Использование помощи населения при расследовании преступлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:33, курсовая работа

Краткое описание

Практика борьбы с преступностью свидетельствует, что наряду с другими факторами эффективность правоохранительной деятельности находится в прямой зависимости от используемых при раскрытии и расследовании преступлений средств и методов. Одним из таких средств является использование следователем средств массовой информации (далее - СМИ): прессы, радио и телевидения.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...3
Понятие и признаки преступления…………………………………..........4
Правовые основы взаимодействия следователя с общественностью......7
Организация взаимодействия следователя с общественностью.............13
Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью…………………………………………………………………...17
Заключение.................................................................................................23
Список использованной литературы....................................................24

Файлы: 1 файл

Курсач крим.docx

— 42.49 Кб (Скачать)

 

 

 

Кафедра криминалистики

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по предмету: «Криминалистика»

на тему: «Использование помощи населения при расследовании преступлений»

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

Понятие и признаки преступления…………………………………..........4

Правовые  основы взаимодействия следователя  с общественностью......7

Организация взаимодействия следователя с общественностью.............13

Использование средств массовой информации в борьбе с преступностью…………………………………………………………………...17

Заключение.................................................................................................23

Список  использованной литературы....................................................24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В первую очередь к тяжким и особо тяжким преступлениям относятся насильственные преступления против жизни и здоровья: умышленные убийства, изнасилования, в  том числе указанные преступления, носящие признак серийности. Данная категория преступлений относится  к подследственности следователей прокуратуры.

Практика  борьбы с преступностью свидетельствует, что наряду с другими факторами  эффективность правоохранительной деятельности находится в прямой зависимости от используемых при  раскрытии и расследовании преступлений средств и методов. Одним из таких  средств является использование  следователем средств массовой информации (далее - СМИ): прессы, радио и телевидения.

Потребность в использовании СМИ при раскрытии  и расследовании преступлений традиционно  определяется:

1) недостатком  или полным отсутствием информации  о событии преступления и причастных  к нему лицах: предполагаемых  подозреваемых, потерпевших, очевидцах  и свидетелях;

2) невозможностью  получить их другим способом;

3) складывающейся  следственной ситуацией. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие и признаки преступления

 

Преступление  является важнейшей категорией уголовного права. Все другие понятия и категории уголовного права связаны с преступлением.

Наука уголовного права рассматривает преступление не как абстрактную категорию, неизменную, раз и навсегда данную, ни от чего не зависимую, а как реальную социальную категорию, тесно связанную с другими, обусловливающими ее появление и существование социальными явлениями. Рассматривая преступление подобным образом, наука уголовного права устанавливает, что преступление является исторически изменчивой категорией, которая существовала не всегда, а возникла на определенном этапе развития человеческого общества: с общественным разделением труда, образованием частной собственности, делением общества на классы, с появлением государства и права.

Преступным  признается такое поведение человека, которое причиняет существенный вред, нарушает общественные отношения в государстве.

В эпоху  первобытнообщинного строя, когда  не было государства и права, не было и понятия преступления, наказания. Если совершались какие-либо эксцессы, действия, вредные, опасные для рода и племени, отдельного лица, то с ними боролись посредством применения мер принуждения, исходящих от рода, племени, например, изгнание из рода, племени, лишение мира, лишение воды.

Понятие преступного, его содержание менялось со сменой общественно-экономических формаций, но его социальная сущность, которая определяется общественной опасностью для существующих общественных отношений, охраняемых уголовным законом, оставалась неизменной.

Определение понятия преступления дается в статье 9 Уголовного кодекса Республики Казахстан: «Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания...»

Преступление  характеризуется рядом обязательных признаков: к ним закон относит  общественную опасность деяния, его противоправность, виновность и наказуемость. Только наличие таких признаков в совокупности характеризует правонарушение как преступление.

Основной  и главный признак преступления - его общественная опасность.

