Механизм индивидуального преступного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:17, контрольная работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является изучение механизма индивидуального преступного поведения, его стадий и звеньев, а также взаимодействия личности и ситуации как основных причин, движущих личностью при совершении преступления.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятие и общая характеристика механизма индивидуального преступного поведения……………………………………………………………...4
2. Стадии (звенья) механизма преступного поведения…………………….8
3. Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин
преступления………………………………………………………………….…….14
Заключение…………………………………………………………………...17
Список литературы…………………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

Механизм индив.преступного поведения.docx

— 34.38 Кб (Скачать)

Анализ механизма преступного поведения показывает, что поведение становится антиобщественным и противоправным не в одной какой-то точке причинной цепи, ведущей к преступному акту. Здесь уместно отметить два обстоятельства: во-первых, как правило, антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социально одобряемых норм; во-вторых, “критическая точка" развития, после которой поведение явно приобретаем антиобщественную направленность, может быть расположена в самых различных местах причинной цепочки, образующей это поведение. [8; С. 107]

Так, подчас нейтральные в социальном отношении потребности сознаются лицом в виде тех интересов, которые уже имеют сомнительную нравственную направленность; затем эти интересы приходят в противоречие с законными возможностями, приводит к появлению явно антиобщественных целей и, наконец, будучи закреплены в решении, осуществляются в преступном поведении. Этот процесс может развиваться и по-другому; например, антиобщественные элементы поведения (цели, средства для достижения и пр.) могут быть нейтрализованы внешними или внутренними факторами. В результате поступок будет не преступным или аморальным, а нейтральным с точки зрения права и нравственности, либо же лицо откажется от его совершения.

Анализ содержания и особенностей функционирования механизма преступного поведения очень важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. В научном отношении он важен потому, что раскрывает свойства личности преступника и те стороны внешней социальной среды, которые образуют причины и условия, способствующие совершению преступлений. В практическом - потому, что помогает определить меры, способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя. Антиобщественное поведение формируется на базе возникновения и постепенного развития противоречий и конфликтов в разных звеньях психологического процесса. Природа этих противоречий может быть различной.

Одна группа противоречий, наблюдаемых в генезисе противоправного поведения, имеет психологическую природу. Одни из них являются индивидуальными, другие относятся к области социальной психологии. Индивидуальный характер имеют, например, внутренние противоречия между различными потребностями и интересами одного и того же лица, между разными целями и мотивами его поведения (борьба мотивов и т.п.).

Противоречия в системе нравственных, правовых и иных социальных ценностей могут отражать и более общие явления, характерные для группы лиц или имеющие распространенные в определенных слоях общества. Таковы, например, вредные традиции и привычки, противоречащие нормам поведения в обществе. В этом случае складываются социально-психологические противоречия между привычками данного человека и нравственными нормами общества в целом, между низким уровнем его правосознания и принципами права.

Другая группа - это противоречия между психологией личности и реальностью, в том числе между воображаемым и действительным. Расхождение между этими категориями, отрыв от объективных требований жизни - характерная особенность лиц, совершающих антиобщественные действия.

Эти противоречия могут иметь место между потребностями и возможностями, интересами и образом жизни, целями и средствами их достижения, мотивами поведения и его фактическими последствиями. Реальной стороной такого противоречия будут требования объективной действительности, которые «мстят» за себя при попытке не считаться с ними.

Наконец, противоречия третьей группы имеют объективную социальную природу. [8; С. 109]

Многие из них определяют возникновение двух предыдущих групп противоречий. Сюда следует отнести объективно складывающиеся противоречия в общественных отношениях, будь то микросреда или общество в целом.

 

 

 

3. Анализ взаимодействия личности и ситуации как причин преступления

 

Негативные личностные свойства человека, сложившиеся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования, приводят к совершению преступлений при наличии определенных обстоятельств, способствующих подобному результату и образующих ситуацию совершения преступления - криминогенную ситуацию.

Ситуация преступления - особый уровень взаимодействия личности с социальной средой. На этом уровне обусловленная неблагоприятными условиями нравственного формирования способность лица совершить преступление под воздействием ситуации реализуется в действительность.

Ситуация может распространяться на более или менее обширную территорию (например, неурожай в стране) или концентрироваться на ограниченном пространстве (квартирный конфликт). Она может иметь длительный характер (разлад в семье) или кратковременный, разовый (ссора в очереди). В первом случае возникновение ситуации отделено от преступления определенным промежутком времени, в течение которого она воздействует на лицо, психологически «подготавливая» его к совершению преступления; во втором - этот промежуток сокращается до минимума и ситуация как бы сливается с самим преступлением. По объему своего действия ситуация может быть локальной - затрагивать только данное лицо или узкий круг лиц (болезнь, ссора, утрата личного оружия), а может касаться многих (стихийное бедствие, нездоровая атмосфера в коллективе). [4; С. 140]

По источнику возникновения принято различать ситуации, созданные людьми, и ситуации, вызванные действием стихийных сил природы, физических явлений и естественных законов (неблагоприятные погодные условия, способствовавшие аварии; гибель имущества при пожаре или наводнении). Ситуации, созданные людьми, могут быть связаны с действиями самого виновного либо иных лиц. В обоих случаях эти действия могут быть правомерными, противоправными или даже преступными. Ситуации, связанные с действиями виновного, могут быть созданы им специально для совершения преступления (например, создание искусственной очереди на КПП, чтобы иметь возможность пропускать вне ее за взятку), либо без такого намерения (употребление алкоголя и опьянение, в результате которого совершаются хулиганские действия или автотранспортное преступление). Среди ситуаций, связанных с действиями иных, кроме виновного, лиц, особо выделяются ситуации, созданные потерпевшими от преступления, которые называют виктимологическими. Хотелось бы отметить, что в криминологии под виктимностью подразумевается сочетание объективных и субъективных факторов и их взаимодействие, которое влияет на «способность» того или иного лица стать потерпевшим от преступления.

