Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:09, контрольная работа
Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием роли автомобильного транспорта, который в современных условиях является наиболее востребованным и динамично развивающимся. Однако увеличение количества автомобилей и объема грузовых и пассажирских перевозок происходит на фоне ухудшения состояния безопасности дорожного движения.
Введение
1. Виды и механизм совершения автотранспортных преступлений
2. Обстоятельства, подлежащие установлению
3. Первоначальный этап расследования
4. Последующий этап расследования
Заключение
Список использованной литературы
Вначале фиксируются тип, марка, номерной знак автомобиля и повреждения, возникшие в результате ДТП; осуществляется поиск следов и вещественных доказательств (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки ткани одежды потерпевшего). Автомобиль обычно начинают осматривать с его передней части, осмотр производят снизу вверх. Тщательно обследуются бампер, фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, решетка радиатора, капот, передние крылья, с тем чтобы обнаружить на них повреждения от удара, волокна одежды, следы крови, волосы потерпевшего и т.п. Затем в этих же целях необходимо осмотреть колеса и днище кузова автомобиля.
При осмотре нижней части внимание обращается на ходовую часть, выступающие детали мостов, рессоры, картер двигателя, где можно обнаружить лоскуты одежды, волосы, кровь и т.д. Следы рук нужно искать на колонке рулевого управления, рукоятке переключения передач, на приборной панели (это особенно важно в том случае, когда водитель скрылся, оставив машину, или заявляет, что не он управлял автомобилем). Запаховые следы изымаются с сидений и других предметов, которых касались водитель и пассажиры.
Осматривая
автомобиль, нужно проверить состояние
тормозной системы, рулевого управления,
других агрегатов и узлов, в частности
осветительных приборов, стеклоочистителей;
исправность дверей; состояние шин
и давление в камерах. Значительно
изношенный протектор подлежит обязательному
фотографированию. При осмотре салона
фиксируется положение рычага переключения
скоростей, ручного тормоза, указателей
поворота и тумблера освещения (в
темное время суток). Труднодоступные
места осматриваются с
При обнаружении автомобиля, вероятно участвовавшего в ДТП, не на месте происшествия рекомендуется особо отметить в протоколе следы недавнего ремонта (выпрямленные вмятины, свежая покраска и т.д.).
Допрос свидетелей. Свидетельские показания являются ценным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями-очевидцами по делам данной категории могут быть водители других автомашин, пассажиры городского транспорта, пешеходы, работники ГИБДД и т.д.
В
ходе допроса свидетеля-очевидца следователь
должен выяснить, где он находился
в момент происшествия, чем занимался,
что именно привлекло его внимание,
каким было поведение пострадавшего
пешехода перед наездом на него,
откуда и куда он начал пересекать
улицу, на каком участке проезжей
части произошел наезд, какой
частью автомобиля был нанесен удар.
Следует выяснить характер действий
водителя до происшествия, с какой
примерно скоростью ехала его
автомашина, тормозил ли он и т.д. Для
более точного воссоздания
При допросе водителя выясняется, как развивался процесс ДТП, какими были его и потерпевшего действия в кульминационный момент, с какой скоростью он ехал на автомобиле, какие попытки предпринимал для предотвращения опасных последствий (тормозил, маневрировал и др.), оказал ли помощь потерпевшему, почему уехал с места ДТП, пытался ли скрыть следы произошедшего и т.д.
Очевидцы
ДТП обычно дают объективные показания.
Однако быстротечность и неожиданность
события ухудшают качество восприятия.
Субъективные характеристики очевидца
также могут отрицательно повлиять
на качество восприятия, запоминания
и воспроизведения на допросе
сведений о ДТП. Очевидцев выявляют
с помощью допрошенных
Допрос подозреваемого. Перед допросом подозреваемого следует ознакомиться с его документами: удостоверением на право вождения автомобиля, техническим паспортом и путевым листом, находящимися у водителя-профессионала; выяснить его квалификацию, маршрут движения, не привлекался ли он ранее к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения.
Допрашивая подозреваемого водителя, нужно выяснить его состояние перед поездкой: принимал ли он алкоголь, и если принимал, то в каком количестве; был ли исправен автомобиль, в чем выражались неисправности; на каком часу работы произошло ДТП; какими были скорость движения автомобиля, видимость, состояние погоды и проезжей части. Выясняется наличие или отсутствие других транспортных средств, их расположение друг относительно друга и автомобиля подозреваемого; был ли с ним пассажир, и если был, то кто именно. Детально уточняется, когда водитель заметил препятствие; какие меры принял, чтобы предотвратить столкновение или наезд; разглядел ли этот момент, и если да, то какой частью автомашины был сбит потерпевший или произошло столкновение; кто в это время был поблизости и все видел.
Если водитель с места происшествия скрылся и был установлен позже, то следует также выяснить, почему он не оказал помощи потерпевшему, пытался ли уничтожить следы происшествия, каким образом и с чьей помощью.
