Коррупционная преступность и ее предупреждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Проблема коррупции в Российской Федерации встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. На сегодняшний день проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни, как России, так и всего мира. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались с данным явлением. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и вида.

Оглавление

Введение 2
1. Характеристика коррупционной преступности в Российской Федерации
1.1 Исторический аспект возникновения коррупции
1.2 Понятие, виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов
1.3 Причины и условия коррупции в Российской Федерации
2. Меры противодействия коррупционной преступности
2.1 Основные направления по борьбе с коррупцией и стратегии борьбы на примере зарубежных стран
2.2 Возможности противодействия коррупционной угрозе
2.3 Основные средства борьбы с коррупцией в Российской Федерации
Заключение

Файлы: 1 файл

Криминология Изотова.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Надо отметить, что существует несколько моделей коррупции в государстве, это азиатская, африканская, латиноамериканская модели. Очевидно, что Россия еще не подпадает ни под одну из описанных выше моделей, ни под какое-либо их сочетание. Значит, коррупция в России еще не стала системной. Шанс еще не упущен.[15] Проблема России в борьбе с коррупцией может крыться в том, что мы боремся не с причинами взяточничества, а с ее следствиями, пытаясь залатать то те, то иные дыры в законодательстве и в обществе. Мы не смотрим в корень проблемы, мы не решаем проблему системно, тотально, повсеместно, хотя только такой подход смог принести нам выгоду, пользу и результат. Что же нам необходимо сделать, чтобы ликвидировать это зло. Возможно, нужна воля правительства, которая пока что не наблюдается.

В качестве организационных мер - создание специфических структур, исключение их ведомственной и административно-территориальной раздробленности, обеспечение мощной правовой защиты работников правоохранительных органов, материальная оснащенность с учетом последних достижений науки и техники. В целях совершенствования оперативно-розыскного и уголовно-процессуального законодательства в целях повышения эффективности борьбы с коррупцией в процессе правотворчества необходимо учитывать ряд положений, имеющих принципиальное значение. Во-первых, нельзя допустить необоснованного ограничения прав и свобод граждан, а тем более их нарушения. Во-вторых, правовое регулирование должно быть системным и охватывать рассматриваемое явление в целом. В-третьих, государство и общество должны быть готовы осознанно пойти на существенные материальные затраты в деле борьбы с коррупцией. Законодательство, направленное на предотвращение коррупции как криминального явления должно быть основаны не только на закреплении всё более жёстких мер ответственности, а в первую очередь на чётком ограничении и невозможности государственных органов власти и их служащих, осуществлять или иметь хоть какое-нибудь отношение к какой-либо хозяйственной деятельности. Имея в виду именно хозяйственную, а не конкретно предпринимательскую деятельность, так как, любое отношение к хозяйственной деятельности порождает у чиновника соблазн использовать своё положение в "коммерческих" целях. Властная государственная и коммерческая деятельность по оказанию услуг и извлечению прибыли не могут совмещаться в одном лице, не должны осуществляться одной организацией. Даже при максимальном контроле и отсутствии явных злоупотреблений такое совмещение двух различных видов деятельности деформирует каждую из них. В настоящее время отчетливо видно, что занятие одновременно хозяйственной деятельностью и осуществление функций государственного управления служит провоцирующим фактором, создавая благоприятные условия для злоупотребления властью и проникновения коррупции в государственный аппарат. Орган государственной власти, осуществляя присвоенную ему функцию, должен руководствоваться только государственными интересами. Никакие другие интересы и мотивы влиять на эту деятельность не должны. Таким образом, для предотвращения коррупции в системе государственных органов власти законодательство должно руководствоваться двумя основополагающими правилами: 1) государственные органы и органы местного самоуправления не должны получать доход или извлекать для себя иную выгоду из осуществления властных полномочий; 2) они также не должны осуществлять наряду с властными полномочиями какую-либо иную деятельность, направленную на извлечение для себя дохода или получение иной выгоды.

Борьба с коррупцией невозможна без усовершенствования законодательства. Процесс усовершенствования законодательства должен начаться с исполнения законов, так как это мешает нормальному развитию экономики, тормозит экономический рост, лишает личность - главную движущую силу гражданского общества - возможности развивать свои способности, права и свободы. Соблюдение же законов позволяет развивать созидательный потенциал человека и общества, открывает возможности для широкого развития малого и среднего бизнеса, обеспечивает развитие добросовестной конкуренции, позволяет внедрять инновации и наукоемкие технологии, повышает качество государственных публичных услуг населению. В итоге соблюдение законов создает благоприятные условия для роста экономики, ликвидации бедности, для формирования сильного среднего класса, эффективного государства, для подъема конкурентоспособности страны.

