Негативные социальные явления, связанные с преступностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:24, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной дипломной работы является изучение негативных социальных явлений, связанных с преступностью.
Основные задачи работы:
Рассмотреть понятие преступности, их классификацию;
Изучить причины существования негативных явлений;
Раскрыть меры по улучшению криминальной ситуации в стране.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие преступности, их классификация…………………………...6
1.1. Социальная природа понятия преступление…………………………6
1.2. Сущность и виды негативных социальных явлений, связанных с преступностью………………………………………….21
Изучение преступности в социальном контексте…………………..51
Глава 2. Причины существования негативных явлений……………………..58
Причины существования пьянства и алкоголизма………………...58
Причины существования наркомании……………………………....64
Причины существования проституции……………………………...73
Глава 3. Меры по улучшению криминальной ситуации в стране…………...77
3.1. Общесоциальные меры борьбы и меры ОВД……………………….77
3.2. Индивидуальная воспитательная работа……………………………89
Заключение……………………………………………………………97
Список использованной литературы……………………………….100

Файлы: 1 файл

УП соц прир права.doc

— 525.50 Кб (Скачать)

Успех в предупреждении наркотизма в первую очередь зависит от снижения спроса на наркотики и сокращения количества их потребителей. В условиях отсутствия юридической ответственности за потребление наркотических средств без назначения врача требуется комплексное воспитательно-профилактическое и лечебное воздействие на наркоманов. Поэтому в профилактике наркомании необходимо решение ряда следующих взаимосвязанных задач:  

  • создание системы выявления наркозависимых лиц и контроля за распространением наркотических средств в учебных заведениях; осуществление стабилизации и последующего снижения уровня наркотизации в образовательной среде; 
  • повышение уровня образования граждан, напрямую связанного с созданием устойчивого позитивного морально-психологического климата в трудовом коллективе, образовательном учреждении; 
  • обеспечение возможности возвращения на работу и учебу бывших наркозависимых лиц после их лечения и реабилитации; 
  • дифференцированный, комплексный подход к выработке системы мер противодействия наркотизма на любом уровне с использованием методов общей и индивидуальной профилактики.

В настоящее время  в целях профилактики и пресечения роста преступности, связанной с  наркоманией и наркотизмом, учеными  и практическими работниками  правоохранительных органов и органов  здравоохранения высказываются предложения о криминализации потребления наркотиков в немедицинских целях, установления наказания виновным в таком потреблении в виде принудительных мер медицинского характера. Однако главным направлением профилактики и преодоления наркотизма остается совершенствование материальных и социальных условий жизни людей. Поэтому комплексное использование экономических, социально-культурных, воспитательных и правовых мер является основным условием эффективного предупреждения наркотизма. Все эти меры должны найти закрепление в государственной программе и реализовываться в российской антинаркотической политике.

 

 

3.2. Индивидуальная воспитательная работа

 

Профилактика отклоняющегося поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают ее комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность.

Существуют различные  формы психопрофилактической   работы.

Первая форма - организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность.

В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает прежде всего социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.

Работа с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп. Чрезвычайно важна работа в местах, где молодежь проводит свой досуг и общается. Например, на дискотеке могут появиться загадочные люди в масках. В конце вечера подростки могут узнать от них о трагических судьбах и переживаниях, связанных с потерей близкого человека от наркотиков. Работа с подростками может быть организована также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу.

Вторая форма психопрофилактической  работы - информирование. Это наиболее привычное для нас направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.

Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.

Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызывать когнитивно-эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения.

Третья форма психопрофилактической  работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих  алкоголь) и т.д.

2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей.

3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимают наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Наконец, жизненно важными являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации.

В работе с подростками  данная модель представляется одной  из наиболее перспективных.

Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).

Эта форма реализуется  практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.