Это объективное  свойство предусмотренного уголовным  законом деяния (действия и бездействия) реально причинять существенный вред охраняемым уголовным законом социальным благам или содержать реальную возможность причинения такого вреда. Общественная опасность является основным и главным признаком преступления потому, что этот признак положен в основу преступного, в основу криминализации, он служит критерием отнесения деяния к категории преступных правонарушений, то есть к преступлениям. Если деяние не содержит значительной степени общественной опасности, то оно не может рассматриваться как преступление. Степень общественной опасности деяний, признаваемых преступлениями, более высокая, значительная, чем при совершении, например, административных правонарушений.

Повышенную  степень общественной опасности  выражает такой признак, как причинение или создание возможности причинения деянием существенного вреда, охраняемым уголовным законом объектам. На существенность вреда, другими словами, на общественную опасность прямо указывается и при характеристике отдельных преступлений. Например, такие деяния, как злоупотребление должностным положением (статья 304), самоуправство (статья 324), воспрепятствование деятельности общественных объединении (статья 150), признаются преступлениями, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Социальная  сущность преступления состоит в  его общественное опасности для правоохраняемых уголовным законом интересов (объектов).

Общественная  опасность преступления обусловлена  тем, что, как сказано в статье 2 УК, определяющей задачи уголовного законодательства, такие деяния причиняют существенный вред или создают угрозу причинения вреда важнейшим объектам уголовно-правовой охраны: личности, ее правам и свободам, конституционному строю, политической и экономической независимости Республики Казахстан, правопорядку и безопасности общества, собственности, природной среде. Перечень объектов уголовно-правовой охраны конкретизируется в статьях Особенной части УК.

Уголовный закон в общественной опасности  выделяет качественную (характер общественной опасности) и количественную (степень общественной опасности) стороны.

Степень общественной опасности выражает сравнительную  опасность деяний одного и того же характера. По характеру и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (статья 10 УК). Характер и степень общественной опасности преступления учитываются при назначении наказания (статья 52 УК).

Общественная  опасность определяется всеми признаками преступления: объектом преступления, преступными последствиями, способом совершения преступления, формой и видом вины, мотивом и целью совершения преступления, временем, местом, обстановкой его совершения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Правовые основы взаимодействия следователя с общественностью 

Взаимодействие следователя с  общественностью по сути своей представляет использование им помощи граждан  в процессе расследования преступлений.

Взаимодействие следователя с  органами дознания и общественностью  в расследовании диктуется прежде всего потребностями практики. Многие, особенно тяжкие преступления, представляют известную сложность для раскрытия. Преступники тщательно продумывают способы совершения преступления, применяют в процессе осуществления своей преступной деятельности новейшие достижения науки и техники. Они стараются действовать таким образом, чтобы как можно меньше оставлять следов. В ряде случаев они намеренно вводят следствие в заблуждение. Полагаться в борьбе с такого рода противоправными деяниями только на собственное умение, собственные силы и средства следователя нельзя. Сплошь и рядом этого оказывается недостаточно для установления истины. Преодоление возникших трудностей требует применения специальных средств и методов, в том числе и тех, которыми располагают органы дознания. Умелое сочетание уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, как об этом свидетельствует передовой опыт, обеспечивает успешное раскрытие преступления. Поскольку органы предварительного следствия и органы дознания представляют собой самостоятельные системы, друг от друга независимые, постольку возникает необходимость в их взаимодействии друг с другом.

В процессе предварительного следствия  нередко возникают объективные  трудности в отыскании носителей  доказательственной информации. Усилиями одного следователям крайне затруднительно в короткий срок отыскать необходимых  свидетелей, потерпевших. Много времени  и сил уходит на поиск следователем вещественных доказательств на значительной территории, в водоемах и в других местах. В таких и им подобных случаях следователь вынужден обращаться за помощью к общественности, населению.

 Взаимодействие следователя  с органами дознания, а также  с общественностью является общим  условием предварительного следствия.  Сочетание возможностей уголовно-процессуальной  и оперативно-розыскной деятельности, объединение усилий следователя  и общественности в наибольшей  степени способствует быстрому  и полному установлению обстоятельств  совершенного преступления, достижению  задач правосудия. Использование помощи общественности при производстве предварительного расследования учитывается статистической отчетностью и служит одним из критерием оценки деятельности следователя.

