Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:33, курсовая работа
Практика борьбы с преступностью свидетельствует, что наряду с другими факторами эффективность правоохранительной деятельности находится в прямой зависимости от используемых при раскрытии и расследовании преступлений средств и методов. Одним из таких средств является использование следователем средств массовой информации (далее - СМИ): прессы, радио и телевидения.
Введение…………………………………………………………………...3
Понятие и признаки преступления…………………………………..........4
Правовые основы взаимодействия следователя с общественностью......7
Организация взаимодействия следователя с общественностью.............13
Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью…………………………………………………………………...17
Заключение.................................................................................................23
Список использованной литературы....................................................24
Начальники органов внутренних дел призваны обеспечить эффективное взаимодействие следователей с органами дознания, а также общественностью по каждому уголовному делу. Они несут полную ответственность за правильную организацию взаимодействия. В этих целях руководители органов внутренних дел способствуют деловому сотрудничеству различных служб, установлению необходимых контактов с общественностью. Они следят за тем, чтобы, с одной стороны, следователи не перелагали своей работы на органы дознания, а с другой — чтобы органы дознания не превышали своих полномочий, не вмешивались в деятельность следователей. Министры внутренних дел, начальники управлений внутренних дел краев и областей, начальники органов внутренних дел на транспорте и начальники горрайорганов внутренних дел организуют планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий аппаратами следствия и дознания по преступлениям, представляющим большую общественную опасность и сложность для раскрытия, принимают необходимые меры к реализации намеченных поручений и указаний следователей. Руководители органов внутренних дел в силу своего должностного положения имеют большие возможности в организации использования для раскрытия преступления средств массовой информации, мобилизации большого числа людей для производства отдельных видов следственных действий по приостановленному уголовному делу, осуществляемых в розыскных целях.
Несмотря на то что большая часть обвиняемых, скрывавшихся от следствия, своевременно разыскивается и привлекается к уголовной ответственности, руководителям органов внутренних дел известно, что в розыскной работе следственных и оперативных аппаратов имеются некоторые недостатки.
Не всегда в случаях избрания
меры пресечения, не связанной с
лишением свободы, об этом информируются
участковые инспекторы, отделы кадров
по месту работы обвиняемого, паспортные
столы, военкоматы. В ныне существующей
системе учета преступления, совершенные
лицами, скрывшимися от следствия, почему-то
считаются раскрытыми. Это приводит
к тому, что работники органов
дознания нередко самоустраняются
от осуществления необходимых
Сущность взаимодействия при розыске
скрывавшегося обвиняемого
4) следователь и по его
3
Организация взаимодействия
Под общественностью
в широком смысле принято понимать
всех граждан страны, не имеющих
служебной обязанности
Следовательно, участие общественности в раскрытии преступлений это добровольная гласная или негласная, основанная на гражданском сознании деятельность общественных организаций или отдельных граждан по оказанию помощи правоохранительным органам в раскрытии преступлений, розыске виновных лиц, в выявлении и устранении причин и условий, способствовавших их совершению.
Участие
общественности может носить единовременный
характер или продолжаться в ходе
всего расследования. В одних
случаях следователь или
Помощь общественности в раскрытии преступлений может состоять в: непосредственном обнаружении и пресечении гражданами преступлений; оказании содействия в розыске и задержании преступников; сообщении правоохранительным органам данных, помогающих раскрытию преступлений; участии в подготовке и проведении следственных действий; выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступлений.
1) Содействие
в непосредственном
2) Взаимодействие
следователя и оперативного
3) Сообщение
правоохранительным органам
Закон прямо предусматривает в качестве поводов к возбуждению уголовного дела заявления и письма граждан, внештатных сотрудников милиции, народных дружинников по охране общественного порядка, членов других общественных организаций, а также статьи, заметки и письма, опубликованные в печати. Если в материалах содержатся признаки состава преступления, то орган дознания, следователь или прокурор (судья) должны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело и принять меры к его расследованию.
К числу сведений, способствующих расследованию преступлений, относятся сообщения граждан о личности подозреваемых (обвиняемых). Лица, знакомые с подозреваемым (обвиняемым) продолжительное время, дают о нем информацию, помогающую более правильно и объективно оценить его личность и степень общественной опасности, полнее выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.
4) Взаимодействие
следователя и общественности
в подготовке и проведении
следственных действий
5) Действенную
помощь общественность может
оказать как в выяснении
Результативность взаимодействия следователя и оперативного работника с общественностью достигается при соблюдении следующих условий:
1) строгое выполнение требований закона;
2) недопустимость
делегирования представителям
3) использование
помощи общественности в
4) привлечение
общественности с учетом
5) недопустимость
использования
6) тщательный
инструктаж и контроль
7) возмещение
материальных затрат или
8) своевременное
моральное, а также
Своевременное и тактически правильное привлечение общественности к расследованию и предупреждению преступлений эффективное средство повышения качества следственной деятельности, изобличения виновных лиц, устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления.
4 Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью
Необходимость
взаимодействия правоохранительных органов
и СМИ определяется тем, что оно
выступает средством
Столетие тому назад Г.Гросс по этому поводу писал: «Тесная связь между судебным следователем и повседневною печатью заключается в общности их задач. Первый ведет борьбу с преступлением и тем, что с ним неразрывно связано, что порождает его. И ежедневная печать по преимуществу преследует те же цели».
Взаимодействие
правоохранительных органов со СМИ
позволяет им в процессе своей
деятельности более эффективно и
рационально использовать собственные
интеллектуальные и материальные ресурсы;
оптимизировать решение следственных
и оперативно-розыскных задач; повышать
результативность процессуальных, розыскных,
правовоспитательных и
Вопросам взаимодействия правоохранительных органов со СМИ уделялось достаточное внимание в 70-80гг. прошлого века, в настоящее время вновь пробудился интерес к этой проблеме.
Сотрудничество правоохранительных органов и СМИ обозначают различными терминами: «взаимодействия», «использование помощи СМИ», «использование СМИ», «участие СМИ» и т.д. За каждым из этих терминов стоят разные по содержанию и объему аспекты такого сотрудничества: «взаимодействие» - это взаимовыгодное сотрудничество, «использование СМИ» - это в основном извлечение выгоды без взаимоотдачи, «участие» - не конкретизирует формы сотрудничества и т.д. На наш взгляд, для определения взаимоотношений СМИ и правоохранительных органов более всего подходит термин «взаимодействие», как характеризующий совместную деятельность при взаимозаинтересованности в ее результатах, но для субъекта этих отношений - правоохранительных органов - определяющим является «использование возможностей СМИ».
Взаимодействие представляет собой согласование деятельности по целям, когда каждым участником выполняется то, что именно им может быть выполнено наиболее профессионально, т.е. направлено на рациональность и качество осуществляемых мероприятий. Под взаимодействием правоохранительных органов и СМИ понимают «постоянные, объективно существующие между ними взаимосвязи, обусловленные общими целями, которые достигаются в процессе взаимовлияния и взаимного использования возможностей указанных систем для достижения как общих, так и собственных целей».
Данное
взаимодействие рассматривается как
потенциальная возможность
Оно позволяет:
а) экономить силы и средства при организации работы по раскрытию и расследованию преступлений,
Информация о работе Использование помощи населения при расследовании преступлений