Криминологическая характеристика организованной преступности

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:35, контрольная работа

Краткое описание

Криминологическая характеристика организованной преступности: показатели, личность участника, детерминанты, направления борьбы, повышение эффективности предупредительной деятельности, прогноз развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. ………………………...…………………………………………….………..3

Глава I. СТРУКТУРА И ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.
1.1. Понятие, признаки и формы организованной преступности. ….…..................
1.2. Показатели организованной преступности. ……………….…..……….……..…..8
1.2.1. Основные показатели зарегистрированной организованной преступности. ……......….8
1.2.2.Оценки структуры и динамики организованной преступности. ……….…… 10
1.2.3.Оценки опасности российской организованной преступности. …….........… 11
1.3. Основные криминологические признаки личности преступника. .…….......... 13
1.4.Факторы, обусловливающие существование и развитие организованной преступности (детерминанты). ……………………………..……………………………..………….... 15

Глава II. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ.
2.1. Криминологический прогноз развития организованной преступности в России. ………………………………………………………………………………..……………....
2.2. Основные направления предупреждения организованной преступности. ……………………………………………………………………………………………...
2.3. Роль органов власти на местах в организации и осуществлении противодействия организованной преступности. ................................................. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………..……………. 30

Список используемой литературы и источников. …………………………...………. 33

Файлы: 1 файл

Криминология. Контрольная работа.doc

— 356.50 Кб (Скачать)

6. В условиях продолжающейся нестабильности и острой борьбы за власть к услугам организованной преступности могут прибегнуть политические партии, что неизбежно приведет к кровавым последствиям. Организованная преступность будет использована экстремистскими и националистическими организациями в террористических акциях.

7. Существует вероятность того, что организованная преступность войдет в соприкосновение с российскими профсоюзами. С одной стороны, она будет их провоцировать, с другой, получив от собственника предприятия деньги, подавлять.

8.Организованная преступная деятельность насильственной направленности сохранит свое подчиненное место по отношению к корыстным преступлениям.

В общем виде прогнозируемое на 2005 год увеличение числа зарегистрированных преступлений в 2,5-2,7 раза по сравнению с аналогичным показателем за 1995 год выглядит следующим образом.

Насколько реализуется данный прогноз будет зависеть от степени эффективности принимаемых мер Президентом РФ, Правительством РФ и Федеральным собранием РФ.

 

2.2. Основные направления предупреждения организованной преступности.

 

Предупреждение организованной преступности предполагает реализацию сложного комплекса общесоциальных и специально-криминологических мер.

Общесоциальные меры, будучи направленными, на социально-экономическое развитие общества и тем самым на предупреждение преступности в целом, в то же время являются средством преодоления ее организованной части. К их числу в первую очередь относится преодоление кризисных явлений в экономике, политике, общественной идеологии и психологии, социальной сфере, в правоохранительной деятельности. Реализация этой задачи, как на федеральном, так и на уровне отдельных регионов, на межведомственной и ведомственной основе, осуществляемая с расчетом на длительную перспективу, позволит стабилизировать общественный организм и обеспечит реальную базу для противодействия организованной преступности.

Специально-криминологические меры предполагают осуществление правоохранительными органами непосредственной работы, направленной на устранение, ослабление и нейтрализацию криминогенных факторов, влияющих на рост организованной преступности. Однако победить эту преступность с помощью указанных мер в ближайшее время — задача нереальная. Ее решение зависит в большей степени не от реализации преимущественно репрессивных, «силовых» мер, а от успешного проведения общесоциальных мер, создания цивилизованного правового государства и гражданского общества, здоровой рыночной экономики.

Специально-криминологическое предупреждение правоохранитель-ными органами организованной преступности, как элемент борьбы с нею, в большей степени осуществляется посредством реализации мер общей профилактики и непосредственного предотвращения и пресечения в процессе оперативно-розыскной деятельности преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями. Индивидуальная профилактика в отношении их участников, учитывая особенности личности, осуществляется весьма ограниченно. Речь в данном случае может идти об индивидуальной профилактике лиц, поведение и окружение которых свидетельствуют о потенциальной возможности их включения в организованные преступные структуры, а также о склонении случайных участников таких структур к добровольному отказу от преступной деятельности и к оказанию помощи в ее пресечении.

