Коррупционная преступность и ее предупреждение

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 21:15, курсовая работа

Краткое описание

Проблема коррупции в Российской Федерации встала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. На сегодняшний день проблема коррупции является чрезвычайно важной и насущной в политической, экономической, социальной жизни, как России, так и всего мира. Каждый из нас знает, что это такое, и, возможно, многие уже на практике сталкивались с данным явлением. Дело в том, что коррупция существует практически во всех сферах жизни общества, она проявляется в самых разнообразных формах и вида.

Оглавление

Введение 2
1. Характеристика коррупционной преступности в Российской Федерации
1.1 Исторический аспект возникновения коррупции
1.2 Понятие, виды и механизмы коррупции с точки зрения правовых институтов
1.3 Причины и условия коррупции в Российской Федерации
2. Меры противодействия коррупционной преступности
2.1 Основные направления по борьбе с коррупцией и стратегии борьбы на примере зарубежных стран
2.2 Возможности противодействия коррупционной угрозе
2.3 Основные средства борьбы с коррупцией в Российской Федерации
Заключение

Файлы: 1 файл

Криминология Изотова.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Социальное обеспечение чиновников, так же является одним из методов борьбы с коррупционной преступностью. Первоклассное медицинское обслуживание, беспроцентные кредиты для покупки недвижимости, большая пенсия - всё это равносильно повышению заработной платы в государственном секторе, и, следовательно, увеличивает потери чиновника в случае, если его поймают на коррупционной деятельности. Судя по исследованиям, эта мера не оказывает немедленного воздействия на коррупцию, однако способствует повышению качества бюрократии с течением времени.

Одним из важнейших сдерживающих факторов для коррупции является уголовное законодательство. На практике законы в большинстве стран устанавливают достаточно узкие рамки в отношении интерпретации видов коррупции, которые считаются уголовными преступлениями - чтобы исключить риск выборочного применения законодательства с целью подавления гражданских свобод и оппозиции. Поэтому, например, подарок может считаться взяткой только при наличии намерения оказать влияние на должностное лицо. Если должностному лицу по закону не запрещается принимать подарки в принципе, то доказать факт взятки, как правило, трудно. Напротив, растрата часто считается доказанной при наличии ущерба, независимо от того, было ли намерение у служащего присвоить средства или нет. Другая трудность, в особенности проявляющаяся при масштабной коррупции, когда большинство частных лиц дают взятки, известна в психологии и теории игр как «дилемма заключённого». С одной стороны, если все лица перестанут давать взятки, то они все от этого выиграют. Однако если только одно частное лицо откажется от взяток, то оно поставит себя в крайне невыгодные условия.[12]Так же необходимо рассматривать опыт борьбы с коррупционной преступностью в ряде зарубежных стран. Так, Сингапурская стратегия борьбы с коррупцией отличается строгостью и последовательностью, основываясь на «логике в контроле за коррупцией»; «попытки искоренить коррупцию должны основываться на стремлении минимизировать или исключить условия, создающие как стимул, так и возможность склонения личности к совершению коррумпированных действий.

2.2 Возможности противодействия коррупционной угрозе

Каковы возможности противодействия коррупционной угрозе? В деле формирования концептуальных основ борьбы с коррупцией как социальным явлением в самом широком понимании мы исходим из установки, что наиболее эффективное противодействие ему (явлению) может быть обеспечено на пути определения возможностей воздействия именно на условия и причины детерминации этого явления, т.е. на систему общественных отношений (социально-экономических, общественно-политических, социально-правовых и т.п.). В идеале эта система должна быть криминологически здоровой, т.е. обладать изначально низкой криминогенностью. Чтобы она «заработала», важно предложить также разработку и применение более совершенных средств и методов уголовно-правового, административного и дисциплинарного воздействия, а также использование возможностей гражданского общества в его влиянии и утверждение социуме норм законопослушного поведения, нетерпимости к фактам коррупционной деятельности и др.[13]

В этих целях реальное противодействие коррупционной угрозе национальной безопасности может оказать система мер общесоциального предупреждения. В ее состав можно включить, прежде всего, меры институциональной политики, предусматривающие создание отмеченной выше криминологически здоровой системы социально-экономических, экономико-правовых, политико-экономических отношений, как в пространстве макроэкономического управления, так и всех иных горизонтов государственного и политического управления и власти. В частности, речь может идти о применение следующих мер:

· Формировании действенного правового механизма предупреждения и пресечения криминального поведения в подразделениях макросоциального управления национальной экономикой, в органах государственной и муниципальной власти и т.д.