По источнику возникновения возможны и смешанные ситуации - связанные как с действиями людей, так и с проявлением стихийных сил природы (например, автоавария, совершенная лицом, находящимся в состоянии опьянения, на участке неотремонтированной дороги в условиях непогоды и плохой видимости). [4; С. 141]

По содержанию принято выделять следующие виды криминогенных ситуаций:

- проблемная - при которой человек сталкивается с определенными трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели (например, требование родственников невесты уплатить калым как обязательное условие их соглашения на брак);

- конфликтная - связанная с острым противоречием и открытым столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо государственных или общественных органов (семейный или конфликт среди военнослужащих и т.п.).

По характеру воздействия на виновного ситуация может быть:

- экстремальной - необычной, исключительной для данного лица, оказывающей на него особо сильное воздействие (превышение пределов необходимой обороны при отражении внезапного нападения);

- соблазняющей или провоцирующей - побуждающей к совершению преступного посягательства (неохраняемое имущество при краже, аморальное поведение потерпевшей от изнасилования);

- разряжающей - вызывающей разрядку психологического напряжения, обусловленного иными обстоятельствами (оскорбление подчиненного, вызванное нервным возбуждением после семейной ссоры).

В механизме индивидуального преступного поведения перечисленные виды криминогенных ситуаций играют роль повода к совершению преступления, который формирует соответствующий мотив и определяет характер и цель преступного посягательства.

Ситуация совершения преступления наряду с объективным содержанием, определяемым фактическими событиями и обстоятельствами, имеет также и личностное значение, обусловленное субъективным ее восприятием. Объективное содержание и субъективное значение могут совпадать, а могут и расходиться, порой весьма существенно. Хорошо, например, известны ситуации «мнимой измены» и «беспричинной ревности», приводящей порой к серьезным насильственным преступлениям.

Субъективное восприятие ситуации зависит от личностных нравственно-психологических свойств индивида, и именно оно наиболее существенно для понимания причин совершенного преступления.

Искаженное восприятие ситуации может быть либо:

- следствием негативных нравственных свойств индивида (зависти, злобности, нечестности, злоупотребления алкоголем и т.д.);

- либо результатом чисто психологических дефектов восприятия (преувеличение значения опасности при превышении пределов необходимой обороны, неправильная оценка боевой обстановки и т.д.). [12; С. 83]

Ситуация преступления как совокупность всех обстоятельств, повлиявших на решение лица избрать антиобщественный вариант поведения, содержит в себе, как правило, не только то, что способствует подобному решению, но и то, что противостоит ему.

В зависимости от соотношения этих двух видов обстоятельств ситуация может иметь различную степень криминогенности: толкать, провоцировать на преступление или только способствовать, облегчать его совершение либо противостоять, препятствовать ему. Но как поступит человек, зависит не только от степени криминогенности ситуации, но и от ее соотношения с его нравственно-психологическими свойствами. Так, в случае особо неблагоприятной, тяжелой ситуации преступление может совершить лицо, характеризуемое в целом положительно, но не устоявшее перед подобной ситуацией. И, напротив, человек с глубокими и стойкими антисоциальными свойствами (преступник-рецидивист, морально опустившийся пьяница и т.п.) способен совершить преступление даже в ситуации, противостоящей ему.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных, нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию. На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность

Центральным звеном в причинной цепочке поведения является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того как потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Любая криминогенная ситуация по своему содержанию объективна, включает особенности объекта и предмета посягательства, его время и место, климатические и иные условия. Элементами такой ситуации могут быть и обстоятельства, способствующие совершению преступления. Такие обстоятельства выступают в качестве не причин, а условий совершения конкретных преступлений.

Будучи объективной, криминогенная ситуация имеет и своеобразный субъективный характер, воспринимается как таковая конкретной личностью.

При этом такое восприятие зависит от нравственно-психологических качеств личности, определяющих ее негативное либо позитивное поведение в сложившихся условиях, в конкретной криминогенной ситуации.

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция РФ: от 12 декабря 1993. – М.: Юрист, 2010. – 48 с.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 №174-ФЗ ( в ред.от 30.10.2009) // СЗ РФ. - 2011. - №52 (Ч.1).

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // СЗ РФ М., 2011.

4. Алексеев А. И. Криминология. Курс лекций. «Щит-М», 2009. – 340 с.

5. Алексеев А.И, Герасимов С.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. – М., 2011. – 472 с.

6. Бурлаков В.Н., Кропачев Н.М. Криминология. – Спб.: СПБГУ, Питер, 2010. – 523 с.

7. Зудин В.Ф. Криминологическая профилактика преступлений. - Воронеж: 2012. – 531 с.

8. Кивич Ю.В., Лебедев С Л. Предупреждение преступности органами внутренних дел.- М., 2011. – 351 с.

9. Кириков А. В., Рыбаков Д. В. Понятие и значение правового обеспечения предупреждения преступлений // Право: Теория и Практика. -  2013. - №6 - С.23.

10. Клейменов М.П. Криминология: учебник. М.: Норма, 2008. – 279 с.

11. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2012. – 451 с.

12. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012. – 380 с.

13. Криминология: Учебник / Под ред. Б. В. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 2011. – 284 с.

14. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. - М., 2011. – 481 с.

 


Информация о работе Механизм индивидуального преступного поведения