В основном же предупреждение организованной преступности правоохранительными органами достигается в результате работы по ликвидации преступных формирований, привлечению их участников к уголовной ответственности. При этом осуществляются следующие предупредительные меры:

       выявление и постановка на оперативный учет организованных преступных формирований и их участников;

       создание условий, затрудняющих или исключающих совершение ими преступлений;

       предотвращение замышляемых преступлений;

       пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными формированиями преступлений;

       целенаправленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения преступного формирования;

       реализация целевых комплексных программ борьбы с организованной преступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе группами сотрудников правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях.

Наряду с непосредственной борьбой правоохранительных органов с организованными преступными структурами, криминологическое значение имеют контроль за оборотом оружия и наркотиков, проверки фактов нарушения законодательства о хозяйственной, предпринима-тельской, финансовой, торговой деятельности, общий надзор прокуратуры.

Эта работа осуществляется повседневно, а также в ходе крупномасштабных целевых операций по выявлению и пресечению фактов коррупции, преступной деятельности организованных групп и сообществ, контрабанды, незаконного вывоза стратегически важных товаров, оборота оружия и наркотических средств.

Предупреждение организованной преступности осуществляется также в процессе сотрудничества правоохранительных органов России со спецслужбами стран зарубежья, включающего правовую взаимопомощь, проведение согласованных мероприятий против международных преступных сообществ, обмен информацией.[16]

С 1990-х годов организованная преступность стала приобретать ярко выраженный социальный характер. Реагируя на многочисленные преступные проявления, носящие организованный характер, рост тяжких и особо тяжких преступлений, государство предприняло попытку решить данную проблему не только политическими, экономическими средствами, а используя целенаправленный силовой подход методом принятия необходимых нормативных актов, представляющих собой правовые основы, позволяющие вести эффективную борьбу с организованной преступностью.[17] Ярким примером этому являлся Указ Президента РФ от 14 июня 1994 г. № 1226 «О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности»[18], который предложил принципиально новые, отвечающие реалиям того времени средства для борьбы с данным явлением. Примечательно, что данный Указ фактически к числу основных органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью, причислил органы контрразведки. Данный нормативный акт допускал, что при наличии достаточных данных о причастности лица к банде или иной организованной преступной группе, подозреваемой в совершении тяжких преступлений, по согласованию с прокурором до возбуждения уголовного дела могут быть проведены экспертизы, результаты которых рассматриваются в качестве доказательств по уголовным делам данной категории, назначены предварительные проверки финансово-экономической деятельности, имущественного и финансового положения не только данного лица, но и его родственников или проживающих с ним в течение последних 5 лет, а также в отношении физических и юридических лиц, общественных объединений, имуществом, средствами или именем которых подозреваемое лицо могло распоряжаться или пользоваться. Несмотря на то что отдельные его положения прямо противоречили Конституции РФ и федеральным законам, данный нормативный акт просуществовал 3 года, в течение которых его действие определенным образом повлияло на криминогенную обстановку в стране в сторону ее улучшения. Этот Указ Президента РФ являлся чрезвычайной мерой, предоставлял правоохранительным органам дополнительные полномочия и ориентировал их на большее выявление организованных преступных групп. Также он позволял задерживать подозреваемых в совершении преступлений, состоявших в преступных группировках, на срок до 30 суток. Кроме того, данным правовым актом устанавливалось, что банковская и коммерческая тайна не являлись препятствием для получения органами прокуратуры, внутренних дел, контрразведки, налоговой полиции в установленном ими порядке сведений и документов о финансово-экономической деятельности, вкладах и операциях по счетам физических и юридических лиц, причастных к совершению бандитских нападений и других тяжких преступлений, совершенных организованными преступными группами.

Федеральная программа Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994–1995 годы, утвержденная Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. № 1016, положила начало комплексному подходу к решению вопросов, связанных с борьбой с организованной преступностью. Несмотря на краткосрочный характер, данная программа создала основу для всестороннего развития процессов, которые явились адекватной реакцией государства на изменения, произошедшие в экономике и явившиеся причиной для появления новых видов преступлений. В дальнейшем были приняты: Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995–1997 годы» (Постановление Правительства РФ от 3 июня 1995 г. № 542)[19], Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1996–1997 годы (Постановление Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 600)[20] и Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на 1997–1998 годы (Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. № 906)[21].

Обращает на себя внимание объединение усилий заинтересованных правоохранительных структур, направленное на борьбу с преступлениями, носящими организованный характер. В этой связи необходимо отметить Приказы Генеральной прокуратуры РФ № 22, МВД РФ № 199, ФСБ РФ № 73, ДНП РФ № 278 от 22 мая 1995 г. «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследования деятельности организованных преступных групп». В нем указано, что основаниями создания следственно-оперативных групп (СОГ) являются:

  возбуждение и расследование сложных уголовных дел о преступной деятельности межрегиональных организованных групп, а также большой объем следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые необходимо провести по многоэпизодным уголовным делам;

  реализация в рамках конкретного уголовного дела оперативных материалов разных правоохранительных органов либо в случаях отнесения преступления к альтернативной подследственности.