Поскольку ДТП совершаются неумышленно, водители обычно дают правдивые показания, однако стремятся преуменьшить неправильный характер своих действий, поэтому часто ссылаются на непредвиденные обстоятельства, например грубую неосторожность пешехода, слабую освещенность проезжей части, плохое дорожное покрытие, внезапную неисправность машины, резкую смену погоды и др. В связи с этим допрос должен быть, с одной стороны, активным и целенаправленным, а с другой - предельно тактичным.
Допрос потерпевшего обычно производится после его доставки в медицинское учреждение, с разрешения врача. У потерпевшего-пешехода выясняют, не страдает ли он каким-либо физическим недостатком (например, хромотой, близорукостью, глухотой), помешавшим ему быстро сориентироваться в возникшей обстановке (по этому вопросу рекомендуется проконсультироваться с лечащим врачом, допросить родственников и знакомых потерпевшего). Затем важно уточнить, где он был в момент происшествия и что делал (шел, стоял, бросался из стороны в сторону), видел ли приближающийся автомобиль, какой сигнал светофора горел в тот момент. При допросе потерпевших-пассажиров дополнительно выясняется, какой была скорость движения, как вел себя водитель: не отвлекался ли от своих обязанностей; не жаловался ли на недомогание, усталость, поломки автомашины; как действовал после случившегося.
Если
потерпевший получил
Освидетельствование водителя и потерпевшего производится для установления алкогольного или наркотического опьянения. Констатируются факт и давность употребления спиртного или наркотиков, степень опьянения, наличие остаточных явлений, свидетельствующих о перенесенном опьянении. Обычно производится также биохимическое исследование проб крови и мочи испытуемого для качественного и количественного определения в его организме алкоголя и наркотиков.
Судебно-медицинская экспертиза назначается во всех случаях, когда ДТП привело к гибели людей или причинению им телесных повреждений. Помимо общих вопросов о причине и времени наступления смерти; характере, локализации и степени тяжести телесных повреждений; состоянии здоровья потерпевшего перед происшествием, судебный медик решает вопрос о наличии на теле и одежде потерпевшего специфических следов автотранспортной травмы. Они возникают вследствие удара конкретных частей тела об автомобиль и о дорожное покрытие, сдавливания тела между колесами и дорогой или двумя автомобилями, трения при волочении тела по дорожному покрытию и т.д.
Судебно-медицинская
экспертиза вещественных доказательств
исследует объекты
4.
Последующий этап
расследования.
Характер дальнейших следственных действий зависит от ситуации, складывающейся после проведения первоначального этапа расследования. Все зависит от объема собранных доказательств вины нарушителя и его отношения к ним. На этом этапе следователь допрашивает новых свидетелей, назначает различные экспертизы, а при необходимости проводит следственные эксперименты и предъявления для опознания.
По завершении первоначального этапа следователь обычно конкретизирует версии о причинах произошедшего. Типичны такие версии:
1)
вина водителя в нарушении
правил дорожного движения: нахождение
за рулем в нетрезвом
2) неисправность дороги, отсутствие разметки, дорожной сигнализации;
3)
техническая неисправность
4)
грубая неосторожность
5)
случайное стечение
6) инсценировка ДТП для сокрытия другого преступления.
Поскольку важно установить фактические обстоятельства ДТП, иногда возникает необходимость в проведении следственного эксперимента. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, по возможности на месте происшествия. При этом недопустимо опытным путем проверять обстоятельства, связанные с экстренным торможением, маневрированием, чтобы определить техническую возможность предотвращения наезда. Наиболее типичными задачами следственного эксперимента является проверка: угла обзора видимости с места водителя проезжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному участку дороги; скорости движения автомобиля, возможности его самопроизвольного движения под уклон при включенных тормозах; наличия у водителя профессиональных навыков вождения и др.
Следственный эксперимент по рассматриваемой категории дел обычно проводится трех видов:
1)
выясняется возможность
2)
устанавливается возможность
3)
определяется механизм ДТП. В
первом случае посредством
Условия проведения следственного эксперимента должны быть максимально приближены к действительным обстоятельствам случившегося ДТП. Конечно, нельзя проводить такие эксперименты, которые могут привести к травмам его участников, причинению материального ущерба (повреждение автомобиля, шлагбаума, светофора, дорожного покрытия и др.).
На
последующем этапе
Допрашивая лиц, знающих участников ДТП, например их родственников и близких, важно выяснить, не страдал ли потерпевший (подозреваемый) какими-либо психическими или физическими недостатками, каким было состояние его здоровья перед происшествием, не злоупотреблял ли он алкоголем, куда направлялся, как был одет, что имел при себе и т.д.
Медицинских
работников обычно допрашивают, если потерпевший
умер при его транспортировке
или в лечебном учреждении. Они
могут рассказать, не говорил ли
потерпевший чего-либо о ДТП. У
сослуживцев водителя-
Информация о работе Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений