Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет являться выявить особенности познавательной деятельности журналиста, и как можно подробнее раскрыть эту особенность. Проанализировать, как применяется познавательная деятельность
Используемые методы в данной работе: изучение научных материалов, анализ прорабатываемой информации.
Познавательная деятельность журналиста раскрывает нам огромные горизонты для реализации собственного я. Рассматривая данную тему, в совей работе мы раскрываем особенности именно познавательной деятельности журналиста, а значит, более четко определяем необходимость и особенность, а вернее специфический характер данной деятельности журналиста.
Введение…………………………………………………………………………2
I. Журналистское познание действительности………………………………....4
II. Специфический характер познавательной деятельности журналиста…..11
III.Методы познавательной деятельности журналиста……………………...16
Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………….23
Третий традиционный для журналистики путь получения сведений - наблюдение. Этот метод познавательной деятельности предполагает непосредственное участие журналиста в изучаемой ситуации. Главное преимущество этого метода в том, что он позволяет наблюдать события и элементы человеческого поведения в момент их проявления. Здесь
появляется возможность собирать данные независимо не только от умения предполагаемых собеседников говорить, но и от их желания говорить. Получая информацию из первых рук, журналист классифицирует виды наблюдения в зависимости от элементов контроля при наблюдении (контролируемое и неконтролируемое), в зависимости от положения наблюдателя относительно наблюдаемого объекта (включенное и невключенное), по степени формализованности наблюдения (структурированное и неструктурированное), по степени подготовки (систематизированное и несистематизированное), по временным характеристикам (длительное и оперативное), по позиции наблюдателя (открытые и скрытые), по способу получения сведений (прямое и косвенное), по числу наблюдателей (коллективное и индивидуальное).
Предметом журналистского наблюдения становятся и сам человек, и его внешность, и характер, и то, как он говорит, и поведение, и реакция на происходящее, и разнообразные аспекты взаимоотношения и взаимодействия личности и коллектива, и характер общения, и уровень культуры общения, и средства общения (жестикуляция, мимика, слово, речь), и то, о чем говорится, и даже окружающая предметно-вещественная среда. Не менее важно в этом ряду и наблюдение за наблюдателем, фиксация собственных ощущений журналиста, чаще всего применяющаяся при использовании метода «маски», когда исследователь вливается в коллектив исследуемых на равных правах, скрыв свою истинную профессию.[14]
Кроме традиционных методов получения сведений, журналист в своей практической работе использует методы смежных наук. Их может быть сколько угодно, однако, наиболее популярные, это опрос (анкетирование, телефонный опрос, интервьюирование и т.д.), контент-анализ, эксперимент.[15]
Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда ЭВС: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация.
Методы предъявления информации, используемые для воплощения культурологического ряда ЭВС: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация.[16]
На практике журналист редко прибегает только к одному из методов. Часто для подготовки аналитической публикации автор использует их совокупность – интервью, наблюдение, изучение документа.
Таким образом, при проведении исследования мы будем придерживаться классификации основных методов журналистского творчества, предложенной Г.В. Лазутиной, а именно проанализируем использование методов познавательной деятельности, методов получения информации (традиционных и нетрадиционных) и методов предъявления информации.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, методы, используемые в познавательной журналисткой деятельности довольно разнообразны. С помощью этих методов журналист более достоверно получает информацию. Следовательно, методы познавательной деятельности являются одним из составляющих специфического характера познавательной деятельности журналиста.
Заключение
Современный человек не мыслит себя без информации. Мы черпаем ее ото всюду, включая печатные и письменные источники, аудио- и видеоряд, Интернет ресурсы. В большинстве своем информация нам преподносится журналистами. Именно благодаря журналистскому творчеству мы узнаем много нового, остаемся в курсе событий, можем рассуждать и сопереживать.
Журналистское творчество представляет собой процесс создания журналистского произведения. Благодаря творчеству журналист представляет читателям свои суждения, раскрывает информацию, которую, возможно, читатель не знал. Многогранность журналистского творчества берет свое начало в истории, экономике, политике, в обществе в целом.
Истинному творчеству предшествует серьезная работа, уникальность журналистского творчества не только в стиле написания, но и методах, которые журналист выбирает для сбора информации и предъявления информации.
Происходящее, которое требуется журналисту зафиксировать, он постигает не только благодаря здравому смыслу, но и применению научных знаний, методов исследования.
И в нашей работе мы
боле четко рассмотрели
Список литературы
1. Табидзе О.И. Ценностный аспект творчества // Вопросы философии. 1981. № 6. С. 124.
2. Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975. - С. 14
3. Мельник Г.С., Тепляшина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: ПИТЕР, 2009. – С. 10\
4. С. Н. Булгаков «Свет невечерний. Созерцания и умозрения».
5. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения
6. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001
7. Шостак М.И. Журналист и его произведение
8. Логика: Учеб. для юр. вузов / Под ред. В.П. Сальникова и др. СПб., 2001. С. 235.
9. Философский словарь / Под. ред. А. А.Ивина. М., 2003. С. 492
10. Ворошилов В.В. Журналистика. - СПб.: Михайлов В.А., 2000. –
11. Корконосенко С. Г. Основы творческой деятельности журналиста. - СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. – 225 с
12. Мельник Г.С., Теплячкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2004. – 272 с
13. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. – М.: МНЭПУ, 2000
14. Четвертков Н.В. Журналистика как сфера творческой деятельности. - Пенза: ИИЦ ПГУ, 2004. - 233 с
15. Шестерина А.М. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. - 282 с.
16. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. – М.: Аспект пресс, 2006. - 239 с
17. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. - 395 с.
18. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – М.: Изд-во МГУ, 2002. – 320 с.
19. Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. – М.: МНЭПУ, 2000
20. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Гардарики, 2005. - 287 с.
21. Шестерина А.М. Основы творческой деятельности журналиста: учебное пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2004. - 282 с.