Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:58, реферат
Предупреждение преступлений в широком понимании есть криминологическая категория, обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок этих негативных явлений, реализуемого путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, детерминирующих существование преступности и совершение преступлений.
1.Понятия предупреждения и профилактики преступности………………3
2.Классификация мер предупреждения преступности…………………….7
3. Классификация мер профилактики и их характеристика……………...11
4.Субъекты, осуществляющие предупреждение и профилактику преступлений при выполнении правоохранительных функций…………14
Список использованной литературы………………………………………18
5. Криминологические меры общей и индивидуальной профилактики (профилактические беседы; направление информации об антиобщественном поведении лиц руководителям предприятий, учреждений, учебных заведений, общественных организаций; предупреждение о постановке на профилактический учет; постановка на профилактический учет; административный надзор; официальное предостережение; виктимологическая профилактика);
6. Организационные меры (введение криминологической экспертизы всего законодательства; повышение эффективности управленческой деятельности в сфере борьбы с преступностью и профилактики правонарушений; координация деятельности правоохранительных органов и обеспечение их взаимодействия в борьбе с преступностью и профилактике правонарушений; воспитание правовой культуры; информирование контрольно-ревизионными, правоохранительными органами, судами организаций, предприятий, учреждений о вскрытых в их деятельности в ходе контроля, расследования преступлений криминогенных факторах, обусловивших или облегчивших возможность совершения правонарушений, для принятия мер по их устранению или нейтрализации и т.п.);
7. Технические меры (разработка и внедрение технических средств, систем и технологий, обеспечивающих интенсификацию деятельности в сфере профилактики правонарушений; техническое обеспечение правоохранительных органов, опережающее техническое обеспечение преступной среды; развитие системы коммуникаций до уровня, обеспечивающего немедленное реагирование на преступления и иные правонарушения; осуществление технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности).
Существует классификация мер профилактики преступности по направленности и виду.
Классификация мер профилактики преступности по направленности и виду (содержанию) их действия подразделяет меры профилактики всех уровней, масштабов и объемов на:
- социально-экономические;
- организационно-управленческие;
- идеологические;
- социально-психологические;
- медицинские и психолого-педагогические;
- технические;
- правовые.
Меры социально-экономического
характера влияют на
К организационно-управленческим мерам относятся совершенствование государственного и общественного социального контроля за работой аппаратов управления с тем, чтобы ограничить масштабы недостатков и нарушений, способствующих существованию имущественной, экономической, должностной (служебной) и иной преступности.
Большое значение имеют организационно-управленческие меры в сфере правоохранительной деятельности: ее координация, специализация применительно к отдельным видам преступности, информационное, методическое, кадровое, ресурсное обеспечение профилактических функций и т. д.
Под идеологическими мерами понимаются такие меры, которые устраняют или ограничивают криминогенные факторы путем формирования у членов общества нравственной позиции, ориентированной на базовые общечеловеческие ценности: меры, формирующие в общественном мнении нетерпимость к преступлениям и иным правонарушениям, меры повышения культуры людей.
Меры, имеющие социально-психологическое содержание, направлены на формирование в стране, отдельных регионах и местностях, в среде отдельных контингентов и групп населения общественного спокойствия, уверенности в собственной безопасности, готовности к взаимопомощи, взаимоподдержке в трудных жизненных ситуациях, доверия к правоохранительным органам, готовности помогать им. Значительная часть этих мер осуществляется через институты социального воспитания, через образовательные учреждения и средства массовой информации.
Медицинские и психолого-педагогические меры профилактики включают:
предупреждение
противодействие распространению форм
поведения, связанных с социальной дезадаптированностью
и воспроизводством преступности, бродяжничества,
проституции, пьянства, серьезных бытовых
конфликтов и т. д.; социальная, психолого-педагогическая,
медицинская помощь носителям этих форм
поведения.
К техническим мерам относятся различные средства и приспособления: затрудняющие искажение количественных или качественных показателей при производстве, отпуске, хранении, транспортировке материальных ценностей; фальсификацию банковских операций; препятствующие проникновению в хранилища, жилища, служебные помещения с целью совершения краж; противодействующие возникновению аварийных ситуаций на производстве и транспорте, угонам, возникновению пожаров и т. п.
К ним также относятся: различные измерительные приборы, автоматы для фиксирования производственных процессов, определения качества и количества выпускаемых и реализуемых товаров, остановки механизмов при возникновении аварийных ситуаций; средства охранной сигнализации, запирающие устройства; осветительные приборы в общественных местах; устройства быстрого вызова работников милиции.
