Использование помощи населения при расследовании преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Практика борьбы с преступностью свидетельствует, что наряду с другими факторами эффективность правоохранительной деятельности находится в прямой зависимости от используемых при раскрытии и расследовании преступлений средств и методов. Одним из таких средств является использование следователем средств массовой информации (далее - СМИ): прессы, радио и телевидения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие и признаки преступления…………………………………..........4
Правовые основы взаимодействия следователя с общественностью......7
Организация взаимодействия следователя с общественностью.............13
Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью…………………………………………………………………...17
Заключение.................................................................................................23
Список использованной литературы....................................................24

Файлы: 1 файл

Курсач крим.docx

— 42.49 Кб (Скачать)

Начальники органов внутренних дел призваны обеспечить эффективное  взаимодействие следователей с органами дознания, а также общественностью  по каждому уголовному делу. Они  несут полную ответственность за правильную организацию взаимодействия. В этих целях руководители органов  внутренних дел способствуют деловому сотрудничеству различных служб, установлению необходимых контактов с общественностью. Они следят за тем, чтобы, с одной стороны, следователи не перелагали своей работы на органы дознания, а с другой — чтобы органы дознания не превышали своих полномочий, не вмешивались в деятельность следователей. Министры внутренних дел, начальники управлений внутренних дел краев и областей, начальники органов внутренних дел на транспорте и начальники горрайорганов внутренних дел организуют планирование следственных и оперативно-розыскных мероприятий аппаратами следствия и дознания по преступлениям, представляющим большую общественную опасность и сложность для раскрытия, принимают необходимые меры к реализации намеченных поручений и указаний следователей. Руководители органов внутренних дел в силу своего должностного положения имеют большие возможности в организации использования для раскрытия преступления средств массовой информации, мобилизации большого числа людей для производства отдельных видов следственных действий по приостановленному уголовному делу, осуществляемых в розыскных целях.

Несмотря на то что большая часть обвиняемых, скрывавшихся от следствия, своевременно разыскивается и привлекается к уголовной ответственности, руководителям органов внутренних дел известно, что в розыскной работе следственных и оперативных аппаратов имеются некоторые недостатки.

Не всегда в случаях избрания меры пресечения, не связанной с  лишением свободы, об этом информируются  участковые инспекторы, отделы кадров по месту работы обвиняемого, паспортные столы, военкоматы. В ныне существующей системе учета преступления, совершенные  лицами, скрывшимися от следствия, почему-то считаются раскрытыми. Это приводит к тому, что работники органов  дознания нередко самоустраняются  от осуществления необходимых мероприятий  по розыску скрывшихся обвиняемых. Представляется, что данная система  нуждается в некотором изменении. До тех пор, пока по делу ведется следствие, его нельзя считать раскрытым, даже если кому-нибудь из подозреваемых избрана мера пресечения или предъявлено обвинение. Преступление должно считаться нераскрытым и в том случае, когда следствие по делу приостановлено на основании п. 1 и 3 ч. 1 ст. 195 УПК.

Сущность взаимодействия при розыске  скрывавшегося обвиняемого заключается  в том, что: 1) оно может осуществляться как в процессе предварительного расследования, так и по приостановленному  уголовному делу (по основаниям, предусмотренным  п. 1 ст. 195 УПК); 2) при его осуществлении  деятельность следователя и органа дознания направлена на установление местонахождения лица, в отношении  которого вынесено постановление о  привлечении в качестве обвиняемого, независимо от того, скрылся обвиняемый до или после предъявления ему  обвинения; 3) правовым основанием для  организации розыска является соответствующее  постановление следователя о  поручении розыска органу дознания. Такое постановление может быть вынесено в процессе предварительного расследования, а также и одновременно с приостановлением уголовного дела;

4) следователь и по его поручению  работник органа дознания до  приостановления уголовного дела  вправе осуществлять необходимые  розыскные и следственные действия, направленные прежде всего на проверку сообщения о неизвестности местонахождения обвиняемого; во-вторых, на осуществление взаимосвязанных мероприятий по розыску скрывшегося обвиняемого; 5) после приостановления уголовного дела следователь и работник органа дознания вправе осуществлять только розыскные действия, которые проводятся на основе совместно разработанного плана.