· использовании экономических методов противодействия - налаживания сбалансированной системы выгод и издержек (рисков) для субъектов государственной и муниципальной службы в зависимости от выбираемой стратегии поведения (законопослушной либо коррупционной) и др.

· использовании мер административного и организационно-управленческого порядка - лишения чиновников функций по бесконтрольному распоряжению объектами собственности и т.п., устранение административных барьеров для развития предпринимательства и свободной конкуренции, формирования новых институтов государственного управления в лице отдельных учреждений с функциями координации усилий и средств в борьбе с коррупцией и организованной преступностью и др. В целях формирования единой общенациональной антикоррупционной политики можно предложить и ряд мер инфраструктурного характера:

· формирование криминологически «прозрачного» механизма разработки и принятия законодательных актов, основанного на принципах гласности работы «законодателя», антикоррупциогенности построения законодательных норм и введения обязательной криминологической экспертизы проектов нормативно-правовых актов;

· организация на федеральном и региональных уровнях системы постоянно действующего мониторинга деловой коррупции в различных эшелонах государственного управления, включая сферу макроэкономического управления российским хозяйством;

· антикоррупционная подготовка кадров для системы государственной и муниципальной службы в вузах и сети поствузовского образования, в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации руководящих кадров, введение в вузах специальных учебных курсов по антикоррупционной политике для подготовки юристов, социологов, политологов, экономистов;

· организация просветительской работы среди населения посредством широких PR-компаний в СМИ (на телевидении, радио, в периодической печати и т.п.), отход от пассивного констатирования фактов коррупции и переход к обсуждению сущностных сторон коррупции как социального феномена: его глубинных причин, конкретных механизмов активирования его потенциала, условий общественного бытия, способствующих его быстрому генезису, и др. Задача таких мер - заставить «заработать» фактор гражданского общества в противодействии тотальной коррупции.

При разработке системного подхода к противодействию коррупции как угрозе национальной безопасности следует руководствоваться стратегическими нормативными документами, принятыми в этой сфере политики на национальном уровне и, конечно, положениями ратифицированной Россией Конвенции ООН против коррупции, а также ряда других международно-правовых документов, касающихся борьбы с организованной преступностью, легализацией преступных доходов и др.

Следует учитывать фактор глобализации и с иной стороны. Дело в том, что включение России в естественные глобализационные процессы, включая вступление в ВТО, несмотря на очевидную противоречивость последствий, способную принести много позитивного в сферу противодействия коррупционной и иной преступности. В этом смысле глобализация способна дать апробированные стандарты и подходы для нахождения эффективных мер противодействия криминалу. И речь идет не только о соблюдении требований соответствующих конвенций ООН и иных международно-правовых актов. К примеру, переход на международную систему финансовой отчетности (МСФО) делает значительно прозрачней работу бизнеса, банков и иных финансовых институтов, что неизбежно способствует выходу из «тени» субъектов российского предпринимательства и финансовых структур. Более того, учет международных стандартов в формировании основ правовой государственности и гражданского общества с присущей им системой демократии, гласности, открытости и подотчетности обществу властных институтов позволяет принципиально снизить уровень криминализации структур управления государством.

При формировании новой криминологической парадигмы противодействия коррупционной угрозе национальной безопасности важно помнить, что существует три злейших врага коррупции, аналогичных по силе свободной конкуренции в сфере экономической деятельности: демократия с ее информационной прозрачностью и открытостью, правовая государственность, несущая принципы верховенства права, разделения властей и их подконтрольности обществу, равенства всех перед законом, исключения привилегий, и, наконец, само гражданское общество с его возможностями контроля над деятельностью государства и его структур. Необходимо задействовать потенциал всех трех составляющих и приступить к формированию криминологически здоровой и эффективной системы общественных отношений, способной реализовать на практике идеалы свободы, равенства и справедливости - непреходящие общечеловеческие ценности, которые и призвано защищать право и правовые законы.

Актуальность борьбы с коррупцией обусловлена рядом обстоятельств, которые носят политический, экономический, социальный и правовой характер.

Во-первых, коррумпированность российских чиновников привела к тому, что в общественное сознание активно внедрилась мысль о неэффективности работы органов государственной власти, снижении их компетенции.