Правовые меры предупреждения преступности создают правовую базу для разработки и применения мер профилактики всех видов, перечисленных выше. Правовые меры профилактики включают: совершенствование уголовного, административного, трудового, гражданского, семейного и других отраслей законодательства, с тем чтобы обеспечить оптимальные условия для выявления, устранения, ослабления, нейтрализации причин и условий преступлений, общей и индивидуальной превенции, ресоциализации лиц, склонных к совершению преступлений; введение и совершенствование правовых запретов и ограничений, способствующих предупреждению и пресечению возникновения условий для преступлений; введение и совершенствование административно-правовых норм, направленных на то, чтобы мерами взысканий за правонарушения пресечь формирование привычек и стереотипов поведения, которые в определенной ситуации могут привести к преступлению; введение и совершенствование уголовно-правовых норм двойной превенции, направленных на то, чтобы не допустить тяжких и особо тяжких преступлений путем привлечения к ответственности лиц, создавших обстановку для них; введение и совершенствование норм, поощряющих пресечение действий преступников и самозащиту от них; поощрение добровольного отказа от доведения преступления до конца; поощрение полного выявления и раскрытия преступлений; правовую регламентацию деятельности субъектов профилактики; воспитание правосознания с тем, чтобы достичь уровня соблюдения правовых норм по личному убеждению; воспитание профилактической активности граждан, их готовности помогать борьбе с преступностью; нормативное закрепление стандартов безопасности от преступлений.
4. Субъекты, осуществляющие предупреждение и профилактику преступлений при выполнении правоохранительных функций
Субъектами предупреждения преступлений являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, ведомства, должностные лица, общественные организации и граждане, целенаправленно осуществляющие на различных уровнях и в различных масштабах руководство, планирование мероприятий по предупреждению преступлений, их непосредственную реализацию, обеспечение этой реализации; имеющие в этой сфере определенные права и обязанности и несущие ответственность за достижение возложенных задач. При этом нужно отметить, что деятельность по предупреждению преступлений отличается высокой степенью дифференциации по задачам, масштабу, правомочиям, формам и методам, степени специализации.
К субъектам государственной системы предупреждения преступлений относятся:
- федеральные органы законодательной власти, законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации, осуществляющие функции правового регулирования отношений, возникающих в сфере предупреждения преступлений;
- федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, организующие работу подчиненных органов по исполнению законодательства, регулирующего вопросы предупреждения преступлений;
- межведомственные комиссии по предупреждению преступлений, координирующие деятельность субъектов предупреждения преступлений;
- органы прокуратуры; органы юстиции и учреждения Федеральной службы исполнения наказания; органы внутренних дел; органы Федеральной службы безопасности; органы Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков; органы Федеральной таможенной службы и другие органы, непосредственно осуществляющие в пределах своей компетенции предупреждение преступлений. Их предупредительная деятельность состоит в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечения к административной и уголовной ответственности, применения гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Профилактическая деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения преступлений, но в ряде случаев включает решение задач общесоциального предупреждения (укрепление трудовой дисциплины и организованности, прокурорский надзор за исполнением законов, регулирующих хозяйственные отношения, и т.д.).
В предупреждении преступлений принимают участие в пределах своей компетенции и в формах, установленных законодательством, органы и учреждения здравоохранения, образования, социальной защиты населения, средства массовой информации, другие учреждения, предприятия и организации независимо от форм собственности, органы местного самоуправления, общественные объединения, граждане.
Участие общественных объединений и граждан в деятельности по предупреждению преступлений осуществляется на основе добровольности, материального и морального стимулирования при организационно-методической, информационной и иной поддержке субъектов государственной системы предупреждения преступлений.
В стране должна действовать
разветвленная система
К системе правоохранительных органов, в первую очередь, относятся: суд, прокуратура, органы внутренних дел.
По уголовным делам суд в соответствии со своими задачами и процедурами, установленными уголовно-процессуальным законом, обязан не только постановить приговор и решить судьбу дела, но и выяснить причины преступления, условия, способствующие его совершению, и принять меры к их устранению. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 118) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Суть правоохранительной деятельности прокуратуры состоит: в осуществлении надзора за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов; принятии мер, направленных на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности; в осуществлении уголовного преследования.
Органы внутренних дел ведут большую по объему, многообразную по своей направленности и функциональному назначению деятельность. Они сохраняют общественный порядок, выполняют оперативно-розыскные функции по обнаружению, предупреждению и раскрытию преступлений, осуществляют производство дознания, предварительного следствия, а также организуют исполнение наказания. На них возложено осуществление как индивидуальной, так и специализированной криминологической профилактики.
Самостоятельное место в системе предупреждения преступлений занимают следственные аппараты прокуратуры и органов внутренних дел. Они осуществляют предварительное расследование преступлений. Однако в их задачу входят также выявление и принятие мер к устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. Эта задача решается с помощью уголовно-процессуальных средств, но при этом следователь руководствуется рекомендациями криминологии, раскрывающими понятие причин и условий совершения преступлений, формулирующих критерии эффективности профилактических мер, в том числе представлений, выносимых следователями.
Выводы следователя о причинах и условиях преступления должны основываться на достоверных (проверенных процессуальными средствами) данных об обстоятельствах, приведших к совершению деяния, запрещенного уголовным законом. В представлениях следователя необходимо раскрывать причинную связь между обстоятельствами преступления и действиями виновных и на этой основе вносить предложения, реализация которых приведет к нейтрализации выявленных по делу причин и условий совершения преступления.
Список использованной литературы:
1. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы // Закон и право. - 2010. - С.126-130;
Информация о работе Предупреждение и профилактика преступности