Миграция как криминогенный фактор и ее предупреждение на современном этапе в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 22:51, контрольная работа

Краткое описание

Миграция населения – это один из самых чутких инструментов, незамедлительно реагирующих на социальные, экономические и политические изменения в мире, стране или отдельном регионе1. Однако, плохо организованные и слабо контролируемые миграционные процессы представляют реальную угрозу государственной целостности и общественного благополучия. Поэтому, на наш взгляд, те вероятные неудобства, которые претерпевают иностранные мигранты, находящиеся на территории РФ, при прохождении соответствующих процедур, вполне оправданны и имеют место в практике регулирования и контроля миграции многих зарубежных демократических стран.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Региональные особенности и новые формы преступного поведения нелегальных мигрантов……………………………………………..…………….4
2. Противодействие нелегальной миграции на региональном уровне………...8
3. Проблемы законодательного регулирования миграционных процессов и возможные пути их решения……………………………………………………11
4. Проблемы организации контроля над мигрантами и практические рекомендации по их устранению……………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………...…..25
Список использованной литературы…………………………

Файлы: 1 файл

2008 Нелегальная миграция как фактор организованной преступности.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

Согласно ст. 11 Закона о правовом положении иностранных  граждан в РФ, иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях  по всей территории России, за исключением  территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение. Однако правильнее, на наш взгляд, было бы прописать, что лицо, которому выдано разрешение на проживание или вид на жительство, имеет право на перемещение только в пределах той территории, где ему было выдано разрешение на проживание или вид на жительство. Если в законе сказано, что временно проживающий в России иностранный гражданин не вправе изменять место своего проживания в пределах субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, или избирать место проживания вне пределов указанного субъекта РФ, следовательно, было бы логично запретить ему и выезд за пределы той территории, где ему разрешено проживание, ведь выезжать ему оттуда нет необходимости. Иначе запрет на изменение места проживания превращается в профанацию: недобросовестному мигранту достаточно оставаться зарегистрированным на территории того субъекта РФ, где ему было выдано разрешение, чтобы обезопасить себя от проблем с законом при оставлении места регистрации. Ведь лицо, которому выдано разрешение или вид на жительство всегда может заявить, что лишь временно покинуло место регистрации и собирается скоро туда вернуться. Вряд ли в этом можно было бы усмотреть ограничение прав и свобод человека и гражданина (в частности, права на свободное передвижение по территории той страны, где лицу разрешено пребывание). Ведь в ч. 3 ст. 55 Конституции России сказано, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Законы «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и «О миграционном учете» имеют статус федеральных законов, поэтому в интересах общества в них следовало предусмотреть запрет мигрантам на выезд за пределы тех территорий, где им разрешено проживание. Например, в ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан регламентировано положение о том, что временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов того субъекта РФ, где ему выдано разрешение на работу, либо на территории которого ему разрешено временное проживание. Следовательно, если закон запрещает иностранному гражданину заниматься даже общественно полезной деятельностью вне пределов субъекта регистрации, то было бы логично вообще запретить ему покидать место регистрации. В противном случае, осуществление государственного контроля за поведением мигрантов (о необходимости которого в указанном Законе), оказывается невозможным. К тому же, если мигранту запрещено осуществлять трудовую деятельность вне места регистрации – в силу прямого указания в законе – значит, ему ничего не остается делать, как зарабатывать средства к существованию иными способами. А единственной альтернативой законной деятельности выступает деятельность незаконная. Справедливо замечено, что человек, «будучи лишен возможности удовлетворять свои потребности законным способом», удовлетворяет их «незаконными путями»1. Поэтому нахождение мигранта вне места регистрации оказывается экономически – для него самого – и криминологически нецелесообразным.

Согласно упоминавшемуся Положению о привлечении и  использовании иностранной рабочей силы, иностранный гражданин, въехавший в Российскую Федерацию с целью осуществления профессиональной деятельности, может работать только при наличии подтверждения на право трудовой деятельности, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения. Данное положение зачастую нарушается. В г. Санкт-Петербург сотрудники ГАИ выявили 200 водителей пассажирских «Газелей», пребывающих на территории России нелегально. Многие из них не имели специальной квалификации, не следили за техническим состоянием автотранспорта. Некоторые буквально жили в своих машинах2. Как видим, соблюдение миграционного законодательства необходимо не только (и не столько) для упорядочивания миграционных процессов, но и для обеспечения безопасности граждан.

 

 

Заключение

 

Таким образом, нелегальная миграция является существенным фактором организованной преступности, ее финансирования и самоорганизации. В целом преступления, совершаемые  нелегальными мигрантами, оказывают  негативное влияние на криминальную обстановку региона.

