  и механизм совершения автотранспортных  преступлений 3

2. Обстоятельства, подлежащие установлению

6

3. Первоначальный этап расследования

9

4. Последующий этап расследования

14
    Заключение 17
Список  использованной литературы 19
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

    Социально-экономическое  развитие страны сопровождается возрастанием роли автомобильного транспорта, который  в современных условиях является наиболее востребованным и динамично  развивающимся. Однако увеличение количества автомобилей и объема грузовых и пассажирских перевозок происходит на фоне ухудшения состояния безопасности дорожного движения.

      По данным А.И. Коробеева, ежегодно в мире регистрируется около 60 млн. дорожно-транспортных происшествий, в результате которых около 1 млн. человек погибает и свыше 10 млн. получает телесные повреждения различной степени тяжести. Число жертв дорожно-транспортных происшествий в развитых станах в последнее время увеличивается ежегодно в среднем на 10%. "Автосмерть" сейчас вышла на третье место в мире после смерти от сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. Общий риск гибели человека наиболее выражен при передвижении автомобильным транспортом. Именно он в 12 раз опаснее морского и речного, в 3 раза - железнодорожного и в 1,5 раза – воздушного.1 

1. Виды и механизм  совершения автотранспортных  преступлений. 

          Обеспечение транспортной безопасности остается для Российской Федерации весьма актуальной проблемой, имеющей государственное значение.

    К преступлениям против безопасности движения и эксплуатации транспорта, включающего все многообразие современных  транспортных средств (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный, другой механический, гужевой, электротранспорт, трактора и иные самоходные машины), относятся нарушения правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268). Эти составы объединены общими признаками тяжести преступных последствий: причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного материального ущерба (ч. 1, 2 ст. 264, ч. 1 ст. 266, ч. 1 ст. 267, ч. 1 ст. 268 УК РФ); смерть человека (ч. 3, 4 ст. 264, ч. 2 ст. 266, ч. 2 ст. 267, ч. 2 ст. 268 УК РФ); смерть двух человек и более (ч. 5, 6 ст. 264, ч. 3 ст. 266, ч. 3 ст. 267, ч. 3 ст. 268 УК РФ).

    Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - это нарушение нормальной работы транспорта при его передвижении по дорогам, повлекшее различные вредные последствия.

    В зависимости от последствий различают  преступные нарушения правил дорожного  движения и эксплуатации транспорта и административные правонарушения на транспорте.

    В число наиболее распространенных видов  ДТП входят:

    1) наезд транспортного средства  на пешехода, велосипедиста, животное;

    2) столкновение транспортных средств  между собой;

    3) опрокидывание транспортных средств;

    4) наезд транспортного средства  на препятствие. Случается и  такая разновидность ДТП, как  выпадение пассажиров из транспортного  средства.

    По  причинам возникновения ДТП можно  подразделить на происшествия:

    а) возникшие по вине водителей, управляющих  транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, при  сильном утомлении, несоблюдении правил при маневрировании, перевозке пассажиров и грузов, превышении безопасной скорости при повороте, обгоне, объезде препятствия  или неровности на дороге, при необходимости  уклониться от столкновения или наезда; вследствие несоблюдения очередности  проезда перекрестков, безопасной дистанции  движения; при неожиданном выезде из своего ряда, в том числе на полосу встречного движения, ослеплении светом фар, неподчинении сигналам светофора, дорожным знакам и указателям; ввиду  неправильной оценки конкретной дорожной обстановки и др.;

    б) возникшие по причине неправильных действий пешеходов: неожиданное появление  на дороге из-за препятствия (например, стоящего на остановке автобуса или  троллейбуса, автомобиля у тротуара или обочины дороги); внезапный  выход из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном  направлении; непредсказуемое поведение (пешеход, явно пережидавший проезд автомашины, вдруг кинулся ей наперерез и  т.п.); выход на проезжую часть в  запрещенном месте, из неосвещенной зоны дороги в освещенную, нарушение  правил движения по обочине проезжей части и т.д.;

    в) произошедшие в результате нарушений, допускаемых лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств (нарушение правил технического обслуживания и выпуск на линию неисправного транспорта), а также вследствие не реагирования дорожного надзора на состояние дорожного полотна, плохой организации регулирования уличного движения.

