Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 07:09, контрольная работа

Краткое описание

Социально-экономическое развитие страны сопровождается возрастанием роли автомобильного транспорта, который в современных условиях является наиболее востребованным и динамично развивающимся. Однако увеличение количества автомобилей и объема грузовых и пассажирских перевозок происходит на фоне ухудшения состояния безопасности дорожного движения.

Оглавление

Введение
1. Виды и механизм совершения автотранспортных преступлений
2. Обстоятельства, подлежащие установлению
3. Первоначальный этап расследования
4. Последующий этап расследования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ ПО КРИМИНАЛИСТИКЕ.docx

— 51.67 Кб (Скачать)

    Вначале фиксируются тип, марка, номерной знак автомобиля и повреждения, возникшие  в результате ДТП; осуществляется поиск  следов и вещественных доказательств (кровь, волосы, мозговое вещество, обрывки  ткани одежды потерпевшего). Автомобиль обычно начинают осматривать с его  передней части, осмотр производят снизу  вверх. Тщательно обследуются бампер, фары, подфарники, указатели поворота, переднее стекло, решетка радиатора, капот, передние крылья, с тем чтобы  обнаружить на них повреждения от удара, волокна одежды, следы крови, волосы потерпевшего и т.п. Затем  в этих же целях необходимо осмотреть  колеса и днище кузова автомобиля.

    При осмотре нижней части внимание обращается на ходовую часть, выступающие детали мостов, рессоры, картер двигателя, где  можно обнаружить лоскуты одежды, волосы, кровь и т.д. Следы рук  нужно искать на колонке рулевого управления, рукоятке переключения передач, на приборной панели (это особенно важно в том случае, когда водитель скрылся, оставив машину, или заявляет, что не он управлял автомобилем). Запаховые  следы изымаются с сидений  и других предметов, которых касались водитель и пассажиры.

    Осматривая  автомобиль, нужно проверить состояние  тормозной системы, рулевого управления, других агрегатов и узлов, в частности  осветительных приборов, стеклоочистителей; исправность дверей; состояние шин  и давление в камерах. Значительно  изношенный протектор подлежит обязательному  фотографированию. При осмотре салона фиксируется положение рычага переключения скоростей, ручного тормоза, указателей поворота и тумблера освещения (в  темное время суток). Труднодоступные  места осматриваются с эндоскопом, снабженным оптическими и осветительными системами.

    При обнаружении автомобиля, вероятно участвовавшего в ДТП, не на месте происшествия рекомендуется  особо отметить в протоколе следы  недавнего ремонта (выпрямленные вмятины, свежая покраска и т.д.).

    Допрос  свидетелей. Свидетельские показания являются ценным источником сведений об обстоятельствах ДТП. Свидетелями-очевидцами по делам данной категории могут быть водители других автомашин, пассажиры городского транспорта, пешеходы, работники ГИБДД и т.д.

    В ходе допроса свидетеля-очевидца следователь  должен выяснить, где он находился  в момент происшествия, чем занимался, что именно привлекло его внимание, каким было поведение пострадавшего  пешехода перед наездом на него, откуда и куда он начал пересекать улицу, на каком участке проезжей части произошел наезд, какой  частью автомобиля был нанесен удар. Следует выяснить характер действий водителя до происшествия, с какой  примерно скоростью ехала его  автомашина, тормозил ли он и т.д. Для  более точного воссоздания происшествия каждого свидетеля-очевидца целесообразно  допросить прямо на месте аварии либо предложить ему составить схему  места происшествия, обозначив в  ней свое местонахождение в момент ДТП, а также других объектов дорожной обстановки. В случаях, когда водитель сам или на автомобиле скрылся  с места происшествия, нужно выяснить признаки его внешности и приметы  автомашины, которые запомнились  свидетелю.

    При допросе водителя выясняется, как  развивался процесс ДТП, какими были его и потерпевшего действия в  кульминационный момент, с какой  скоростью он ехал на автомобиле, какие  попытки предпринимал для предотвращения опасных последствий (тормозил, маневрировал и др.), оказал ли помощь потерпевшему, почему уехал с места ДТП, пытался  ли скрыть следы произошедшего и  т.д.

    Очевидцы  ДТП обычно дают объективные показания. Однако быстротечность и неожиданность  события ухудшают качество восприятия. Субъективные характеристики очевидца также могут отрицательно повлиять на качество восприятия, запоминания  и воспроизведения на допросе  сведений о ДТП. Очевидцев выявляют с помощью допрошенных свидетелей и силами работников ГИБДД. При допросе  рекомендуется предъявлять очевидцу схему места происшествия.