Миграционная  политика каждого субъекта РФ в отдельности  и государства в целом должна быть направлена на упорядочение миграционных процессов. В первую очередь должна обеспечиваться безопасность граждан, общества и государства, а затем  – потребности экономики в трудовых ресурсах, тем более, что решение проблем из нехватки не зависит исключительно от мигрантов извне. Необходимо реализовать все имеющиеся потенциалы населения страны, включая реализацию национальных проектов по повышению благосостояния и увеличению рождаемости, а также по снижению смертности трудоспособного населения.

Поправки в  миграционное законодательство, вступившие в действие 15 января 2011 г., в целом следует признать положительными, однако возможности повышения эффективности контроля над сферой миграции до конца не исчерпаны. Насколько эффективными они окажутся, покажет время. Единственное, что можно признать уже сейчас, это то, что без вмешательства государства правопорядок в данной сфере действительно неосуществим.

 

 

Список  использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

Федеральный закон  «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (с изменениями на 30 декабря 2012 года) (редакция, действующая с 11 января 2013 года).

Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ ((в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ).

Федеральный закон  «О внесении изменений в Федеральный  закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 18.07.2006 г. № 110-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 06.01.2007 N 2-ФЗ, от 03.06.2009 N 105-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2010 N 438-ФЗ).

Положение о  привлечении и использовании  в Российской Федерации иностранной  рабочей силы (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 г. № 1129). Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146.

Постановление Правительства Российской Федерации  «Об утверждении на 2006 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» от 11.11.2006 г. № 665 (ред. от 24.10.2007).

Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении  концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 1300 (ред. от 10.01.2000 г.).

 

Научная и специальная литература:

Бабаев М.М. Методы анализа влияния различных факторов социально-экономической ситуации на состояние оперативной обстановки. М., 2009.

Берзин В.А. Криминологическая  характеристика и профилактика преступности мигрантов в условиях сверхкрупного города? (На материалах г. Москвы): Автореф. дисс… к.ю.н. М., 2009.

Регент Т.М. Миграция в России: Проблемы государственного управления. М., 2009.

Терентьев Д. Один год из жизни Зароба Хаёловича // Совершенно секретно. Международный  ежемесячник. 2011. № 2 (213). С. 8 - 9.

Устинов В.С. Глава 15. Организованная преступность // Криминология: Учебник / Под. ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропачева. СПб.: Изд-во юрид. фак-та СПбГУ, 2007.

Фойницкий И. Я. Учение о наказании в связи  с тюрьмоведением. М., 2000.

Цориева Е.С. Преступность вынужденных мигрантов. (По материалам Республики Северная Осетия – Алания) / Под ред. В.Е. Эминова. Владикавказ: Владикавказский институт управления, 2006.

Экономика и  право. Теневая экономика: Учеб. пособие  для вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили, Г.М. Казиахметова. М., 2007.

Ягодин С. Миграция в России: реализация права на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в субъектах Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2011. № 3. С. 184.

 

Публикации  в периодической печати и Интернет-сайтах:

Ведомости. 2011. 16 января (№ 5 (1779)). С. А3.

Ведомости. 2011. 18 января (№ 7 (1781)). С. А4.

 «Нашей власти должно быть подконтрольно все»: Интервью А.В. Коновалова ежедневной деловой газете «Ведомости» // Ведомости. 2006. 25 декабря (№ 243 (1770)). С. А5.

 

 

1 Регент Т.М. Миграция в России: Проблемы государственного управления. М., 2009. С. 9

2 Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17.12.1997 г. № 1300 (ред. от 10.01.2000 г.).

3 Бабаев М.М. Методы анализа влияния различных факторов социально-экономической ситуации на состояние оперативной обстановки. М., 2009. С 78

4 Экономика и право. Теневая экономика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Н.Д. Эриашвили, Г.М. Казиахметова. М., 2007. С. 11.

5 Устинов В.С. Глава 15. Организованная преступность // Криминология: Учебник / Под. ред. проф. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропачева. СПб.: Изд-во юрид. фак-та СПбГУ, 2007. С. 358.

6 Ягодин С. Миграция в России: реализация права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в субъектах Российской Федерации // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2011. № 3. С. 184.

7 Терентьев Д. Один год из жизни Зароба Хаёловича // Совершенно секретно. Международный ежемесячник. 2011. № 2 (213). С. 8.

8 Мигранты разбегаются. (Санкт-Петербургнские рынки пустеют) // Санкт-Петербургнское обозрение. 2011. 19 января (№ 21 (1645)). С. 5.

9 Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ ((в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ).

10 Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (с изменениями на 30 декабря 2012 года) (редакция, действующая с 11 января 2013 года).

11 Положение о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы (в ред. Указа Президента РФ от 05.10.2002 г. № 1129). Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146


Информация о работе Миграция как криминогенный фактор и ее предупреждение на современном этапе в России