Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:33, курсовая работа
Практика борьбы с преступностью свидетельствует, что наряду с другими факторами эффективность правоохранительной деятельности находится в прямой зависимости от используемых при раскрытии и расследовании преступлений средств и методов. Одним из таких средств является использование следователем средств массовой информации (далее - СМИ): прессы, радио и телевидения.
Введение…………………………………………………………………...3
Понятие и признаки преступления…………………………………..........4
Правовые основы взаимодействия следователя с общественностью......7
Организация взаимодействия следователя с общественностью.............13
Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью…………………………………………………………………...17
Заключение.................................................................................................23
Список использованной литературы....................................................24
б) обеспечивать
широту и оперативность
в) осуществлять поиск преступников на практически не ограниченной территории,
г) создавать обстановку, благоприятствующую деятельности правоохранительных органов и т.д.
Для этого взаимодействия, как отмечает Ю.В.Наумкин, характерно не только сотрудничество ради достижения общих целей, но и «борьба», возникающая в процессе решения конкретных локальных задач, например, различие в оценках отдельных фактов и результатов деятельности; при желании журналистов получить информацию, которую правоохранители считают невозможным сообщить; в случаях служения отдельных СМИ «своим хозяевам» и т.д.
Необходимость взаимодействия правоохранительных органов со СМИ определяется не только тем, что они получают возможность более эффективного решения своих задач, но и избежать необъективного и ошибочного освещения журналистами тех или иных вопросов и событий. Последнее может иметь место, как при недостаточности информирования СМИ, так и в силу непрофессионализма отдельных журналистов и прямого выполнения заказов криминальных структур.
Примером недостаточности информирования и следствием желания восполнить этот пробел может служить случай, когда в связи с отказом в информации журналист провел собственный анализ ситуации по заказному убийству и написал: «Поскольку на месте убийства следы преступника не обнаружены, теперь важно поскорее найти машину, на которой скрылся убийца (если он ее не уничтожил), чтобы там попытаться обнаружить уличающие его следы». В результате получилась своего рода практическая рекомендация-напоминание преступникам - не забудьте уничтожить следы!
К основным направлениям взаимодействия правоохранительных органов со СМИ относят:
- формирование
общественного мнения по
- информирование
о деятельности
- обеспечение
раскрытия и расследования
- профилактику правонарушений.
Содержание и формы реализации каждого из этих направлений взаимодействия существенно изменились в результате изменения социально-психологического климата в обществе, оценки жизненных ценностей, отношения к происходящему и т.п. Так, если раньше имелись большие основания и возможности взывать к чувству гражданского долга, общественной солидарности, то теперь эти факторы практически не действуют и необходимо апеллировать к желанию защитить свою безопасность, свою собственность, получить вознаграждение за оказание помощи правоохранительным органам и т.д.
К взаимодействию со СМИ по вопросам обеспечения раскрытия и расследования преступлений относится:
- информирование
населения о совершенных
- предотвращение
и опровержение слухов и
- получение информации об обстоятельствах расследуемых преступлений;
- использование
помощи граждан в розыске
- сообщение в профилактических целях о приемах и способах действий преступников;
- дезинформация
преступников в отношении
- внесение разлада и неуверенности в криминальную среду с целью разложения преступных групп;
- создание
благоприятных условий для
Данный перечень, разумеется, не является полным, но применительно к нему мы постараемся отметить особенности информационного, организационного, психологического, тактического и прочих аспектов использования помощи СМИ в борьбе с преступностью в современных условиях.
Информирование
населения о совершенных
При информировании
населения по правовым вопросам необходимо
помнить, что правовая информация «не
бывает нейтральной: она либо полезна,
либо вредна, ... поэтому каждому случаю
обнародования правового
При взаимодействии со СМИ необходимо учитывать не только отмеченные возможности наступления негативных последствий, но и особенности деятельности и специфику решаемых задач различными правоохранительными органами. Так, «сенсационные» разоблачения отдельных депутатов и чиновников - коррупционеров без последующего завершения публикуемых фактов информацией о вынесении обвинительных приговоров порождают убежденность в безнаказанности этих лиц.
Профилактические цели опубликования материалов в СМИ не могут решаться единичными публикациями, тут нужны системность и последовательность, учет психологии восприятия аудитории.
Например,
действенность информирования о
преступлениях в налоговой
Заключение
Многими авторами, исследующими рассматриваемую проблему, подчеркивается, что сотрудники правоохранительных органов, как правило, не обладают необходимыми знаниями и умениями полезного и творческого взаимодействия со СМИ.
Это касается
всех сторон организации и осуществления
взаимодействия: как найти и выбрать
соответствующие органы СМИ (журналистов)
для постоянного взаимодействия
или осуществления разовой
И, следовательно, нужно специально исследовать организационные, психологические и тактические аспекты взаимодействия правоохранительных органов со СМИ и разрабатывать конкретные рекомендации для реализации этих знаний и умений в практической деятельности, поскольку СМИ являются важным информационным резервом правоохранительной деятельности.
Список использованной литературы
Информация о работе Использование помощи населения при расследовании преступлений