Журналисткое познание

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы будет являться выявить особенности познавательной деятельности журналиста, и как можно подробнее раскрыть эту особенность. Проанализировать, как применяется познавательная деятельность
Используемые методы в данной работе: изучение научных материалов, анализ прорабатываемой информации.
Познавательная деятельность журналиста раскрывает нам огромные горизонты для реализации собственного я. Рассматривая данную тему, в совей работе мы раскрываем особенности именно познавательной деятельности журналиста, а значит, более четко определяем необходимость и особенность, а вернее специфический характер данной деятельности журналиста.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2
I. Журналистское познание действительности………………………………....4
II. Специфический характер познавательной деятельности журналиста…..11
III.Методы познавательной деятельности журналиста……………………...16
Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Журналистское познание.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

В журналистском творчестве интуитивное  нахождение новых идей может возникнуть на основе чувственных впечатлений  и последующей их разработки с помощью методов абстрагирования и идеализации. Но интуитивные решения могут прийти и в процессе обдумывания. Одной из наиболее продуктивных форм интеллектуальной интуиции является, по мнению психологов, творческое воображение, с помощью которого как раз и создаются новые понятия и формируются новые гипотезы.

Итак, условия, в которых  протекает журналистское познание, разнообразны настолько же, насколько  разнообразна жизнь, подлежащая изображению. Можно сказать, что устойчивый признак условий познавательной деятельности журналиста заключается в отсутствии устойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Специфический характер познавательной деятельности журналиста

Рассмотрев, что такое познавательная деятельность журналиста, мы прейдем специфическому характеру деятельности журналиста. Как говорит такой исследователь как Ким, М.Н, что специфичен не только сам предмет познавательной деятельности журналиста. Специфичны и сведения о предмете, выступающие как цель журналистского поиска. Их круг широк: нам нужны сведения, которые характеризуют как особенности изучаемой ситуации, так и черты, объединяющие ее с масштабной проблемной ситуацией, как ретроспективу ее, так и перспективу, как сущность происходящего (то есть сторону, не доступную наблюдению, постигаемую только мыслью), так и явление – сторону видимую, слышимую, наблюдаемую, поддающуюся воспроизведению в деталях. [5]

Из этого можно сделать вывод, что цель познавательной деятельности журналиста в процессе творчества – получить не только необходимое оперативное знание о действительности, но и те средства, с помощью которых оно может быть адекватно предъявлено в тексте. А значит, что одним из важнейших средств для того, что бы выразить ту информацию, которая есть у журналиста, выступают факты. То есть именно с помощью фактов можно выразить ту или иную ситуацию. Если факты грамотно обозначить в тексте, то в результате мы сможем с большей точностью воспроизвести событие. Так же Г.В. Лазутина говорит о том, что если художник, создавая живописное полотно, подсматривает у жизни особенности линий, объемов, света и тени, в которых воплощается мир, то журналист осваивает детали, из которых складываются факты, позволяющие проникнуть в их суть.[6]

Из всего выше сказанного нам  становиться ясно, что задачи у журналиста довольно разнообразны, и они требуют не малых усилий, так как объем этих задач так же является большим. И за частую случается, так что все эти задачи автору материалов приходиться решать в одиночку, не в зависимости от того, на сколько он компетентен в данном вопросе. Стоит отметить и такой факт что очень часто познавательный процесс не отделим от личностного общения и умения журналиста активно переживать ситуацию, поскольку порой очень часто случается так, что обстановка бывает далеко не дружеской. Но порой именно по причине эмоциональной не устойчивости и высокого напряжения могут привести к неприятным казусам. Есть еще одна особенность условий, существенно осложняющая журналисту освоение действительности: он практически всегда действует на «чужой территории» – в незнакомой или мало знакомой предметной среде, требующей определенных усилий для адаптации. Мало того: эта предметная среда может располагаться «на земле, под землей и на небе».

Так же такой исследователь как  В.Г. Лазутина выделяет три познавательной деятельности журналиста:

Первая познавательного процесса демонстрирует нам новостная  журналистика

-вторая форма направлена на  творческий акт, ориентированный на подготовку проблемно-аналитического материала, призванного проявить существо происходящих событий, определить тенденции их развития, обнаружить корни возникающих трудностей и возможные пути их устранения

 Третья форма  познавательного  процесса в журналистике обусловлен  особыми обстоятельствами действительности

На наш взгляд стоит немного  подробнее пояснить про каждую форму  познавательной деятельности

Наиболее простой формой  познавательного процесса демонстрирует нам новостная журналистика. Этим понятием обозначается вся совокупность жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации. Суть в том, что предмет познания здесь именно новость – свершившийся в действительности факт, существенным образом меняющий ситуацию. Познавательный процесс в данном случае протекает как ознакомление с ситуацией, занимает сравнительно немного времени и опирается на здравый смысл – присущую человеку способность к размышлению.

