Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 17:35, контрольная работа
Криминологическая характеристика организованной преступности: показатели, личность участника, детерминанты, направления борьбы, повышение эффективности предупредительной деятельности, прогноз развития.
ВВЕДЕНИЕ. ………………………...…………………………………………….………..3
Глава I. СТРУКТУРА И ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ.
1.1. Понятие, признаки и формы организованной преступности. ….…..................
1.2. Показатели организованной преступности. ……………….…..……….……..…..8
1.2.1. Основные показатели зарегистрированной организованной преступности. ……......….8
1.2.2.Оценки структуры и динамики организованной преступности. ……….…… 10
1.2.3.Оценки опасности российской организованной преступности. …….........… 11
1.3. Основные криминологические признаки личности преступника. .…….......... 13
1.4.Факторы, обусловливающие существование и развитие организованной преступности (детерминанты). ……………………………..……………………………..………….... 15
Глава II. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ.
2.1. Криминологический прогноз развития организованной преступности в России. ………………………………………………………………………………..……………....
2.2. Основные направления предупреждения организованной преступности. ……………………………………………………………………………………………...
2.3. Роль органов власти на местах в организации и осуществлении противодействия организованной преступности. ................................................. 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ……………………………………………………………..……………. 30
Список используемой литературы и источников. …………………………...………. 33
Продолжая наше исследование, необходимо отметить последние изменения в УПК РФ и УК РФ. Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»[29] УПК РФ дополнен главой 40.1 «Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве». Так, в соответствии с ч. 2 ст. 317.1 УПК РФ подозреваемый или обвиняемый вправе заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия. В этом ходатайстве подозреваемый или обвиняемый указывает, какие действия он обязуется совершить в целях содействия следствию в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников преступления, розыске имущества, добытого в результате преступления. В ст. 317.6 и 317.8 УПК РФ регламентирован особый порядок проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что на подозреваемого или обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве, распространяются все меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, предусмотренные федеральным законом (ст. 317.9).
Также указанный закон изложил в новой редакции ст. 62 УК РФ. Обратим внимание, что теперь в случае заключения досудебного соглашения о сотрудничестве при наличии смягчающих обстоятельств и отсутствии отягчающих обстоятельств срок или размер наказания не могут превышать половины максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК РФ.
Введение в законодательство «сделки с правосудием», на наш взгляд, является эффективной мерой в борьбе с организованной преступностью и открывает новые возможности и перспективы для ведения оперативно-розыскной деятельности. Подобные соглашения длительное время широко практикуются на Западе и в США. Кроме этого, указанные изменения свидетельствуют об упорядочении уголовно-правовой политики государства, способствующей расколу преступных сообществ изнутри и предупреждению совершения ими новых преступлений.
3 ноября 2009 г. президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон от 3 ноября 2009 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»[30], ужесточающий уголовное наказание для организаторов преступных сообществ, а также для так называемых «воров в законе». Последним в соответствии с принятыми поправками будет грозить ответственность от 15 до 20 лет лишения свободы либо наказание в виде пожизненного заключения.
Кроме того, вступившие в силу изменения в УК РФ по-новому изложили законодательный подход к определению сложного соучастия (соучастие с распределением ролей в уголовно-правовом смысле этого слова, т.е. участие в преступлении организатора, подстрекателя или пособника). В соответствии с новой редакцией п. 4 ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено структурированной организованной группой или объединением организованных групп, действующих под единым руководством, члены которых объединены в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких либо особо тяжких преступлений для получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды.
Также отметим, что законодательная новелла ст. 210 УК РФ более расширенно подходит к раскрытию содержания понятия «создание преступной организации», устанавливает и конкретизирует круг незаконных действий, направленных на формирование организованной преступной группы (ОПГ). В п. 1 указанной статьи предусмотрена уголовная ответственность за:
создание преступного сообщества (преступной организации) в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений;
руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него (нее) структурными подразделениями;
координацию преступных действий, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами;
разработку планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними;
совершенные лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп, а равно участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп в целях совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
На наш взгляд, правовая регламентация указанных аспектов во многом будет способствовать единообразной квалификации преступных действий членов ОПГ, упрощению производства следственных действий, улучшению раскрываемости преступлений данной категории и, в конечном итоге, снижению количества действующих организованных преступных сообществ в нашей стране.
Вместе с этим, наряду с указанными мерами, способствующими снижению уровня организованной преступности, разобщению преступных группировок, на наш взгляд, целесообразно законодательно регламентировать отдельные аспекты деятельности оперативных сотрудников, внедренных в преступные сообщества. Для того чтобы получить доверие лидеров организованных преступных групп и их членов, зачастую лицам, работающим «под прикрытием», необходимо участвовать в подготовке и совершении преступлений. Однако действующее законодательство не содержит норм, связанных с освобождением при определенных обстоятельствах от наказания оперативных работников компетентных органов. По нашему мнению, необходимо внести в УК РФ поправки, связанные с тем, что причинение вынужденного вреда охраняемым уголовным законом интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при выполнении оперативно-розыскного мероприятия указанными лицами, внедренными в организованную группу, банду, преступное сообщество (преступную организацию), незаконное вооруженное формирование в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, преступлением не является.[31]
2.3. Роль органов власти на местах в организации и
осуществлении противодействия организованной преступности.
Большое значение представляют территориальные органы власти в деле борьбы с организованной преступностью на местном уровне, так как они располагают исключительными полномочиями и возможностями по созданию организационных основ для эффективного противодействия организованной преступности на местах. Какова будет степень заинтересованности у местных органов власти в противодействии организованной преступности, такова будет и степень этого противодействия.
Итак, каким же образом могут местные органы власти повлиять на борьбу и уничтожение этого злокачественного социально-опасного явления?