    Допрос  подозреваемого. Перед допросом подозреваемого следует ознакомиться с его документами: удостоверением на право вождения автомобиля, техническим паспортом и путевым листом, находящимися у водителя-профессионала; выяснить его квалификацию, маршрут движения, не привлекался ли он ранее к административной или уголовной ответственности за нарушения правил дорожного движения.

    Допрашивая  подозреваемого водителя, нужно выяснить его состояние перед поездкой: принимал ли он алкоголь, и если принимал, то в каком количестве; был ли исправен автомобиль, в чем выражались неисправности; на каком часу работы произошло ДТП; какими были скорость движения автомобиля, видимость, состояние  погоды и проезжей части. Выясняется наличие или отсутствие других транспортных средств, их расположение друг относительно друга и автомобиля подозреваемого; был ли с ним пассажир, и если был, то кто именно. Детально уточняется, когда водитель заметил препятствие; какие меры принял, чтобы предотвратить  столкновение или наезд; разглядел  ли этот момент, и если да, то какой  частью автомашины был сбит потерпевший  или произошло столкновение; кто  в это время был поблизости и все видел.

    Если  водитель с места происшествия скрылся  и был установлен позже, то следует  также выяснить, почему он не оказал помощи потерпевшему, пытался ли уничтожить следы происшествия, каким образом  и с чьей помощью.

    Поскольку ДТП совершаются неумышленно, водители обычно дают правдивые показания, однако стремятся преуменьшить неправильный характер своих действий, поэтому  часто ссылаются на непредвиденные обстоятельства, например грубую неосторожность пешехода, слабую освещенность проезжей части, плохое дорожное покрытие, внезапную  неисправность машины, резкую смену  погоды и др. В связи с этим допрос должен быть, с одной стороны, активным и целенаправленным, а с  другой - предельно тактичным.

    Допрос  потерпевшего обычно производится после его доставки в медицинское учреждение, с разрешения врача. У потерпевшего-пешехода выясняют, не страдает ли он каким-либо физическим недостатком (например, хромотой, близорукостью, глухотой), помешавшим ему быстро сориентироваться в возникшей обстановке (по этому вопросу рекомендуется проконсультироваться с лечащим врачом, допросить родственников и знакомых потерпевшего). Затем важно уточнить, где он был в момент происшествия и что делал (шел, стоял, бросался из стороны в сторону), видел ли приближающийся автомобиль, какой сигнал светофора горел в тот момент. При допросе потерпевших-пассажиров дополнительно выясняется, какой была скорость движения, как вел себя водитель: не отвлекался ли от своих обязанностей; не жаловался ли на недомогание, усталость, поломки автомашины; как действовал после случившегося.

    Если  потерпевший получил повреждения, не опасные для жизни, его лучше  допросить прямо на месте происшествия. Если водитель скрылся с места  происшествия, то у потерпевшего нужно  выяснить вид, марку и другие внешние  признаки автомобиля, приметы виновного  водителя (пол, возраст и пр.). При  оценке показаний потерпевших следует  иметь в виду, что они могут  добросовестно заблуждаться, преувеличивать скорость приближения автомобиля и  т.д. Как и подозреваемый, потерпевший, будучи лицом, заинтересованным в исходе дела, может дать необъективные показания. Кроме того, страх, стресс, физические страдания влияют на его восприятие произошедшего, вследствие чего показания  потерпевшего необходимо тщательно  проверить.

    Освидетельствование водителя и потерпевшего производится для установления алкогольного или наркотического опьянения. Констатируются факт и давность употребления спиртного или наркотиков, степень опьянения, наличие остаточных явлений, свидетельствующих о перенесенном опьянении. Обычно производится также биохимическое исследование проб крови и мочи испытуемого для качественного и количественного определения в его организме алкоголя и наркотиков.

    Судебно-медицинская  экспертиза назначается во всех случаях, когда ДТП привело к гибели людей или причинению им телесных повреждений. Помимо общих вопросов о причине и времени наступления смерти; характере, локализации и степени тяжести телесных повреждений; состоянии здоровья потерпевшего перед происшествием, судебный медик решает вопрос о наличии на теле и одежде потерпевшего специфических следов автотранспортной травмы. Они возникают вследствие удара конкретных частей тела об автомобиль и о дорожное покрытие, сдавливания тела между колесами и дорогой или двумя автомобилями, трения при волочении тела по дорожному покрытию и т.д.