В данном акте подчеркивается, что выдача без разрешения руководителя СОГ кому бы то ни было, за исключением надзирающего прокурора и защитника, задержанных и арестованных лиц, являющихся подозреваемыми и обвиняемыми по находящемуся в производстве руководителя СОГ уголовному делу для проведения следственных действий, а также бесед, свиданий категорически запрещается.

Далее необходимо отметить законодательные попытки осуществить целенаправленное узкоспециализированное регулирование борьбы с организованной преступностью. В этой связи вызывает интерес проект Федерального закона «О борьбе с организованной преступностью», который во многом систематизировал и обобщил имеющийся опыт противодействия организованным преступным группировкам, расставил определенные акценты и предложил решение некоторых правовых проблем в регулировании данной деятельности. Несмотря на то что Постановлением Государственной Думы РФ от 22 ноября 1995 г. № 1355-I ГД[22] данный закон был принят, а затем одобрен Постановлением Совета Федерации РФ от 9 декабря 1995 г. № 729-I СФ[23], он не вступил в силу.

Подготовка и реализация Федеральной целевой программы по усилению борьбы с преступностью на 1999–2000 годы была вызвана тем, что преступность в России, несмотря на принимаемые усилия, стала приобретать характер реальной угрозы национальной безопасности страны. Правоохранительным органам в определенной мере удалось стабилизировать криминогенную обстановку, остановить обвальный рост преступности. Однако она продолжала оказывать мощное отрицательное влияние на все сферы жизнедеятельности государства и общества, серьезно тормозить социально-экономические и политические преобразования России, подрывать ее международный авторитет.

В Постановлении Правительства РФ от 10 марта 1999 г. № 270 «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999–2000 годы»[24] особо отмечено, что преступная среда консолидируется, усиливается ее организованность, возрастают профессионализм и масштабность преступных деяний. Также расширяются интересы криминальных структур в кредитно-финансовой сфере, на рынке ценных бумаг, во внешнеэкономической деятельности. Активизируются противоправные сделки по вывозу сырьевых, энергетических и других ресурсов за рубеж. Совершение экономических преступлений в абсолютном большинстве случаев связано с проявлением коррупции и проникновением криминалитета во власть. В связи с этим борьба с преступлениями в сфере экономики и коррупцией является наиболее важным и приоритетным направлением деятельности всех правоохранительных органов. Не сокращается число насильственных опасных преступлений, таких как бандитизм, угроза убийством, нанесением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества, похищения людей, захваты заложников, криминальные взрывы и заказные убийства. По числу умышленных убийств в расчете на 100 тыс. человек Россия заняла одно из ведущих мест в мире.

Указанный нормативный акт, обнажая противоречия, имеющиеся в работе заинтересованных ведомств, поставил вопрос о необходимости совершенствования правовой базы правоохранительной деятельности в сфере борьбы с организованной преступностью.

В целях реализации данного положения приняты многочисленные правовые акты как на федеральном, так и на ведомственном уровнях, носящие в том числе международный характер. Среди них отметим Распоряжение Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 735-р «О проведении переговоров о заключении Соглашения между МВД РФ и МВД Латвийской Республики о сотрудничестве в сфере борьбы с организованной преступностью»[25], Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 962-р «О реализации программы Союза Беларуси и России «Борьба с различными формами организованной преступности на территории государств – участников Союза Беларуси и России на период до 2000 года»[26], Указ Президента РФ от 11 октября 2004 г. № 1293 «О специальном представителе Президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью»[27], Распоряжение Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. № 1991-р «Об утверждении Национального плана РФ по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2005–2007 годы»[28], Приказы МВД РФ № 826, ФСБ РФ № 493, Минобороны РФ № 424, Минюста РФ № 314, Министерства промышленности и энергетики РФ № 266, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ № 910, Федеральной таможенной службы № 1009, Генеральной прокуратуры РФ № 39 от 17 октября 2006 г. «Об утверждении Межведомственного комплексного плана мероприятий по борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на 2006–2010 годы». В данных актах обращается внимание на необходимость проведения комплексных совместных мероприятий по выявлению и пресечению деятельности организованных преступных группировок, постоянной координации работы в данном направлении и ее анализа.

Информация о работе Криминологическая характеристика организованной преступности