Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 16:56, курсовая работа
Целью данной курсовой работы будет являться выявить особенности познавательной деятельности журналиста, и как можно подробнее раскрыть эту особенность. Проанализировать, как применяется познавательная деятельность
Используемые методы в данной работе: изучение научных материалов, анализ прорабатываемой информации.
Познавательная деятельность журналиста раскрывает нам огромные горизонты для реализации собственного я. Рассматривая данную тему, в совей работе мы раскрываем особенности именно познавательной деятельности журналиста, а значит, более четко определяем необходимость и особенность, а вернее специфический характер данной деятельности журналиста.
Введение…………………………………………………………………………2
I. Журналистское познание действительности………………………………....4
II. Специфический характер познавательной деятельности журналиста…..11
III.Методы познавательной деятельности журналиста……………………...16
Заключение……………………………………………………………………..22
Список литературы…………………………………………………………….23
Содержание
Введение…………………………………………………………
I. Журналистское познание действительности………………………………..
II. Специфический характер познавательной деятельности журналиста…..11
III.Методы познавательной деятельности журналиста……………………...16
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Специфический характер познавательной деятельности журналиста вольно широкая тема для обсуждения. Которая является не только обширной, но и многогранной. Ведь проблемы журналистского творчества всегда находятся в поле зрения, как теоретиков, так и практиков. Эти проблемы нашли отражение в целом ряде теоретических работ. Одни авторы особое внимание уделяли общеметодологическим основам журналистского творчества, другие – психологическим основам данного вида деятельности, третьи – особенностям публицистического творчества, четвертые – индивидуальным и коллективным началам в творческом труде журналиста, пятые – технологическим приемам журналистского труда. Во всех работах выявлены не только сущностные характеристики журналистского творчества, но и функциональные особенности данного вида человеческой деятельности. Тоже самое относиться и к специфике.
Объектом исследования данной курсовой работы будет являться познавательная деятельность журналиста.
Предмет – специфический характер познавательной деятельности журналиста.
Целью данной курсовой работы будет являться выявить особенности познавательной деятельности журналиста, и как можно подробнее раскрыть эту особенность.
Проанализировать, как применяется познавательная деятельность
Используемые методы в данной работе: изучение научных материалов, анализ прорабатываемой информации.
Познавательная деятельность журналиста раскрывает нам огромные горизонты для реализации собственного я. Рассматривая данную тему, в совей работе мы раскрываем особенности именно познавательной деятельности журналиста, а значит, более четко определяем необходимость и особенность, а вернее специфический характер данной деятельности журналиста.
Цель и задачи курсовой работы определили ее структур, которая состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка литературы. Общий объем работы –25 страниц.
С точки зрения гносеологии, творчество рассматривается как процесс возникновения нового знания, перехода от неизвестного к известному. Философия трактует данное понятие как духовную деятельность людей, ориентированную на создание оригинальных материальных и духовных ценностей. Как отмечает О.И. Табидзе, «творчеством следует считать не всякое открытие, а лишь такое, которое имеет объективно ценный характер. Творчество – это открытие объективных ценностей. Этим и объясняется всеобщее (интерсубъективное) значение результатов творчества и постигающий характер творческой деятельности. Именно объективная ценность с ее характерными свойствами движет творческой личностью, определяет специфические особенности творческого процесса» [1]. В процессе творчества личность решает задачи со многими неизвестными. В этом смысле логика, как отмечают теоретики, «облегчает движение от незнания к знанию, от факта к гипотезе, от гипотезы к открытию, от замысла к воплощению».[2]
Творчество, как исключительное свойство личности, пронизывает на всем протяжении жизни человека все виды и формы его деятельности. Оно проявляется в способности создавать (объективно и субъективно) новые предметы реального мира. Превращая творческие идеи в реальные дела, человек удовлетворяет свою потребность в самовыражении.
Творчество – сложнейший психологический процесс, в который включены все сферы личности (интеллектуальная, эмоциональная, волевая) [3]
Творческое мышление – это новые перспективы, новый опыт. Превращая творческие идеи в реальные дела, человек удовлетворяет свою потребность в созидании. Творчество есть высшая форма труда. Результат творческой работы привлекает к ней внимание людей. Для того чтобы творчество было целенаправленным, используются специальные навыки, под которыми подразумевается способность выполнять некую работу. Чтобы создать произведение, обладающее ценностью, необходимо знать основы той области, в которой творите.
Как и всякий труд, творчество в развитом обществе имеет специализированный характер: множеством потребностей вызывается к жизни множество специализированных областей творчества. Все они подчинены общим криативным закономерностям, но в каждой из них действуют и свои собственные.
Одна из таких специализированных областей творчества в современном мире – журналистика, однако заниматься ею как чистым искусством или литературным
Творчество журналиста - это деятельность, результатом которой является создание новых высокохудожественных текстов, имеющих большое морально-нравственное и духовное значение. Творчество в журналистике имеет личностный аспект и предполагает наличие способностей, благодаря которым создается текст, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение, проверку.
Центральным, специфически
творческим моментом считалось озарение
— интуитивное схватывание
Творчество — это опыт журналиста, который знает, что он хочет сказать, от имени кого сказать и во имя чего сказать. Журналистское творчество многогранно. Его истоки в общественно-политической жизни, экономике, истории, философии, культуре и т.д.
«Жизнь есть творчество, а потому и история есть творчество. Творение есть жертва...»[4], - писал русский философ Сергей Николаевич Булгаков. Итак, по Булгакову творчество проистекает из жизни, из ее многообразия. А потому, чтобы стать настоящим творцом, человеком творческим, журналист должен глубоко познать жизнь, ее глубинные процессы.
