Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 06:51, контрольная работа
Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи является важной криминологической задачей.
Одной
из составных частей общего причинного
комплекса преступности являются причины
и условия индивидуального
Однако
если причины преступности в целом
обусловлены противоречиями социальной
среды, то причины и условия совершения
конкретного преступления в большей
степени подвержены влиянию непосредственного
окружения человека и той микросреды,
в которой происходит его формирование.
Таким образом проявляется
В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений /1/ .
В общем виде причинами конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий. К первой относятся те из них, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.
Таким
образом, совершение конкретного преступления
является результатом взаимодействия
образовавшихся под воздействием неблагоприятных
жизненных условий негативных, нравственно-психологических
свойств личности и внешних объективных
обстоятельств, образующих криминогенную
ситуацию. На уровне неблагоприятных
условий нравственного
┌─────────────────────────────
│
Факторы, обусловливающие
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
│ Социальная действительность
└───────┬─────────────────────
▼ ▼
┌────────────────────────────
│ Условия неблагоприятного │ │ Негативные │
│ нравственного формирования │ │ нравственно-психологические │
│ личности │ │ свойства личности │
└──────────────────────────┬─
▼ ▼
┌─────────────────────────────
│ Конкретная жизненная ситуация │
└─────────────────┬───────────
┌─────────────────────────────
│ Решение совершить
└─────────────────┬───────────
┌─────────────────────────────
│ Преступление │
└─────────────────────────────
Рисунок 1 – "Факторы, обуславливающие индивидуальное преступное поведение"
Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правоохранительные органы, осуществляя профилактическую деятельность на обоих указанных уровнях, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни, с тем чтобы принять соответствующие меры по их устранению, при необходимости взаимодействовать с другими учреждениями, предприятиями и общественными организациями для оздоровления обстановки и нейтрализации возникших криминогенных ситуаций.
Дальнейшее изучение структуры преступного поведения требует раздельного анализа каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов своих действий. Все это откладывается в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в первую очередь таких, как прошлый опыт, интересы, взгляды, психические особенности лица. Сюда же следует добавить влияние существующей внешней ситуации.
Таким образом, с точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. К тому же следует добавить, что личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой.
Из
этого следует, что у взрослого
человека все социально значимые
воздействия внешней среды
Чтобы
ответить на вопрос, в каком из звеньев
причинной цепочки коренятся
причины совершения конкретного
преступления, нужно рассмотреть
их по существу, используя материалы
конкретных криминологических
При
криминологическом анализе
Центральным
звеном в причинной цепочке поведения
является мотив. В качестве первоосновы
формирования мотива выступают потребности.
Именно через призму потребностей воспринимается
внешняя ситуация, а сами потребности
являются продуктом связи человека
с внешней средой. По мере того как
потребности осознаются человеком,
они становятся интересом. Устойчивый
интерес в свою очередь становится
стремлением. Потребности, интересы, стремления
в аккумулированном виде составляют
основу мотива. Он получает соответствующую
эмоциональную окраску в
┌─────────────────────────────
│ Психологический механизм совершения умышленного преступления │
└─────────────────────────────
┌─────────────────┐
│ Личность │
└─────────┬───────┘
▼
┌─────────────────────────────
│ Потребности (материальные, духовные)│
└──────────┬──────────────────
▼
┌──────────┐
│ Интерес │
└────────┬─┘
▼
┌─────────┐
│ Мотив │
└───────┬─┘
▼
┌─────────────┐
│ Цель │
└───────────┬─┘
▼
┌─────────────────┐
│ Выбор средств │
└───────────────┬─┘
┌────────┐ ┌───────────┐
│ Воля ├──►│ Решение │
└───┬────┘ └───────┬───┘
Рисунок
2 - Механизм совершения преступления
Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить мотивационный выбор, который проявляется в формировании конкретной цели. Последняя выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение. Цель избирается в результате взаимодействия, по меньшей мере, трех факторов: мотива, жизненной установки личности и образа конкретной ситуации, в которой происходит событие.
Дальнейшее взаимодействие различных психологических процессов постепенно приводит к формированию конкретных намерений и поведенческих решений, планов реализации преступного поведения. План конкретизирует, и детализируют цель и, в частности, включает представления о средствах ее достижения, месте и времени совершения преступления и других, важных с точки зрения достижения преступного результата условиях. Осмысливание плана предполагает сложное взаимодействие всех психических свойств человека (памяти, способностей, эмоций, восприятия и др.). Немаловажную роль при этом играет прошлый опыт, который позволяет в определенной мере предвидеть результаты собственных действий и их последствия /2/.
Информация о работе Понятие и общая характеристика механизма индивидуального поведения