Привлечение общественности к участию  в раскрытии преступления предусмотрено  ст. 128 УПК. Закон указывает на использование  помощи общественности. Это значит, что общественность оказывает содействие в осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, а не осуществляет ее самостоятельно.

Следователь может использовать помощь общественности: а) в раскрытии преступлений; б) в розыске лица, совершившего преступление; в) в выявлении причин преступления и условий, способствовавших его  совершению; г) в устранении причин и условий, способствовавших совершению преступления; д) при обсуждении правонарушений в трудовых коллективах.

1. Помощь общественности в раскрытии преступлений может выражаться: в оказании следователю содействия в установлении обстоятельств совершенного преступления (граждане по просьбе следователя сообщают ему сведения, которыми располагают, помогают в сборе данных, характеризующих личность обвиняемого, и т.д.; в обнаружении носителей доказательственной информации (свидетелей, потерпевших, вещей), могущих быть вещественными доказательствами; в представлении доказательств (ст. 70 УПК) и т.д.

2. Взаимодействие следователя с общественностью в розыске лица, совершившего преступление, осуществляется в преследовании преступника по свежим следам, задержание и доставление его к следователю, в милицию, в совместном (под руководством следователя) проведении розыскных мероприятий, направленных на установление местонахождения обвиняемого (подозреваемого), скрывшегося от следствия; участии в различного рода мероприятиях, преследующих цель установления и задержания лица, совершившего преступление.

3. Использование помощи общественности  в выявлении причин преступления  и условий, способствовавших его  совершению, имеет важное значение в решении задач уголовного судопроизводства. Используя помощь общественности, следователь может более глубоко разобраться в причинах противоправного деяния, полнее выявить обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, и лиц, виновных в возникновении этих обстоятельств.

4. Активную помощь может оказать  общественность в реализации  намеченных следователем мероприятий  по устранению причин и условий,  способствовавших совершению преступления. Общественники способны, в частности,  проконтролировать, как претворяется  в жизнь представление следователя  в порядке ст. 140 УПК.

Задачей органов предварительного следствия является не эпизодическое, не от случая к случаю использование  помощи общественности в расследовании, а установление прочных связей и  деловых контактов с населением, постоянное сотрудничество с наиболее активной его частью.

Важная роль в деятельности следственного  аппарата принадлежит общественным помощникам, а также внештатным сотрудникам  милиции.

Эффективность и качество взаимодействия следователя с общественностью  достигается соблюдением ряда условий.

К ним относятся: точное и неуклонное выполнение требований УПК, использование помощи общественности на строго добровольных началах и моральной основе; кроме того, поручения общественникам не должны быть связаны с опасностью для их жизни и здоровья.  

Роль начальника следственного  отдела (отделения) и начальника органа внутренних дел в организации  взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью 

Успех взаимодействия следователя  с органами дознания и общественностью  во многом зависит от правильного  руководства взаимодействием со стороны руководителя органа внутренних дел, начальника следственного отдела и начальника органа дознания.

Начальник следственного отдела осуществляет ведомственный процессуальный контроль за правильностью, законностью взаимодействия следователя с органами дознания и общественностью. Он принимает необходимые меры к поддержанию взаимодействия следователя с органами дознания на должном уровне, участвует в подборе общественных помощников следователей, оформлении их. Начальник следственного отдела анализирует состояние указанного вида деятельности, выявляет положительные и отрицательные тенденции, обеспечивая всемерное распространение первых и устранение вторых. В необходимых случаях принимает участие в обсуждении данных, полученных оперативным путем, а также в мероприятиях по их реализации. Начальник следственного отдела оказывает методическую помощь следователю в организации взаимодействия с органами дознания и общественностью, использовании наиболее рациональных способов и средств привлечения общественности к участию в расследовании.

Информация о работе Использование помощи населения при расследовании преступлений