«...во власти журналистов и непрофессиональных газетных добровольцев снять перегородки, создать ощущение единства в нашей многообразной жизни, свежим взглядом показать людям, как интересен их труд, как соединен он со всем, что делается вокруг.
Итак, что же это всё-таки такое, журналистское творчество? Это не конечный результат, а то, что сопутствует журналисту, от первого замысла, до воплощения этого самого замысла в жизнь. Это сам процесс создания информационного продукта.
И здесь реализуются не только духовно-творческие силы журналиста, но и конкретные способы постижения социальной реальности.
Журналистику всегда связывали с литературной деятельностью. Да это актуально и по сей день.
Но сходство видны не в способах отражения действительности. Если для писателя, как отмечал М. Горький, важно искусство словесного творчества, искусство создания характеров и типов, то для журналиста это искусство заключается в особом освоении социального времени.
При воплощении
замысла будущего произведения
личность включается в
Существуют следующие виды человеческой деятельности, которые мы рассматриваем, как играющие важную роль в творчестве людей:
1. Познавательная деятельность, в результате которой художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между человеком и обществом в каждую конкретную историческую эпоху;
2. Преобразовательную деятельность, состоящую в том, что художник в процессе творчества преобразовывает в создаваемом им образе природный материал (краски, формы, звуки и т.д.) и материал жизни человека и общества, видоизменяя его в различных сюжетно-композиционных отношениях, трансформируя пространственно-временные связи для выражения главной авторской мысли;
3. Воспитательную деятельность – стремление воздействовать на духовный мир людей;
4. Оценочную деятельность, благодаря которой художник выражает свое ценностное мироощущение, описывая явления действительности через свои интересы, потребности, вкусы, идеалы;
5. Коммуникативную деятельность, предполагающую прямое или косвенное общение художника с героем своего произведения.
Журналисты – люди, для которых первоочередная забота создавать информационные продукты оперативного пользования, предназначенные для оперативного познания изменений действительности. Однако действуют журналисты в условиях, при которых высокая степень надежности такой ориентации трудно достижима. Творческий процесс в любом виде деятельности непрерывен.
Журналист, включаясь
в процесс познания социальной
действительности, не просто изучает
те или иные свойства или
признаки объекта, а
В журналистике начальная стадия творческого процесса – явление специфическое. Она представляет собой осознанную, целенаправленную познавательную деятельность, у которой есть все признаки особого статуса, а именно: особый предмет познания, особая цель, из которой вытекают конкретные задачи, особые условия.
Особенность познавательной деятельности журналиста заключается в том, что в ходе познания для него наиболее значимым является чувственно-практический контакт с действительностью. Таким образом, любые формы журналистского познания вырастают из практической деятельности людей и на всем пути развития обслуживают материальную практику. В журналистских произведениях преобладают результаты духовной и практической деятельности человека, а также находит отражение и чувственный опыт, планов человека на будущее. Именно поэтому в ходе познания различных объектов социальной действительности журналисты ориентируются не только на сообщение известных фактов, не только на их соотнесение с социальным опытом, но и на их оценку, на всестороннее осмысление с точки зрения общественной полезности, наконец, на открытие новых тенденций в развитии человеческих отношений. Журналисту всегда важно знать, что происходит в обществе. Недаром любимые вопросы корреспондента: что, где, когда и как. Они нацелены на изучение различных проблемных ситуаций, социальных противоречий, поиск ответов на решение сложных социально-политических, экономических, нравственных и иных вопросов, на анализ и прогнозирование социальных последствий и т.д.
Специфика и особенность журналистского познания заключается и в том, что оно основано на взаимодействии научных, художественных и эмпирических способов освоения социального мира. В журналистском творчестве, как и в научно-теоретическом, очень важна компетентность журналиста во владение общетеоретическими методами познания, к которым можно отнести анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, моделирование, индукцию и дедукцию, сравнение и аналогию и т.д. Именно на их основе осуществляется процесс формирования понятий, суждений и умозаключений.
Анализ – мысленное
расчленение предмета или явления,
выделение его отдельных
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Абстрагирование – это
метод познания, заключающийся в
мысленном выделении
Конкретизация – это мысленный переход, возврат от общего понятия к частному.
Моделирование – это метод научного познания, заключающийся в замене изучаемого предмета, явления на его аналог – упрощенную модель и в последующем исследовании этого аналога.
Дедукция – переход в процессе познания от общего к частному и единичному.
Индукция – переход в процессе познания от частного к общему.
Применяя данные методы, журналист подходит к пониманию рассматриваемого явления в сущностных чертах и свойствах, раскрывает его природу, закономерные черты его функционирования и развития, связи и отношения с другими явлениями. На основе метода изучения журналист оценивает явление в свете своего идеала, вырабатывает предложения и рекомендации, пути и средства достижения желаемой цели. Иначе говоря, метод изучения вооружает журналиста способами выработки знания, которое содержит всю необходимую информацию».
В ходе познания различных объектов и явлений действительности журналист включается в творческий поиск. Данный поиск может выйти за рамки уже известных фактов, упорядоченных знаний, представлений, мнений. Поэтому не все творческие задачи могут быть решены с помощью логического анализа. Зачастую, обдумывая ту или иную проблему, журналист может прийти к ее решению на интуитивном уровне. Не случайно в психологии творческого мышления интуитивизм является одним из наиболее ранних представлений о психологических механизмах решения творческих задач. Считали, что открытие нового наступает само по себе – самопроизвольно. При этом под понятием «интуиция» подразумевалось внезапное осенение, озарение, свойственное лишь немногим избранным.