Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:35, контрольная работа
Криминологическая характеристика организованной преступности: показатели, личность участника, детерминанты, направления борьбы, повышение эффективности предупредительной деятельности, прогноз развития.
ВВЕДЕНИЕ. ………………………...…………………………………………….………..3
Глава I. СТРУКТУРА И ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.
1.1. Понятие, признаки и формы организованной преступности. ….…..................
1.2. Показатели организованной преступности. ……………….…..……….……..…..8
1.2.1. Основные показатели зарегистрированной организованной преступности. ……......….8
1.2.2.Оценки структуры и динамики организованной преступности. ……….…… 10
1.2.3.Оценки опасности российской организованной преступности. …….........… 11
1.3. Основные криминологические признаки личности преступника. .…….......... 13
1.4.Факторы, обусловливающие существование и развитие организованной преступности (детерминанты). ……………………………..……………………………..………….... 15
Глава II. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ.
2.1. Криминологический прогноз развития организованной преступности в России. ………………………………………………………………………………..……………....
2.2. Основные направления предупреждения организованной преступности. ……………………………………………………………………………………………...
2.3. Роль органов власти на местах в организации и осуществлении противодействия организованной преступности. ................................................. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………..……………. 30
Список используемой литературы и источников. …………………………...………. 33
К сожалению, сложившаяся к тому времени политическая обстановка в стране не позволила первому российскому парламенту достигнуть сколько-нибудь серьезных результатов в реализации намеченных целей.
Противодействие их принятию оказывалось как извне, так и внутри парламента. Какими силами и по какой причине - тема отдельного разговора. Отметим лишь, что обуздать организованную преступность может только сильное государство. В тот же период времени господствовало ошибочное мнение, что либеральный, демократический путь развития России несовместим с сильной, а при необходимости даже с жесткой государственной властью.
В сфере уголовной политики как бы столкнулись два диаметрально противоположных подхода: ультралиберальный и ультраконсервативный. Основной характерный признак первого подхода отмечен выше. Говоря о нем, можно указать на следующий явный перекос, наблюдавшийся у сторонников ультралиберального подхода. Суть их позиций: сострадание к лицу, совершившему преступление, и полное забвение прав и законных интересов жертвы преступления, государства и общества в целом.
Ничем не лучше был ультраконсервативный подход, суть которого состояла в переносе центра тяжести борьбы с преступностью и иными правонарушениями исключительно на репрессивные меры.
Как уже отмечалось, повис в воздухе разработанный Думой проект Закона «О борьбе с организованной преступностью». Между тем, именно в нем были предусмотрены эффективные организационные меры, в том числе не только создание специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью в МВД, ФСБ, но и образование в других правоохранительных органах, например, в Генеральной прокуратуре, специализированных судов по рассмотрению уголовных дел, по которым проходят организаторы и участники преступных сообществ.
Один из вариантов проекта рассматриваемого Закона предусматривал создание специальной службы по типу американской ФБР и назначение ее директора (начальника) Федеральным Собранием (какой-либо из его палат) по представлению Президента.
Меры, как видим, радикальные и необходимые. Именно поэтому Комитет по безопасности Государственной Думы планирует вернуться к разработке нового варианта проекта Закона «О борьбе с организованной преступностью» и по возможности не только сохранить в нем указанные положения, но и развить их.
Сегодня все понимают, что традиционные управленческие и организационно - правовые меры борьбы с организованной преступностью уже не срабатывают. Возможен ли российский вариант РИКО?
РИКО - это западный правовой механизм борьбы с рэкетом и коррупцией, являющийся одним из путей реформирования, предложенных Восточной Европе в целях усиления борьбы с организованной преступностью.
Этот вопрос еще никем предметно не изучался. В то же время существуют основания для применения РИКО в борьбе с российской организованной преступностью, поскольку он убедительно показал свою эффективность на Западе, прежде всего в США, где и был разработан. Разумеется, попытки в чистом виде внедрять западные правовые институты в российскую действительность заведомо обречены на провал. Слишком велика разница между ними. И, тем не менее, следует подумать о применении отдельных институтов и норм РИКО у нас в России. При этом надо иметь в виду следующие опасности:
1) острота санкций РИКО может стать в руках недобросовестной правящей элиты политическим орудием, способным сконцентрировать экономическую мощь в руках немногих "своих" людей, например финансовых олигархов;
2) в условиях, когда судебная власть в стране еще не стала по-настоящему независимой, бездумное следование рекомендациям РИКО может стать похоронным маршем для российских рыночных реформ, в частности путем подмены конфискации имущества национализацией.
Это особенно опасно потому, что в самом Правительстве и вне его, а также в Федеральном Собрании есть люди, готовые принять драконовские меры против организованной преступности, невзирая ни на какие негативные последствия, в том числе массовые нарушения прав человека.