 

 

3 Организация взаимодействия следователя  с общественностью

 

Под общественностью  в широком смысле принято понимать всех граждан страны, не имеющих  служебной обязанности участвовать  в правоохранительных мероприятиях и способных по своим личным качествам  решать поставленные задачи. В узком  смысле это представители общественных объединений и трудовых коллективов  предприятий, учреждений организаций. Помощь общественности в раскрытии преступлений возможна в процессуальной и непроцессуальной формах. Последняя, в свою очередь, может быть нелегальной (оперативной) или гласной.

Следовательно, участие общественности в раскрытии  преступлений это добровольная гласная  или негласная, основанная на гражданском  сознании деятельность общественных организаций  или отдельных граждан по оказанию помощи правоохранительным органам  в раскрытии преступлений, розыске  виновных лиц, в выявлении и устранении причин и условий, способствовавших их совершению.

Участие общественности может носить единовременный характер или продолжаться в ходе всего расследования. В одних  случаях следователь или оперативный  работник сам привлекает общественность к содействию в расследовании, в  других используют инициативу добровольных помощников, сигнализирующих о совершенных  или готовящихся преступных посягательствах.

Помощь  общественности в раскрытии преступлений может состоять в: непосредственном обнаружении и пресечении гражданами преступлений; оказании содействия в  розыске и задержании преступников; сообщении правоохранительным органам  данных, помогающих раскрытию преступлений; участии в подготовке и проведении следственных действий; выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

1) Содействие  в непосредственном обнаружении  и пресечении преступлений реализуется путем участия в рейдах и проверках, проводимых по собственной инициативе или по заданию правоохранительных органов. Так, на стоянках автомашин, в гаражах и во дворах, как правило, находятся представители общественности, участвующие в проверке наличия угнанного или бывшего в дорожно-транспортном происшествии автомобиля, который скрылся с места происшествия.

2) Взаимодействие  следователя и оперативного работника  с общественностью в розыске  и задержании преступника, как  правило, заключается в: преследовании  по горячим следам; его задержании  и передаче правоохранительным  органам. Эти действия граждан  или представителей общественности  должны быть затем процессуально оформлены соответствующими должностными лицами органа дознания или следствия.

3) Сообщение  правоохранительным органам данных, способствующих раскрытию преступлений. Некоторые граждане по своей  инициативе приходят или звонят  в правоохранительные органы  и рассказывают о подозрительных  или преступных действиях. Устные  заявления лиц, содержащие информацию  о преступлениях, должны быть  занесены в протокол, а письменные  зарегистрированы. По таким сообщениям  проводятся проверочные мероприятия,  а в случае подтверждения возбуждаются  уголовные дела.

Закон прямо  предусматривает в качестве поводов  к возбуждению уголовного дела заявления  и письма граждан, внештатных сотрудников  милиции, народных дружинников по охране общественного порядка, членов других общественных организаций, а также  статьи, заметки и письма, опубликованные в печати. Если в материалах содержатся признаки состава преступления, то орган дознания, следователь или  прокурор (судья) должны в пределах своей компетенции возбудить  уголовное дело и принять меры к его расследованию.

К числу  сведений, способствующих расследованию  преступлений, относятся сообщения  граждан о личности подозреваемых (обвиняемых). Лица, знакомые с подозреваемым (обвиняемым) продолжительное время, дают о нем информацию, помогающую более правильно и объективно оценить его личность и степень общественной опасности, полнее выяснить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

4) Взаимодействие  следователя и общественности  в подготовке и проведении  следственных действий реализуется  при осмотре места происшествия (здесь представители общественности  могут оказать содействие в  преследовании преступника «по  горячим следам», в охране обстановки  места происшествия, в сообщении  криминалистически значимых сведений, в поиске следов и предметов, которые, возможно, обретут статус вещественных доказательств, в прочесывании местности); обыске и выемке (охрана места обыска, выполнение вспомогательных мероприятий и работ); следственном эксперименте (подготовка обстановки, участие в опытных действиях и др.); опознании (установление личности потерпевшего в случае обнаружения неопознанного трупа, опознание автотранспортных средств, орудий, домашних животных по внешним признакам) и т.д.

5) Действенную  помощь общественность может  оказать как в выяснении причин  и условий, побудивших к совершению  преступлений, так и в реализации  намеченных следователем мероприятий  по их устранению. Положительную  роль здесь играют различные  общественные комиссии, которые  вскрывают и недостатки в организации  работы и допущенные злоупотребления, и породившие их причины.

Результативность  взаимодействия следователя и оперативного работника с общественностью  достигается при соблюдении следующих  условий:

1) строгое  выполнение требований закона;

2) недопустимость  делегирования представителям общественности  процессуальных функций;

3) использование  помощи общественности в качестве  вспомогательного средства и  на строго добровольных началах;

4) привлечение  общественности с учетом обстановки, складывающейся при расследовании  конкретного дела;

5) недопустимость  использования заинтересованных  в деле лиц;

6) тщательный  инструктаж и контроль действий  представителей общественности;

7) возмещение  материальных затрат или ущерба, понесенного конкретными представителями  общественности;

8) своевременное  моральное, а также материальное  поощрение общественников, выполнивших  данное им поручение.

Своевременное и тактически правильное привлечение  общественности к расследованию  и предупреждению преступлений  эффективное средство повышения  качества следственной деятельности, изобличения виновных лиц, устранения причин и условий, способствовавших совершению преступления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью

 

Необходимость взаимодействия правоохранительных органов  и СМИ определяется тем, что оно  выступает средством оптимизации  деятельности каждой из этих структур: для СМИ это - возможность совершенствования  информирования общественности по вопросам борьбы с преступностью (в том  числе обеспечение необходимой  открытости деятельности правоохранительных органов) и формирования правосознания  населения, а для правоохранительных органов это - способ получения помощи от населения в решении своих  задач и средство расширения источников информации, необходимой для осуществления своих функций.

Столетие  тому назад Г.Гросс по этому поводу писал: «Тесная связь между судебным следователем и повседневною печатью  заключается в общности их задач. Первый ведет борьбу с преступлением  и тем, что с ним неразрывно связано, что порождает его. И  ежедневная печать по преимуществу преследует те же цели».

Взаимодействие  правоохранительных органов со СМИ  позволяет им в процессе своей  деятельности более эффективно и  рационально использовать собственные  интеллектуальные и материальные ресурсы; оптимизировать решение следственных и оперативно-розыскных задач; повышать результативность процессуальных, розыскных, правовоспитательных и профилактических мероприятий; формировать адекватное общественное мнение о работе правоохранительных органов.

Вопросам  взаимодействия правоохранительных органов  со СМИ уделялось достаточное  внимание в 70-80гг. прошлого века, в настоящее  время вновь пробудился интерес  к этой проблеме.

Сотрудничество  правоохранительных органов и СМИ  обозначают различными терминами: «взаимодействия», «использование помощи СМИ», «использование СМИ», «участие СМИ» и т.д. За каждым из этих терминов стоят разные по содержанию и объему аспекты такого сотрудничества: «взаимодействие» - это взаимовыгодное сотрудничество, «использование СМИ» - это в основном извлечение выгоды без взаимоотдачи, «участие» - не конкретизирует формы сотрудничества и т.д. На наш взгляд, для определения взаимоотношений СМИ и правоохранительных органов более всего подходит термин «взаимодействие», как характеризующий совместную деятельность при взаимозаинтересованности в ее результатах, но для субъекта этих отношений - правоохранительных органов - определяющим является «использование возможностей СМИ».

Взаимодействие  представляет собой согласование деятельности по целям, когда каждым участником выполняется  то, что именно им может быть выполнено  наиболее профессионально, т.е. направлено на рациональность и качество осуществляемых мероприятий. Под взаимодействием  правоохранительных органов и СМИ  понимают «постоянные, объективно существующие между ними взаимосвязи, обусловленные  общими целями, которые достигаются  в процессе взаимовлияния и взаимного  использования возможностей указанных  систем для достижения как общих, так и собственных целей».

Данное  взаимодействие рассматривается как  потенциальная возможность самосовершенствования  и саморазвития правоохранительной системы.

Оно позволяет:

а) экономить  силы и средства при организации  работы по раскрытию и расследованию  преступлений,

Информация о работе Использование помощи населения при расследовании преступлений