    Судебно-медицинская  экспертиза вещественных доказательств  исследует объекты биологического происхождения, чаще всего кровь, волосы, частицы костей, тканей и органов  человеческого тела, обнаруженные при  осмотре места ДТП. Перед экспертом  ставятся такие вопросы: не происходит ли обнаруженная кровь от человека, если да, то совпадает ли она по группе и типу с группой и типом  крови потерпевшего; принадлежат  ли волосы, обнаруженные при осмотре  автомобиля, человеку и сходны ли они  с волосами потерпевшего и др.4 

      4. Последующий этап  расследования. 

    Характер  дальнейших следственных действий зависит  от ситуации, складывающейся после  проведения первоначального этапа  расследования. Все зависит от объема собранных доказательств вины нарушителя и его отношения к ним. На этом этапе следователь допрашивает  новых свидетелей, назначает различные  экспертизы, а при необходимости  проводит следственные эксперименты и  предъявления для опознания.

    По  завершении первоначального этапа  следователь обычно конкретизирует версии о причинах произошедшего. Типичны  такие версии:

    1) вина водителя в нарушении  правил дорожного движения: нахождение  за рулем в нетрезвом состоянии,  неправильный обгон, превышение  допустимой скорости и т.д.;

    2) неисправность дороги, отсутствие  разметки, дорожной сигнализации;

    3) техническая неисправность автомобиля (например, отказ тормозов, рулевого  управления, других агрегатов);

    4) грубая неосторожность потерпевшего;

    5) случайное стечение обстоятельств;

    6) инсценировка ДТП для сокрытия  другого преступления.

    Поскольку важно установить фактические обстоятельства ДТП, иногда возникает необходимость  в проведении следственного эксперимента. Он должен проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным, по возможности на месте происшествия. При этом недопустимо опытным путем проверять обстоятельства, связанные с экстренным торможением, маневрированием, чтобы определить техническую возможность предотвращения наезда. Наиболее типичными задачами следственного эксперимента является проверка: угла обзора видимости с места водителя проезжей части, дорожных знаков либо других средств, предупреждающих о приближении к опасному участку дороги; скорости движения автомобиля, возможности его самопроизвольного движения под уклон при включенных тормозах; наличия у водителя профессиональных навыков вождения и др.

    Следственный  эксперимент по рассматриваемой  категории дел обычно проводится трех видов:

    1) выясняется возможность совершения  определенных действий;

    2) устанавливается возможность восприятия  какого-либо явления;

    3) определяется механизм ДТП. В  первом случае посредством экспериментов  определяют скорость движения  автомобиля, состояние его тормозов  и других агрегатов, влияющих  на безопасность движения; наличие  или отсутствие у водителя  профессиональных навыков. Во  втором случае следственный эксперимент  позволяет выяснить возможность  увидеть появившееся препятствие  (человека, автомашину и т.д.) в  конкретной дорожной обстановке, услышать звуки сигнала, шум  двигателя транспортного средства  и т.д. В третьем случае следственный  эксперимент предполагает воспроизведение  обстановки расследуемого ДТП  и выяснение по следам на  автомобиле, дорожном покрытии и  других объектах механизма столкновения, опрокидывания или наезда.

    Условия проведения следственного эксперимента должны быть максимально приближены к действительным обстоятельствам  случившегося ДТП. Конечно, нельзя проводить  такие эксперименты, которые могут  привести к травмам его участников, причинению материального ущерба (повреждение  автомобиля, шлагбаума, светофора, дорожного  покрытия и др.).

    На  последующем этапе расследования  допрашивают всех свидетелей, могущих охарактеризовать участников ДТП: медицинских работников, оказавших помощь потерпевшему, его и водителя коллег по работе, сотрудников милиции и др. В ходе допросов выясняются подробности и обстоятельства расследуемого происшествия, личности его участников.

    Допрашивая  лиц, знающих участников ДТП, например их родственников и близких, важно  выяснить, не страдал ли потерпевший (подозреваемый) какими-либо психическими или физическими недостатками, каким  было состояние его здоровья перед  происшествием, не злоупотреблял ли он алкоголем, куда направлялся, как  был одет, что имел при себе и  т.д.

    Медицинских работников обычно допрашивают, если потерпевший  умер при его транспортировке  или в лечебном учреждении. Они  могут рассказать, не говорил ли потерпевший чего-либо о ДТП. У  сослуживцев водителя-профессионала  обычно выясняют его деловые и  личные качества, уровень профессиональной подготовки, отношение к работе, качество последнего ремонта автомобиля, порядок выпуска машин на линию и др. Работники милиции, первыми прибывшие на место ДТП, могут быть допрошены о первоначальной обстановке на этом месте. С их помощью реконструируют обстановку на месте для выяснения всех обстоятельств произошедшего.

Информация о работе Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений