Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 17:24, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является изучение негативных социальных явлений, связанных с преступностью.
Основные задачи работы:
Рассмотреть понятие преступности, их классификацию;
Изучить причины существования негативных явлений;
Раскрыть меры по улучшению криминальной ситуации в стране.
Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие преступности, их классификация…………………………...6
1.1. Социальная природа понятия преступление…………………………6
1.2. Сущность и виды негативных социальных явлений, связанных с преступностью………………………………………….21
Изучение преступности в социальном контексте…………………..51
Глава 2. Причины существования негативных явлений……………………..58
Причины существования пьянства и алкоголизма………………...58
Причины существования наркомании……………………………....64
Причины существования проституции……………………………...73
Глава 3. Меры по улучшению криминальной ситуации в стране…………...77
3.1. Общесоциальные меры борьбы и меры ОВД……………………….77
3.2. Индивидуальная воспитательная работа……………………………89
Заключение……………………………………………………………97
Список использованной литературы……………………………….100
В общесоциальном плане
большое предупредительное
Несомненно, что важнейшим направлением профилактики наркомании является развитие духовности подрастающего поколения, нравственное и религиозное воспитание. Важнейшим направлением профилактики наркотизма является государственная забота о семье, профилактика семейных конфликтов и семейного насилия, оказание родителям как материальной, так и педагогической помощи. Развитие сети специализированных медицинских центров лечения и реабилитации наркоманов, а также организация широкомасштабных научных исследований в этой области позволят вернуть в общество немало оступившихся. Все эти меры должны найти закрепление в государственной программе и реализоваться в российской антинаркотической политике.
Наиболее эффективна, хотя и требует усилий в масштабе всего общества и государства с использованием возможностей семьи, школы, других социальных институтов, ранняя профилактика наркотизации. Как правило, приобщение к наркотикам - это симптом внутриличностных и межличностных проблем и конфликтов, результат недостаточной социальной адаптированности, различных деформаций в системе взаимоотношений личности с социальной микросредой. Очень важно обеспечить своевременную диагностику детей и подростков, относящихся к группам риска в плане вероятностной наркотизации, и целенаправленное воспитательно-профилактическое воздействие на них, сочетаемое в необходимых случаях с психотерапевтической, психиатрической помощью и лечением. При этом следует иметь в виду, что к потреблению наркотиков наиболее склонны подростки с психопатическим складом характера, невротики и лица, перенесшие черепно-мозговые травмы, астенизированные соматическими заболеваниями.
В борьбе с проституцией
в различных странах
Необходимо найти оптимальные формы социально-правового контроля над этим негативным явлением, которое в настоящее время полностью находится во власти стихии. По-видимому, бессмысленно вводить уголовную ответственность за занятия проституцией. Но административно-правовые средства, сочетаемые с мерами медицинского и иного надзора за этим явлением, должны быть усовершенствованы и использоваться более эффективно, чем в настоящее время. Заслуживают внимания и тщательной проработки предложения о легализации проституции, введении ее регистрации в качестве профессии. Активнее следует применять имеющиеся уголовно-правовые нормы об ответственности за преступления, связанные с проституцией.
Большую роль в ограничении проституции, пресечении ее широкого распространения призваны играть целенаправленные меры культурно-воспитательного, санитарно-просветителъного характера.
В противодействии криминально значимым проявлениям порнографии должны более эффективно использоваться средства воспитания и просвещения. В ходе борьбы с организованной преступностью необходимо больше уделять внимания организации противодействия тем ее структурам, которые активно эксплуатируют порнобизнес.
Безусловно, необходимо полнее использовать обще - и частно-предупредительный потенциал законодательства, устанавливающего ответственность за незаконное изготовление в целях распространения или рекламирования порнографических материалов или предметов, незаконную торговлю печатными изданиями, кино- или видеоматериалами, изображениями или иными предметами порнографического характера.