Куда более сложные задачи встают перед журналистом во второй форме познавательной деятельности, если его творческий акт ориентирован на подготовку проблемно-аналитического материала, призванного проявить существо происходящих событий, определить тенденции их развития, обнаружить корни возникающих трудностей и возможные пути их устранения. Здесь мы имеем дело с другой разновидностью познавательного процесса – с журналистским исследованием ситуации. Оно представляет собой поэтапную познавательную деятельность, направляемую отчетливо осознаваемыми задачами и предполагающую не только установление фактов. Предмет познания в данном случае – ситуация в целом, взятая под углом зрения более широкой проблемы, касающейся многих людей.

Третья форма  познавательного  процесса в журналистике обусловлен особыми обстоятельствами действительности, а именно – наличием в ней негативных моментов, наносящих обществу вред, однако не только не очевидных, но скрываемых, маскируемых под благополучные. Это может быть, к примеру, неблаговидная по существу, но успешно камуфлируемая деятельность махинаторов или взяточничество среди представителей властных структур. Если у журналиста возникает необходимость разобраться в происходящем и разоблачить его участников, обычного исследования уже недостаточно. Предмет познания в этом случае – ситуация, состоящая из фактов, значительная часть которых намеренно скрывается, а связи между ними, если они обнаруживаются, подаются далеко не в истинном свете. Решение такой задачи протекает как журналистское расследование, в ходе которого автору будущего материала не раз приходится сталкиваться с нестандартными («нештатными») условиями и принимать нестандартные решения, ответственность за которые он должен брать на себя.

Также к специфическому характеру познавательной деятельности журналиста мы можем отнести ступеньки познания.  Такой исследователь как М.И. Шостак выделяет несколько ступеней познания. Стоит более подробно остановиться ступенях познания, поскольку они как можно лучше дополняют то, что было выше сказано про специфический характер познавательной деятельности журналиста.[7]

Первая «ступенька»  – выработка заявки на тему, когда  выявляется адрес искомой реальной ситуации (конкретный объект действительности, заслуживающий внимания прессы) и  предположительно определяются масштабы проблемы, в контексте которых искомая ситуация может быть значима; на этом этапе планируется ход работы.

Вторая «ступенька»  – сбор предварительных данных. Смысл этой операции в том, чтобы  повысить уровень компетентности журналиста, обогатив его знание об объекте, на котором предстоит работать, и о соответствующей проблеме за счет сведений, уже зафиксированных в документальных источниках, а также уточнить план деятельности и конкретные практические действия.

Третья «ступенька»  – определение конкретного предмета изучения, осуществляемое в ходе первичного непосредственного знакомства с объектом. На этой стадии проверяется правильность «домашних заготовок» – предварительно выработанных предположений (гипотез) о состоянии объекта, о характере связи сложившейся на нем ситуации с проблемой, через которую журналист намерен ее рассматривать, – и вновь уточняется план деятельности, конкретизируются необходимые практические шаги.

Из всего выше сказанного можно сделать такой вывод, что  Завершается познавательный процесс направленным изучением предмета – операцией самой сложной и самой развернутой: она предусматривает решение основных задач журналистского познания в конкретном творческом акте. Здесь устанавливаются все факты, характеризующие ситуацию; работой мысли вскрываются все их существенные связи и отношение к проблеме; делаются заключения, о сущности происходящего; осознаются – и обсуждаются с компетентными лицами – варианты решения проблемы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы познавательной деятельности журналиста

Всякая сфера человеческой деятельности имеет специфические  методы: можно говорить о методе художественного творчества; методе обработки информации. Всякий метод  опирается на определенное знание об объектах познания или практической деятельности. Поэтому методом иногда называют научные принципы и теории. Научное познание без метода невозможно. В нем выделяются «две составные части. Первая — совокупность процедур и приемов, из которых состоит научное исследование. Второе - классификация явлений и объектов, описание или построение» [8]. Совокупность научных методов конкретной науки иногда принято называть ее методологией. Применение того или иного метода детерминируется целью познавательной или практической деятельности, предметом изучения или действия и условиями, в которых осуществляется деятельность. Методы познания делятся на теоретические и эмпирические. Современная наука классифицирует методы познания следующим образом:

1. Частные специальные  методы отдельных наук (например, сравнительный метод в языкознании);

2. Общенаучные (наблюдение, эксперимент, метод гипотез и  т. д.);

3. Философские (анализ  и синтез, сравнение, идеализация  и абстракция и т. д.).