Когда говорят об антикоррупционном законодательстве, обычно имеют в виду репрессивное законодательство, которое, безусловно, играет важную роль в пресечении коррупционных нарушений. Важно, чтобы соответствующие статьи об уголовной и административной ответственности применялись на практике, а их содержание позволяло правильно квалифицировать совершенные правонарушения и назначать адекватные меры наказания.

Итак, правонарушение, связанное с коррупцией это - противоправное деяние, совершенное лицом, обеспечивающим исполнение полномочий государственного органа или полномочий органа местного самоуправления, либо приравненным к нему лицом, заключающееся в незаконном получении материальных благ и преимуществ с использованием своего должностного положения или статуса органа (учреждения), в котором оно замещает государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, выборную муниципальную должность, должность государственной или муниципальной службы, либо статуса иных органов (учреждений). Так же необходимо проверить все законы на коррупционноемкость, то есть, может ли использоваться этот закон в целях получения взятки. Здесь наверняка всплывут многие лобби - законы. Многие считают, что невозможно выиграть дело против крупного чиновника. Статистика показывает, что 68 % жалоб против государственных органов и должностных лиц судебная система удовлетворяет. Однако, в основном, иски подают владельцы среднего и крупного бизнеса, где и так налажена и отработана административная система.

Существуют основы, без которых коррупцию победить невозможно. Первое - это при отсутствии независимых средств массовой информации с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. СМИ должны постоянно подогревать эту проблему, держать ее на виду, показывать, что государство борется с коррупцией, благодаря этому будет происходить медленное, постепенное образование в это сфере, молодые люди будут осознавать, что взяточничество в России пресекается на корню, и уровень коррупции постепенно начнет падать. Если вы подавляете независимую прессу и одновременно провозглашаете курс на чистоту своих рядов, вы обманываете избирателей. Вторая основа - это прозрачность власти. Власть должна быть открыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, это увеличивает уровень коррупции. И третье непременное условие - это честная политическая конкуренция на выборах. Если власть уничтожает честную политическую конкуренцию, значит, она опять же подвержена коррупции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги работы, хотелось бы сказать, что, результаты борьбы с коррупцией неутешительны. Мы видим, что коррупция пронизывает все слои жизни общества, как по вертикали, так и по горизонтали, появляются новые формы, которые еще не имеют названия и точного описания.

Коррупция является не только причиной нищеты, но и препятствием для ее преодоления, то есть причина и следствие переплетаются между собой. Для того чтобы уровень коррупции в нашей стране начал хотя бы маленькими шагами снижаться, надо действовать систематически и прогрессивно, мало лишь уличать сотрудников государственных органов во взяточничестве - все население должно понять, что надо начать с того, что прекратить давать взятки, что получение прибыли и увеличение доходов в краткосрочном периоде выльется в значительное ухудшение экономического развития нашей стране в долгосрочном периоде.

Можно сказать больше: потери, которые несут от коррупции государство и общество в Российской Федерации, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в десятки раз превышающую вложения. Нужно быть готовым к тому, что на первых стадиях реализации антикоррупционной программы резко возрастут показатели, характеризующие уровень коррупции в стране. Это неизбежно из-за двух обстоятельств: введения четких методов учета, преодоления анемии правоохранительной системы.

Естественно ожидать, что реализация антикоррупционной политики может встретить сопротивление на разных уровнях административной иерархии. Таким образом, коррупционная преступность - это целостная, относительно массовая совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), посягающих на авторитет государственной службы или службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных негосударственных организациях, выражающихся в незаконном получении (и предоставлении) материальных или иных благ и преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных, муниципальных функций или служебных функций в коммерческих и иных негосударственных структурах. Отражая результаты поставленных в начале работы задач и практической значимости выявляются несколько главных важнейших моментов, которые требуют незамедлительного решения, и промедление разрешения которых сделает практически невозможным процесс борьбы с ними. Это такие вопросы как:

- Создание единой независимой комиссии по предупреждению и борьбе с коррупцией в целях осуществления постоянной антикоррупционной политики государства.

- Постоянно совершенствовать законодательство, способное поспеть за появлением новых видов правонарушений.

- Ужесточить наказание за данное правонарушение вплоть до пожизненного заключения.

- Повысить уровень технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение в их работу современных информационных технологий, гарантия их безопасности, существенное повышение заработной платы государственных работников.