Законодательные и исполнительные органы власти, прежде всего, должны совместными усилиями разработать и принять территориальную (местную) программу борьбы с организованной преступностью, с последующей ее практической реализацией.
Органам власти на местах следует изучать и анализировать новые тенденции организованной преступности, а также формулировать задачи и приоритетные направления правоохранительной деятельности.
Уголовная политика на местном уровне зависит от государственной и служит средством ее конкретизации и реализации с учетом местных особенностей. Местные органы власти должны в полной мере осознать организованную преступность как неотъемлемый элемент любого цивилизованного общества и перейти от идеологии борьбы к целевой установке защиты населения и каждого гражданина в отдельности от противоправных посягательств со стороны организованной преступности.
Территориальные органы власти должны осуществлять материально-техническое и финансовое обеспечение правоохранительной деятельности. Развивать информационно-аналитическую и научно-исследовательскую деятельность в сфере борьбы с организованной преступностью. Заниматься координацией профилактической работы правоохранительных органов с медицинскими, педагогическими, психологическими и иными учреждениями и службами, а также общественными организациями. Также местным органам власти необходимо разработать и реализовать ряд целевых программ по профилактике отдельных видов преступлений, которые, как правило, совершает организованная преступность. Наряду с органами власти определенный вклад в дело борьбы с организованной преступностью могут внести органы местного самоуправления. Это может быть достигнуто:
путем использования ими полномочий по наведению правопорядка на подведомственной им территории;
управлением муниципальной собственностью,
утверждения и исполнения местного бюджета,
осуществления своей деятельности в социальном секторе.
Непосредственное противодействие в деле борьбы с организованной преступностью осуществляют органы внутренних дел, которые выполняют значительный объем работы по противодействию организованной преступной деятельности на данной территории.
Их особая роль в этом деле определяется полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной, уголовно - процессуальной деятельности, наличием в структуре спецподразделений, сформированных и сориентированных на борьбу с организованной преступностью.
Местные органы внутренних дел вносят решающий вклад в дело борьбы с организованной преступностью путем предотвращения и пресечения противоправной деятельности организованных преступных групп и сообществ.
Наряду с этими они должны проводить работу, направленную на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению различных видов преступлений местными преступными группами и сообществами. Основной задачей территориальных правоохранительных органов должно быть выявление и привлечение к уголовной ответственности лидеров местной преступной среды, так как они являются основными ее идеологами и создателями, определяют приоритетные направления противоправной деятельности преступных групп и сообществ.
Для успешной борьбы с организованной преступностью на местном уровне, территориальные власти должны использовать комплекс самых различных мер, так как она является детищем совокупности отрицательных факторов, существующих в разных сферах.
Такие меры могут быть:
экономическими,
политическими,
социальными,
организационно - управленческими,
культурно - воспитательными,
правовыми.
Экономические меры - насыщение рынка товарами массового спроса, развитие производства на основе современных технологий, осуществление инвестиционной стратегии, справедливое распределение собственности, повышение уровня жизни населения, укрепление территориальной финансовой системы, снижение инфляции на местном уровне. Улучшение работы по устранению обстоятельств экономического характера, способствующих совершению экономических преступлений..
Политические меры - укрепление демократических ценностей и всех ветвей власти на территориях, реализация политической воли, противостояние социально негативным явлениям и процессам. Принять решение органами власти о разграничении полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в области общественной безопасности и охраны правопорядка.
Социальные меры - защита интересов малообеспеченных слоев населения, устранение резкого социального расслоения общества, жизненное устройство беженцев и вынужденных переселенцев, безработных, устранение негативных последствий безработицы и вынужденной миграции людей и т.п.
Организационно-управленческие меры - координация деятельности субъектов противодействия организованной преступности.
Культурно-воспитательные меры - разнообразные усилия по утверждению в жизни общества идей добра, справедливости, законов высокой нравственности, устранение моральной деградации населения, а также насилия и жестокости.
Правовые меры - право является эффективным регулятором социального развития всех общественных отношений, включая те, которые складываются в сфере борьбы с организованной преступностью. Нормами конституционного, гражданского, трудового, семейного и других отраслей стимулируется социально полезное поведение людей, закрепляется правовой порядок, который по своей сути противостоит организованной преступности, может оказывать влияние на устранение причин и условий, порождающих организованную преступность.
Одним словом, использование права будет способствовать правомерному потенциалу всего общества. Значение уголовного права для правового регулирования борьбы с организованной преступностью определяется прежде всего тем, что его нормами очерчивается круг деяний, запрещенный под угрозой уголовной ответственности.
2
\
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Борьба с организованной преступностью может быть эффективной только в том случае, если она осуществляется на прочной законодательной основе, соответствующей реальным характеристикам этого наиболее опасного вида преступности, а также целям и задачам современной уголовной политики.
Развитие законодательства в этой сфере должно быть тесно увязано с реформами в экономике, политической и социальной сферах, с международными обязательствами Российской Федерации, потребностями общества в ограничении негативных явлений, нарушающих его нормальную жизнедеятельность. Оно должно предусматривать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию организованной преступности, восполнение пробелов в правовом регулировании, создание системы правовых институтов и норм, устраняющих разрыв между уголовным и уголовно - процессуальным законодательством.
В Российской Федерации создание и развитие законодательной базы противодействия организованной преступности началось лишь в начале 90-х годов. Еще депутатами Верховного Совета РСФСР были впервые разработаны проекты Законов «О борьбе с организованной преступностью» и «О борьбе с коррупцией», начата работа над проектами таких важных актов, как Закон «О государственной защите судей, работников правоохранительных и контролирующих органов», Закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству».
Информация о работе Криминологическая характеристика организованной преступности