С учетом изложенного можно сделать вывод, что санкции РИКО против рэкета и коррупции в России могут дать противоположный результат и привести к расцвету самых худших черт советской правовой системы - железного кулака и произвольной конфискации имущества. РИКО - это очень тонкая правовая концепция, и ее применение требует определенных навыков. Чтобы этот механизм действовал эффективно, необходимы надзор со стороны независимой от Правительства судебной ветви власти, бдительность свободной прессы, совокупность прецедентного права, реагирующего на потребности экономики, а также коллегия образованных правоведов, способных применять закон компетентно и справедливо.[32]
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ:
1. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. изд. Юристъ, Москва 2004 год. -337 стр.
2. Криминология. Учебник для ВУЗов. / Под.ред. В.Д. Малкова, изд. «ЮстицИнформ», Москва. 2006 год.- 515 стр.
3. Степанчикова С.А. Криминология: Учебный курс (учебно-методический комплекс), изд. Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, Москва, 2010 год.-134 стр.
4. Гуров А. И. Красная Мафия. Изд. «Коммерческий вестник» Москва. 1995г.
-104 стр.
5. С.С. Босхолов. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью с организованной преступностью. Журнал российского права, N 9, 1998 год. Стр. С. 19-20.
6. Максимов С. // Периодическое издание «Уголовное право» Москва. 1998 год. №1, Стр. 91.
7. Аналитическая статья к.ю.н. В. В. Стрельникова Современные подходы к борьбе с организованной преступностью // Режим доступа: http://www.pravo-mag.ru/
8. Аналитическая статья // Режим доступа: http://www.anticrimecom.org/
9. Краткий анализ состояния преступности за январь-декабрь 2003 - 2010 г.г. // Режим доступа: http://www.mvd.ru/stats/
10. Энциклопедическая статья // Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org
11. Аналитическая статья // Режим доступа: http://www.anticrimecom.org/
[1] - Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. изд. Юристъ, Москва, 2004 год. Стр. 167-170.
[2] - Криминология. Учебник для ВУЗов. / Под.ред. В.Д. Малкова, изд. «ЮстицИнформ», Москва. 2006 год. Стр. 311-312.
[3] - Степанчикова С.А. Криминология. Учебный курс (учебно-методический комплекс), изд. Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, Москва, 2010 год. Стр. 31-35.
[4] - Криминология: Учебник/Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. изд. Юристъ, Москва 1997 год. Стр. 167-170.
[5] - Гуров А. И. Красная Мафия. Изд. «Коммерческий вестник» Москва. 1995г. Стр. 21
[6] - Краткий анализ состояния преступности за январь-декабрь 2003 - 2010 г.г. // Режим доступа: http://www.mvd.ru/stats/
[*] - Примерные данные по линии «Организация преступного сообщества»
[7] - Аналитическая статья // Режим доступа: http://www.anticrimecom.org/
[8] - Энциклопедическая статья // Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org
[9] - Энциклопедическая статья // Режим доступа: http://www.ru.wikipedia.org
[10] - Краткий анализ состояния преступности за январь-декабрь 2003 - 2010 г.г. // Режим доступа: http://www.mvd.ru/stats/
[11] - Степанчикова С.А. Криминология. Учебный курс (учебно-методический комплекс), Центр дистанционных образовательных технологий изд. МИЭМП, Москва, 2010 год. Стр. 31-35.
[12] - Степанчикова С.А. Криминология. Учебный курс (учебно-методический комплекс), Центр дистанционных образовательных технологий изд. МИЭМП, Москва, 2010 год. Стр. 35-38.
[13] - Криминология. Учебник для ВУЗов. Под.ред. В.Д. Малкова, изд. «Юстицнформ», Москва. 2006 год. . Стр. 311-313.
[14] - Степанчикова С.А. Криминология. Учебный курс (учебно-методический комплекс), Центр дистанционных образовательных технологий изд. МИЭМП, Москва, 2010 год. Стр. 35-39
[15] - Максимов С. //Периодическое издание «Уголовное право» Москва. 1998 год. №1 Стр. 91
[16] - Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. изд. Юристъ, Москва 1997 год. Стр. 167-170
[17] - Аналитическая статья к.ю.н. В. В. Стрельникова Современные подходы к борьбе с организованной преступностью // Режим доступа: http://www.pravo-mag.ru/
[18] - Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 8. Ст. 804
[19] - Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 24. Ст. 2277.
[20] - Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2696.
[21] - Собрание законодательства Российской Федерации.1996. № 33. Ст. 3991
[22] - Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 49. Ст. 4719
[23] - Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 51. Ст. 4989
[24] - Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 12. Ст. 1484
[25] - Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 21. Ст. 2551.
[26] - Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 34. Ст. 4190.
[27] - Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 42. Ст. 4113.
[28] - Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 48. Ст. 5087.
[29] - Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 26. Ст. 3139.
[30] - Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 45. Ст. 5263
[31] - Аналитическая статья к.ю.н. В. В. Стрельникова Современные подходы к борьбе с организованной преступностью // Режим доступа: http://www.pravo-mag.ru/
[32] - С.С. Босхолов. Законодательное обеспечение борьбы с организованной преступностью с организованной преступностью. Журнал российского права, N 9, 1998 год. Стр. С. 19-20.
Информация о работе Криминологическая характеристика организованной преступности