Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 06:51, контрольная работа
Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения. Изучение существующей между ними взаимосвязи является важной криминологической задачей.
Однако это вовсе не означает, что аномалии психики являются причиной совершения преступлений. Во-первых, среди всей массы преступников субъекты с такими аномалиями не составляют большинства. Во-вторых, даже наличие психических аномалий у конкретного лица далеко не всегда свидетельствует о том, что они сыграли криминогенную роль в его противоправном поведении. В-третьих, как доказано многими эмпирическими исследованиями, не сама аномалия психики предопределяет совершение преступления, а то воспитание, те неблагоприятные условия формирования индивида, которые породили его криминогенные личностные черты. Разумеется, такие аномалии могут способствовать их возникновению и развитию, как и самому противоправному поведению, но лишь в качестве условия, не определяющего это поведение в целом /8/.
Констатация какой-то психической аномалии (например, психопатии, олигофрении в степени дебильности, органического поражения центральной нервной системы и т.д.) отнюдь не объясняет, почему данный человек совершил преступление. Мотивация, внутренние причины преступного поведения не представлены в диагнозе, который лишь определяет наличие того или иного расстройства, его степень, тяжесть и т.д. Поэтому понять субъективные причины преступления, представленные в мотиве, можно лишь путем психологического изучения личности. Дефекты психики, если, конечно, они имеются, вовсе не представляют мотивов преступного поведения, хотя и могут влиять на них.
Как установлено, психопатии, например, являются одним из факторов, способствующих совершению насильственных преступлений. В то же время давно известно, что психопаты успешно работают и выполняют многие другие обязанности. Поэтому основное значение имеет не аномалия сама по себе, а социальный облик лица, сформированный обществом.
Криминологами
предпринимались попытки
Таким образом, когда речь идет о личности, о роли биологических факторов, можно говорить лишь о личностном, психологическом уровне. Личность, ее психика являются, образно говоря, ареной, на которой происходит взаимодействие социальных и биологических факторов. Вне психики их соотношение понять невозможно. Поэтому научный анализ указанной проблемы может быть плодотворным только в том случае, если рассматривать действие этих факторов в структуре личности, поскольку человеческое поведение зависит от того, на какой личностной основе они функционируют. Интенсивность проявления социальных и биологических обстоятельств зависит от того, какова сама личность. Однако и здесь мы имеем в виду именно личность, т.е. субъекта и объекта общественных отношений, социальное качество человека, сформированное воспитанием, средой.
Тем самым подчеркивается, что преступность, как и конкретные преступления, в любом обществе имеет социальный характер, социально обусловлена. Это не означает игнорирования биологических факторов, однако они могут носить лишь характер условия, способствующего преступному поведению, но отнюдь не его причины /1/.
Список использованной литературы
1. Аванесов Г.А. Криминология. Прогностика. Управление: Учеб. пособие. Горький, 2006.
2. Баев О.Я. Основы криминалистики: курс лекций. 3-е изд. М., 2009.
3. Варчук Т.В. Криминология: учебное пособие. М.: Изд-во «Академия», 2007.
4. Кудрявцев В.Н. Криминология. Учебник для вузов. М.: Юристъ, 2007.
5. Криминология: учебник для вузов/ под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005.
6. Криминалистика/под ред. А.Ф. Волынского. М., 2008.
7. Леонов А.Е. Нестеров А.М. Криминология. Учебное пособие от теории до практики. М.: Лист, 2006.
8. Образцов В.А. Криминалистика: курс лекций. М., 2008.
9. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей.М., 2007.
10. Ривман Д. В. Криминальная виктимология. – СПб. : Питер, 2005.
Информация о работе Понятие и общая характеристика механизма индивидуального поведения