Во-вторых, коррупция как социально опасное явление, обладающее чрезвычайно высокой степенью латентности и адаптивности к внешним факторам, с каждым годом порождает целый ряд экономических преступлений, наносит огромный экономический ущерб: по мнению специалистов, теневая экономика ежегодно направляет около 7 млрд. долларов на коррумпирование чиновников, до половины преступных доходов на эти же цели расходует организованная преступность.

По мнению президента общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Сергея Борисова, нужно шаг за шагом отвоевывать у неё место под солнцем. Нужно вводить персональную ответственность чиновника за создание избыточных барьеров и вырабатывать способы, как это можно оценить. Соответственно требуются административные регламенты, создание механизма досудебной апелляции, позволяющего в досудебном порядке отменить неправомерные действия чиновников. Важно, чтобы предприниматели уходили от псевдолоббирования и занимались цивилизованным лоббированием через общественные объединения, чтобы они отказались от традиции давать взятку. Согласно опросам, категорически отвергают взятки только 2% бизнесменов, а остальные, так или иначе, участвуют в процессе мздоимства.

Есть и другой путь. Необходимо создавать такие условия, при которых коррупция становится невозможной.

В качестве иллюстрации можно привести уже ставший почти классическим пример: ситуация в бывшем министерстве топлива и энергетики. Это ведомство имело славу одного из самых коррумпированных. Когда у него забрали функции проведения сертификации и регулирования доступа к магистральным нефтепроводам, уровень коррупционности там резко пошел на спад. В последние годы его существования на это ведомство в данном аспекте никто не жаловался.[14]

Планируя программу борьбы с коррупцией, необходимо исходить из следующих предпосылок:

· абсолютная победа над коррупцией невозможна. Более того, в нормальном состоянии власти и общества случаи коррупции являются технологически полезными сигналами о неполадках в методах работы власти;

· не существует стран, априори обреченных на масштабную и хроническую коррупцию. Россия не является исключением из этого правила;

· ограничение коррупции не может быть разовой кампанией. За окончанием любой кампании всегда может последовать новый, более страшный виток коррупции;

· коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами и борьбой с ее проявлениями. Более того, в условиях, когда коррупция достигла больших масштабов и забралась на весьма высокие уровни власти, более эффективна борьба против условий, порождающих коррупцию, чем неподготовленная атака на ее проявления;

· борьба с коррупцией достигает успеха, если она всеохватна, комплексна, ведется постоянно, на это направлены все силы и властей, и общества;

· антикоррупционная программа должна реализовываться на высшем уровне политического руководства страны и при максимальном сотрудничестве с институтами гражданского общества.

Потери, которые несут от коррупции государство и общество в России, настолько велики, что любые разумные затраты на реализацию антикоррупционной программы обеспечат быструю отдачу, в несколько десятков раз превышающую вложения.

Из приведенного выше анализа следует, что антикоррупционная политика должна включать в себя меры, направленные на решение следующих задач:

· организация борьбы с коррупцией на всех ее уровнях;

· сужение поля условий и обстоятельств, благоприятствующих коррупции;

· уменьшение выгод для обеих сторон, участвующих в коррупционной сделке, от заключения последней;

· увеличение вероятности выявления коррупционных действий и наказания за причиненный ими вред;

· влияние на мотивы коррупционного поведения;

· создание атмосферы общественного неприятия коррупции во всех ее проявлениях.

Естественно ожидать, что реализация антикоррупционной политики может встретить сопротивление на разных уровнях административной иерархии.

2.3 Основные средства борьбы с коррупцией в Российской Федерации

Средства борьбы с коррупцией в основное подразделяются на два вида - предупредительные или мягкие методы, и реакционные или жесткие методы. В число мягких методов входят, например, обучение, персональная политика (напр. ротация) и организационно-культурное развитие, а также определенные механизмы контроля. К числу жестких методов можно отнести законы и наказания. В борьбе разных государств против коррупции применяются различные методы. Так, для этой цели разработаны телевизионные и радиопередачи, социальные кампании, обучающие курсы, информация для общественности, правовые акты, исследования коррупции, информационные буклеты, дополнения к законам и пр. В большинстве государств Западной Европы законы, которые регулируют антикоррупционную деятельность, схожи в значительной части.

Четкой позиции, какой из методов борьбы против коррупции является самым результативным, не существует. Одни и те же методы не обязательно должно подходить для различных культур. В то же время общеизвестно, что свобода средств массовой информации, доступность необходимой информации являются предпосылками для снижения коррупции.

Информация о работе Коррупционная преступность и ее предупреждение