Необходимо развитие сети и активизация работы институтов общесоциалъного предупреждения (таких, как государственные муниципальные и частные образовательные учреждения, отделы по делам семьи и детей, комитеты по делам молодежи, служба занятости и социальной защиты), а также структур, сориентированных на первичное специальное предупреждение правонарушений подростков (социально-реабилитационной службы, кризисных центров, занимающихся проблемами семейного насилия, помощи детям, оставшимся без попечения родителей, коррекционных воспитательно-образовательных учреждений открытого типа, приютов, объединений родителей по месту жительства и учебы детей).
Следует наладить, с учетом изменившихся социально-экономических условий, бесперебойное функционирование качественно новой системы трудового воспитания. Подросткам должны быть предоставлены все возможности для систематического участия в посильном, хорошо оплачиваемом труде как на государственных, муниципальных, так и частных предприятиях.19
В последние годы в нашей стране постоянно возникает вопрос о целесообразности введения уголовной ответственности за проституцию либо о ее легализации. В Государственной Думе РФ подготовлен законопроект под рабочим названием «О противодействии нелегальному оказанию услуг в сексуальной сфере», причем самого слова «проституция» законопроект не содержит, а лица, ею занимающиеся, названы секс-работниками. Законопроект носит рамочный характер и устанавливает ряд общих правил. В частности, в нем фиксируется положение о том, что секс-работники должны иметь медицинские книжки и проходить регулярный медицинский осмотр. «Технические» же особенности реализации этого положения (в каких местах можно оказывать секс-услуги, как часто необходимо проходить медосмотр, в каких СМИ следует давать рекламу и т.п.) могут быть отданы в ведение местных властей. Главное же положение законопроекта - устранение административной ответственности за занятие проституцией. Однако предлагаемая легализация интимных услуг, которая по существу аморальна, по-прежнему создает в обществе немало проблем.
Ведущая роль в борьбе с негативными последствиями проституции принадлежит ее профилактике.
Первым этапом воздействия
на проституцию и преступность должно
стать искоренение детской
Вторым этапом, который успешно реализуется во многих развитых зарубежных странах, является установление медицинского, полицейского, финансового и социального контроля над проституцией. Это создаст предпосылки для постепенного вытеснения данного явления из нашей жизни.
Вывод России из кризиса,
забота государства о духовно-
Одновременно жесткая запретительная политика в отношении пропаганды сексуальной распущенности, сексуальных извращений, порнографии, жесткие карательные меры в отношении лиц, втягивающих детей и девушек в занятие проституцией, - необходимое условие защиты нравственной и духовной безопасности российского общества.
Необходимо улучшить координацию деятельности правоохранительных органов, их взаимодействие с уполномоченным по правам человека, заинтересованными общественными объединениями, средствами массовой информации; обеспечить усиление прокурорского надзора за соблюдением установленных Конституцией РФ норм о равноправии граждан независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, об охране достоинства личности, о запрете создания и деятельности объединений, цели и действия которых направлены на изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв его безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В соответствии с законом на территории Российской Федерации запрещается издание и распространение печатных, аудио-, аудивизуальных и иных материалов экстремистского содержания. Органы внутренних дел, ФСБ, таможенной службы обязаны, в пределах своей компетенции привлекать к установленной законом ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, фото-, аудио-, и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной вражды, принимать меры к изъятию такой продукции и материалов.
При рассмотрении заявок на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования следует не допускать осуществления таких мероприятий общественными объединениями или организаторами, если в проведенных ими ранее публичных акциях были зафиксированы случаи нарушения Конституции и законов Российской Федерации, прав и свобод граждан, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни, высказывались призывы к насильственному изменению конституционного строя, пропагандировались идеи насилия и войны.
Ограничению экстремизма в жизни общества, безусловно, способствовало бы полное исключение любых его проявлений из так называемой большой политики. Многого можно добиться в противостоянии экстремизму методами воспитания, просвещения, целенаправленной контрпропаганды. Большими возможностями в этом деле располагают органы печати, телевидение, радио, иные средства массовых информационных воздействий.