- Формирование антикоррупционного мировоззрения у российских граждан.

- Привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности, разработка и обнародование в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия, решения органов власти и деятельность конкретных их представителей, внедрение стандартов журналистского расследования.

Коррупция существовала всегда и во всех странах. О полной победе над ней речь не идет. Но ее нужно загнать в некие рамки, когда она перестанет быть доминирующим элементом социальной и государственной системы. Абсолютная победа над таким злом, как коррупция, невозможна. Но мы в состоянии ограничить его масштабы до такой степени, чтобы оно не подрывало сами основы существования страны.

Хотя коррупция - общемировое явление, в каждой стране она имеет свои особенности, свой размах, свои традиции. Россия в этом смысле «повезло»: отечественная коррупция щедро наделена специфическими чертами. Многое из того, что есть у нас, в других странах либо совсем не развито, либо не приобрело такого истинно российского размаха. Главный секрет живучести коррупции в том, что мы, граждане, не можем обойтись без малой коррупции. И поддерживая малую коррупцию, мы тем самым позволяем существовать - большой. У нас нет других инструментов доступа к публичным возможностям, нежели через взятку. Еще один секрет живучести коррупции - сама власть борется со взятками в конвертах, то есть с малой коррупцией, игнорируя и маскируя большую. Олигархическое государство всегда будет заинтересовано поймать сотню мелких взяточников, и никогда не будет заинтересовано поймать десяток крупных. Ибо коррумпированная бюрократия умна, образована, богата и властна. Латентность своих действий ее основная забота. Поэтому ни в одной стране мира нет сколько-нибудь полных или хотя бы приблизительных статистических данных об этом явлении, еще меньше виновных лиц, предстающих перед уголовным судом, причем самой низшей категории коррупционеров (мелкая коррупция), назначается реальное уголовное наказание. Выбор за нами. Нам ясно, от чего мы уходим. Но то, к чему мы придем, зависит от совместных усилий по борьбе с коррупцией. Коррупцию можно уменьшить лишь путем принятия комплексных мер по борьбе с ней. Ее нельзя устранить за один день. Конечно, первые шаги уже делаются, мы видим это, но все равно отношение нашего правительства к этой проблеме пока недостаточно велико. Теперь дело стоит за правительством, президентом, и, что самое главное, за российским народом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12.12.1993г. // «Российская газета» от 25.12.1993г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) //«Российская газета» 2009г. №7

2. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. N63-ФЗ (с изм. от 28.04.2009 N 66-ФЗ) // «Российской газете» 2009г. №78

3. Гражданский кодекс РФ (Часть 2) от 26.01.1996г. (с изм. от 9 апреля 2009г., N 56-ФЗ) // «Российская газета» 2009г. №65

4. Федеральный закон РФ от 25.12.2008г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»// «Российская газета» 2008г. №4823

5. Указ Президента РФ от 04.04.92 N 361 "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы" // «Российская газета» 1992г. №80

6. Указ Президента РФ от 6.06.1996 года N 810 “О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы” // «Российская вести» 1996г. №106

7. Указ Президента Российской Федерации от 19 мая 2008г. N815 «О мерах по противодействию коррупции» // «Российская газета» 2008г. №4665

8. Распоряжение от 03.07.92 «О мерах по пресечению фактов участия должностных лиц органов государственной власти и управления в предпринимательской деятельности» // «Российская газета».1992г. №54

9. Антикоррупционная политика // Под ред. Г.А. Сатарова. М., 2004г.-120с.

Коррупция в России: социально-экономические и правовые аспекты // М., 2001г.- 240с.

12. Герчикова И.Н. Деловая этика и регулирование международной коммерческой практики. // М.: Издательство "Консалтбанкир", 2002г.-574с.

13. Голосенко И.А. Феномен "русской взятки" // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008г. №3.-С.78-79.

14. Государство и право. Учебное пособие. // М.: Изд-во Гардарки, 2003г.

15. Гриб В.Т. Организованная преступность - различные подходы к ее пониманию // Государство и право. 2000г. №1.-С.50

16. Гурвич В.Е. В паутине взяточничества. // М., 2004г.-180с.

17. Денисов С.А. Формирование контрольной ветви государственной власти и ограничение коррупции // Государство и право. 2002г. №3.-С.56-58.

8. Гражданин и право// Журнал о гражданских правах.2009г. №1-С.65.

19. Долгова А.И. Криминология //Издательство Норма. М., 2003г.-237с.

Информация о работе Коррупционная преступность и ее предупреждение