Понятие и общая характеристика механизма индивидуального поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 06:51, контрольная работа

Краткое описание

Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи является важной криминологической задачей.

Файлы: 1 файл

крим.docx

— 42.56 Кб (Скачать)

1. Понятие и общая  характеристика механизма  индивидуального  поведения

      Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины  и условия индивидуального преступного  поведения. Изучение существующей между  ними взаимосвязи является важной криминологической  задачей.

      Однако  если причины преступности в целом  обусловлены противоречиями социальной среды, то причины и условия совершения конкретного преступления в большей  степени подвержены влиянию непосредственного  окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование. Таким образом проявляется сложный  комплекс причинных зависимостей - от индивидуального преступного  поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители  общества, являющиеся носителями его  устоев и условий его жизнедеятельности  во всем их многообразии и реальных проявлениях. Да и сама микросреда, оказывающая прямое воздействие  на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.

      В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это  происходит на общем уровне, проявляется  их взаимосвязь с личностными  особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого  преступления и его причин, следует  выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений /1/ .

      В общем виде причинами конкретного  преступления является криминогенная  мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она  складывается у лица постепенно под  влиянием двух групп условий. К первой относятся те из них, которые формируют  потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной  мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы непосредственно  относятся к процессу совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.

      Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных  жизненных условий негативных, нравственно-психологических  свойств личности и внешних объективных  обстоятельств, образующих криминогенную  ситуацию. На уровне неблагоприятных  условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые  как возможность совершения преступления конкретным лицом. На уровне конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная  мотивация реализуется в действительность (рисунок 1). 

     ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────┐

     │   Факторы, обусловливающие индивидуальное  преступное поведение   │

     └─────────────────────────────────────────────────────────────────┘

                ┌────────────────────────────────────────┐

                │       Социальная действительность      │

                └───────┬──────────────────────────┬─────┘

                        ▼                          ▼

 ┌────────────────────────────────┐  ┌───────────────────────────────────┐

 │    Условия  неблагоприятного    │  │             Негативные            │

 │   нравственного  формирования   │  │    нравственно-психологические    │

 │           личности             │  │         свойства  личности         │

 └──────────────────────────┬─────┘  └─────┬─────────────────────────────┘

                            ▼              ▼

                  ┌──────────────────────────────────────┐

                  │    Конкретная жизненная  ситуация     │

                  └─────────────────┬────────────────────┘

                                    ▼

                  ┌──────────────────────────────────────┐

                  │    Решение совершить преступление    │

                  └─────────────────┬────────────────────┘

                                    ▼

                  ┌──────────────────────────────────────┐

                  │             Преступление             │

                  └──────────────────────────────────────┘

      Рисунок 1 – "Факторы, обуславливающие индивидуальное преступное поведение"

 

     Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, правоохранительные органы, осуществляя профилактическую деятельность на обоих указанных  уровнях, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических  свойств личности в семье, учебном  или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни, с тем чтобы принять соответствующие меры по их устранению, при необходимости взаимодействовать с другими учреждениями, предприятиями и общественными организациями для оздоровления обстановки и нейтрализации возникших криминогенных ситуаций.

      Дальнейшее  изучение структуры преступного  поведения требует раздельного  анализа каждой из линий причинной  цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и  предвидение результатов своих  действий. Все это откладывается  в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в  первую очередь таких, как прошлый  опыт, интересы, взгляды, психические  особенности лица. Сюда же следует  добавить влияние существующей внешней  ситуации.

      Таким образом, с точки зрения причинности  преступление должно рассматриваться  как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. К  тому же следует добавить, что личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а  также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой.

      Из  этого следует, что у взрослого  человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.

      Чтобы ответить на вопрос, в каком из звеньев  причинной цепочки коренятся  причины совершения конкретного  преступления, нужно рассмотреть  их по существу, используя материалы  конкретных криминологических исследований. Только тогда можно получить данные о том, какие именно причины несут  в себе наибольшую степень криминогенности, какие конкретно сферы внешней  среды, и на каком жизненном этапе  индивида оказали на него криминогенное  влияние, какие психофизические  свойства и особенности конкретного  лица оказались наиболее податливыми к такому воздействию /8/.

2. Стадии (звенья) механизма  преступного поведения

      При криминологическом анализе причин совершения преступления важно учитывать  роль социально-психологического механизма  поведения личности. Под таким  механизмом понимается последовательность и продуманность вариантов поведения, из которых выбирается наиболее предпочтительный. Взаимодействие психологических компонентов  поведения показано на рисунке 2. Этот процесс чрезвычайно сложен, он затрагивает  всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.

      Центральным звеном в причинной цепочке поведения  является мотив. В качестве первоосновы  формирования мотива выступают потребности. Именно через призму потребностей воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности  являются продуктом связи человека с внешней средой. По мере того как  потребности осознаются человеком, они становятся интересом. Устойчивый интерес в свою очередь становится стремлением. Потребности, интересы, стремления в аккумулированном виде составляют основу мотива. Он получает соответствующую  эмоциональную окраску в различных  чувственных проявлениях (радость, огорчение, раздражение и т.д.).

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│      Психологический механизм совершения умышленного преступления     │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 ┌─────────────────┐

 │    Личность     │

 └─────────┬───────┘

           ▼

  ┌─────────────────────────────────────┐

  │  Потребности (материальные, духовные)│

  └──────────┬──────────────────────────┘

             ▼

       ┌──────────┐

       │ Интерес  │

       └────────┬─┘

                ▼

             ┌─────────┐

             │  Мотив  │

             └───────┬─┘

                     ▼

                   ┌─────────────┐

                   │    Цель     │

                   └───────────┬─┘

                               ▼

                             ┌─────────────────┐

                             │  Выбор средств  │

                             └───────────────┬─┘

                                             ▼

                              ┌────────┐   ┌───────────┐

                              │  Воля  ├──►│  Решение   │

                              └───┬────┘   └───────┬───┘

                                  │                ▼

                                  │             ┌────────────────────────┐

                                  └────────────►│         Поступок       │

                                                └────────────────────────┘

      Рисунок 2 - Механизм совершения преступления 

      Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно  к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить  мотивационный выбор, который проявляется  в формировании конкретной цели. Последняя  выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение. Цель избирается в результате взаимодействия, по меньшей мере, трех факторов: мотива, жизненной установки личности и  образа конкретной ситуации, в которой  происходит событие.

      Дальнейшее  взаимодействие различных психологических  процессов постепенно приводит к  формированию конкретных намерений  и поведенческих решений, планов реализации преступного поведения. План конкретизирует, и детализируют цель и, в частности, включает представления  о средствах ее достижения, месте и времени совершения преступления и других, важных с точки зрения достижения преступного результата условиях. Осмысливание плана предполагает сложное взаимодействие всех психических свойств человека (памяти, способностей, эмоций, восприятия и др.). Немаловажную роль при этом играет прошлый опыт, который позволяет в определенной мере предвидеть результаты собственных действий и их последствия /2/.

Информация о работе Понятие и общая характеристика механизма индивидуального поведения