В предупреждении пьянства и алкоголизма, а также в пресечении правонарушений, связанных с употреблением спиртных напитков, ведущая роль принадлежит правоохранительным органам, осуществляющим такое предупреждение на специально-криминологическом уровне и в процессе индивидуальной профилактики. При этом важное значение приобретает координация действий органов внутренних дел, органов прокуратуры и суда, государственных структур, комиссий по борьбе с пьянством, различных общественных объединений.
Важным направлением профилактики пьянства и алкоголизма является предупреждение этого негативного явления в общественных местах. Планирование и проведение мероприятий по обеспечению общественного порядка на улицах, площадях, в парках, скверах, на вокзалах, транспортных магистралях, стадионах позволяют работникам милиции осуществлять задержание и удаление лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, а также пресечение распития спиртных напитков в указанных местах и предупреждение иных правонарушений на ранней стадии их совершения. При задержании таких лиц сотрудники милиции используют нормы уголовного, уголовно-процессуального, административного законодательства. В Законе РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-7 «О милиции» предусмотрены права сотрудников милиции по доставлению в медицинские учреждения или дежурные части милиции лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке. Такие лица содержатся в указанных местах до вытрезвления. Здесь же им оказывается необходимая медицинская помощь.
Органам милиции предоставлена инициатива внесения в органы здравоохранения ходатайств о направлении хронических алкоголиков, систематически совершающих правонарушения, в специальные наркологические и лечебно-трудовые учреждения. Выполняя свои профессиональные обязанности, сотрудники милиции должны осуществлять постоянный контроль за торговлей спиртными напитками, выявляя факты нарушения антиалкогольного законодательства и применяя соответствующие меры к его нарушителям.
При осуществлении профилактики пьянства особо необходимо и предупреждение его в быту. Работа участкового уполномоченного милиции по своевременному выявлению и постановке на учет лиц, злоупотребляющих спиртными напитками в быту, и дальнейший контроль за их поведением по месту жительства является действенным средством предупреждения пьянства на стадии ранней профилактики. В целях предупреждения пьянства на производстве участковые уполномоченные и другие сотрудники милиции взаимодействуют с руководством и отделами кадров предприятий, учреждений и организаций.
В настоящее время особое значение приобретает предупреждение пьянства среди несовершеннолетних и молодежи. Сотрудники подразделений органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних во взаимодействии с органами прокуратуры, суда, комиссиями по делам несовершеннолетних проводят целенаправленную работу по выявлению и устранению причин и условий, способствующих пьянству в молодежной среде, выявлению подростков, склонных к употреблению спиртных напитков, проведению с ними индивидуальной профилактической работы с одновременной постановкой таких лиц на соответствующий учет. В свою очередь активная работа должна осуществляться и с родителями и лицами, их заменяющими, злостно уклоняющимися от воспитания детей. В случаях же установления фактов вовлечения несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков виновные подлежат уголовной ответственности.
К сожалению, эффективность реагирования правоохранительных органов на незаконный оборот наркотиков и борьбу с ним недостаточна. Так, недооценивается значимость выявления и привлечения к уголовной ответственности сбытчиков наркотиков, а также лиц, склоняющих граждан, особенно несовершеннолетних, к потреблению наркотиков. Латентность преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков, весьма значительна. Вместе с тем, как показывают исследования, каждый наркоман, занимающийся сбытом наркотиков, в течение года вовлекает в их потребление в среднем 5-6 человек. В стране отсутствует система мер профилактики наркомании, лечения и социальной адаптации наркоманов. В деятельности правоохранительных органов не принимается во внимание влияние наркотической зависимости на совершение наркоманами других, в том числе корыстных, преступлений, отсутствует система мер профилактики таких преступлений. Достаточно широка практика назначения судами наказания, не связанного с лишением свободы в отношении лиц, впервые совершивших преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. С этими лицами после вынесения приговора, как правило, не проводится профилактическая работа, и в результате в дальнейшем они повторно совершают аналогичные преступления.
Информация о работе Негативные социальные явления, связанные с преступностью