Пятая форма - организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

В различных видах  психопрофилактической работы могут  использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

В соответствии со спецификой девиантного поведения можно  выделить следующие принципы психопрофилактической  работы:

  • комплексность (организация воздействия на различных уровнях социального пространства, семьи и личности);
  • адресность (учет возрастных, половых и социальных характеристик);
  • массовость (приоритет групповых форм работы);
  • позитивность информации;
  • минимизация негативных последствий;
  • личная заинтересованность и ответственность участников;
  • максимальная активность личности;
  • устремленность в будущее (оценка последствий поведения, актуализация позитивных ценностей и целей, планирование будущего без девиантного поведения).

Важное средство профилактики правонарушений несовершеннолетних - их правовое просвещение и воспитание. Актуальными задачами являются повышение профессионализма этой работы, подготовка квалифицированных кадров педагогов для ее проведения, обеспечение активного участия в ней ученых-юристов, сотрудников правоохранительных органов.

Доведение правовой информации до несовершеннолетних должно начинаться как можно раньше, осуществляться более доходчиво, с учетом особенностей детской и подростковой психологии, в эмоционально привлекательных формах.

Центральным звеном в  системе органов и учреждений, занятых профилактикой правонарушений подростков, должны стать комиссии по делам несовершеннолетних. Необходимо укрепить их материально-техническую базу, улучшить кадровое и иное ресурсное обеспечение, создать условия для того, чтобы комиссии занимались не только рассмотрением множества дел, материалов о конкретных правонарушениях, но стали бы реальными координаторами, полноценными организаторами многогранной комплексной криминологической профилактики на данном направлении. Это особенно важно сейчас, когда от профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и интересов фактически самоустраняются многие государственные структуры, ранее активно участвовавшие в этой работе, в том числе органы образования, здравоохранения, социального обеспечения.

В воспитательно-профилактической работе с несовершеннолетними правонарушителями, которые нередко сами чувствуют себя изгоями, никому не нужными неисправимыми людьми, надо всегда исходить из «оптимистической гипотезы», всячески стремиться к опоре на положительное, которое имеется в личности самых запущенных в нравственно-педагогическом отношении подростков.

Имеются значительные резервы  для более активного и эффективного использования сугубо правовых средств защиты интересов детей и подростков, предупреждения их виктимизации, а также правонарушений с их стороны. Необходимо расширять практику применения к несовершеннолетним, совершившим впервые преступления небольшой или средней тяжести, принудительных мер воспитательного характера, предусмотренных ст. 90 УК РФ: предупреждения; передачи под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированных государственных органов; возложения обязанности загладить причиненный вред; ограничения досуга и установления особых требований к поведению; а также помещения, с освобождением от наказания, в специальные воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения (ст. 92 УК).

Основной объем работы по предупреждению преступлений и других правонарушений несовершеннолетних выполняют  специализирующиеся на данной линии работы подразделения органов внутренних дел по делам несовершеннолетних (ПДН). Эти подразделения выявляют подростков, от которых, судя по их противоправным и антиобщественным действиям (совершению административных правонарушений, прежней судимости и т.п.), можно ожидать совершения преступлений, и ставят их на профилактический учет, являющийся специфической формой социального контроля. Наряду с оказанием непосредственного воспитательно-профилактического воздействия на таких подростков путем проведения с ними профилактических бесед, разъяснения смысла и значения моральных правовых норм, педагогического предостережения и другими методами сотрудники ПДН проводят большую работу по оздоровлению их социальной микросреды, устранению вредных влияний со стороны семьи, сверстников, вовлечению в социально полезные занятия. ПДН работают в тесном взаимодействии со школой, органами общего и профессионального образования, здравоохранения, комиссиями по делам несовершеннолетних и другими субъектами криминологической профилактики как специализированными, так и неспециализированными. Их деятельность имеет сугубо профилактическую направленность, совершение подростками, находящимися на учете, преступлений расценивается по общему правилу как серьезный «брак» в работе данных подразделений.

Информация о работе Негативные социальные явления, связанные с преступностью