Метод означает особую систему  обработки и анализа содержания изучаемого явления. Он включает в себя: 1) описание практики; 2) установление признаков, явлений, выработку понятий и определений в кратких формулах; 3) классификацию явлений; 4) установление их природы с точки зрения общих положений теории журналистики; 5) их объяснение под углом зрения теорий и концепций журналистики.[9]

Термин «метод» впервые  стали употреблять мыслители  Древней Греции. В античной философии  этим термином характеризовали - путь исследования, прием доказательства, образ и способ изложения теоретических  взглядов.

В современном значении этого слова под методом понимается способ или прием решения той или иной проблемы, подход к достижению поставленной цели.

В понятие метода, употребляемое  в журналистском обиходе, вкладывается аналогичное содержание. Журналистскому методу, как и любому другому, присуща строгая определенность, однозначность. Опора журналиста на научно обоснованные методы является главным условием получения им новых, оригинальных знаний, необходимых для постижения объектов действительности в целях их изменения, преобразования.

В одном ряду с термином «метод» стоит другой, производный  от него - «методика». Словом «методика» обозначают некоторую сумму способов и приемов, используемых в профессиональной деятельности. Ко многим приемам обращается журналист, собирая материал, скажем, для репортажа. Общую совокупность этих приемов как раз и называют методикой работы над материалом.

Достижение творческих целей возможно только в ходе применения различных методов познания действительности (эмпирических, теоретических, художественных). Базисный метод – общефилософское знание.

В журналистике используется система методов, которые можно  подразделить на несколько групп:

- методы познавательной  деятельности (методы постижения  сути);

- методы получения  сведений;

- методы предъявления информации

Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения  сведений: проработка документов, наблюдение, беседа.[10]

Методы получения информации, по сути, дополняют методы познавательной деятельности, разница лишь в этапности, то есть на первоначальных этапах используются методы проработки документов, наблюдение и беседа в качестве пилотажного исследования. Для того, что бы  подготовиться к основному анализу с применением методов получения сведений, последние могут быть традиционными и не традиционными.

В соответствии с познавательными  задачами, встающими перед работниками  СМИ, методы журналистского познания действительности образуют две большие группы. В  одну входят методы получения сведений (иначе говоря, эмпирические, поскольку основаны на опыте взаимодействия со средой). Другую составляют методы постижения сути происходящего (иначе говоря, теоретические – поскольку служат выявлению неочевидных связей фактов действительности и реализуются как мыслительная работа).

Традиционными называют такие методы получения сведений, как проработка документов, беседа и наблюдение. А  не традиционными - опрос, фокус-группа, статистика, контент-анализ, и эксперимент.

Документом называют любой материальный носитель записи с зафиксированной на нем информацией для подачи во времени и пространстве[11]

Задача, которую решает журналист, обращаясь к документу, состоит в том, чтобы получить необходимые ему сведения: политические, идеолого-этические, исторические, статистические, производственные, несущие определенные характеристики и описания людей и событий и тому подобные.

Обращение к документам начинается с их поиска. Здесь журналисту требуется высокий уровень библиографической, документоведческой грамотности. Ценность документальных источников и необходимость их использования имеют объективные предпосылки. Во-первых, потому, что потоки документальной информации пронизывают все сферы жизнедеятельности современного общества. Во-вторых, информация, содержащаяся в документах, иногда дублирует данные, полученные другими методами, и тогда она служит средством взаимопроверки и контроля их надежности.

Виды документов классифицируются по многим основаниям. В зависимости  от технических средств фиксации информации документы делятся на письменные (включая и рукописные, и печатные), иконографические (видео, кино, фото, картины, гравюры и тому подобное), фонетические (радио, магнитофон, грампластинки). В зависимости от авторства это могут быть официальные документы и документы личного происхождения. В связи с мотивацией создания документов выделяют спровоцированные (созданные по чьей-либо инициативе) и неспровоцированные (созданные по инициативе их автора)[12]

Львиную долю сведений, в  том числе и подтверждение  документов, журналист получает в  беседе - непосредственном речевом общении с лицами, имеющими то или иное отношение к изучаемой ситуации. Беседа отличается от интервью, прежде всего тем, что все, участвующие в беседе, равноправны в изложении собственного мнения или формулировке вопросов. Беседа как метод познавательной деятельности журналиста такой вид организованного речевого общения, который предполагает отчетливое осознание журналистом стоящих перед ним задач и выработку тактики, соответствующей условиям общения. Надлежит получить пять групп данных: факты, мнения, объяснения, прогнозы, речевые приметы собеседника. Особые разновидности беседы - беседа по телефону и беседа в письмах.[13]

Информация о работе Журналисткое познание