    Несмотря  на кажущуюся простоту и однотипность механизма и обстоятельств ДТП, установить их истинную причину бывает нелегко. Объясняется это тем, что  зачастую они - результат одновременного действия нескольких причин (нарушений, допущенных водителем, пешеходом и  пассажиром; лицами, ответственными за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, и водителем). Поэтому необходимо выявлять и оценивать  возможную связь данных причин, действие их совокупности.

    Выяснить  криминалистически значимые обстоятельства ДТП помогает знание его механизма. Механизм ДТП и обстановка его  совершения являются ключевыми элементами рассматриваемых преступлений. Несомненно, что на механизм совершения данного  преступления влияет большое количество элементов системы "водитель - автомобиль - дорога - окружающая среда".

    В ДТП выделяется три фазы: начальная, кульминационная и финальная.

    Начальная фаза развивается в условиях движения транспортных средств и пешеходов, сложившихся перед возникновением опасной ситуации. Она становится такой, когда участники дорожного  движения должны немедленно принимать  все меры для предотвращения ДТП  или снижения тяжести его последствий. Промедление переводит ситуацию из опасной в аварийную. Тогда  участники движения уже не в состоянии  предотвратить ДТП.

    Кульминационная фаза состоит из событий, вызывающих наиболее тяжелые последствия (повреждения  транспортных средств; увечья и даже смерть пешеходов, пассажиров, водителей). Если в ДТП вовлечено ограниченное число транспортных средств и  пешеходов, данная фаза очень кратковременна и развивается на небольшом участке  дороги. Когда в происшествии участвуют  десятки автомобилей, данная фаза удлиняется до нескольких минут, а зона развития ДТП бывает значительной.

    Финальная фаза ДТП обычно совпадает с прекращением движения транспортного средства.

    В результате контактного взаимодействия автомобиля и пешехода на человеке, транспортном средстве и дорожном покрытии остаются различные следы. По ним, своевременно обнаруженным и зафиксированным, можно  установить механизм и причины произошедшего  ДТП. Для него, как правило, характерны быстротечность и неожиданность  для очевидцев и участников происшествия и, как следствие, кратковременность  его восприятия. В результате объем  воспринятой информации бывает весьма незначителен.

    На  характер и качество восприятия обстановки и обстоятельств ДТП влияют также  неблагоприятные факторы объективного и субъективного свойства: плохие метеорологические условия; недостаточная  освещенность; трагическая развязка произошедшего, вызывающая состояние  стресса, и т.д. Эти обстоятельства диктуют необходимость выявления  всех очевидцев происшествия и проведения их детального допроса.

    Субъекты, виновные в ДТП (водители, пешеходы, лица, ответственные за техническое  состояние и эксплуатацию транспортного  средства), действуют, как правило, по неосторожности в форме преступной самонадеянности или небрежности. Правда, известны случаи умышленного  совершения ДТП, в том числе в  целях сокрытия следов ранее совершенного преступления.

    ДТП нередко возникают по вине потерпевших, которые на следствии пытаются переложить виновность в произошедшем на водителя. Пешеходы, своим поведением спровоцировавшие возникновение ДТП, зачастую успевают скрыться, что значительно усложняет  выяснение обстоятельств происшествия.2 

      2. Обстоятельства, подлежащие  установлению. 

    Поводами  для возбуждения уголовного дела по факту ДТП являются:

    1) непосредственное обнаружение сотрудником  ГИБДД признаков преступления;

    2) заявления потерпевших и их  близких, очевидцев, водителей  транспортных средств, причастных  к происшествию;

    3) сообщения сотрудников медицинских  учреждений и автотранспортных  организаций.

    В большинстве случаев уголовные  дела о ДТП возбуждают следователи  органов внутренних дел по материалам, поступившим из ГИБДД. В ходе расследования  подлежат установлению следующие обстоятельства:

    1) каков характер ДТП: было это  преступление, несчастный случай  или действие непреодолимой силы;

    2) где и когда произошло ДТП,  какова его обстановка: тип и  состояние дорожного покрытия, ширина  проезжей части, обзорность, видимость,  метеорологические условия и  др.;

    3) кто виноват в случившемся;

    4) есть ли причинно-следственная  связь между нарушениями правил  безопасности движения и эксплуатации  автотранспорта и наступившими  последствиями;

Информация о работе Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений