Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа
Язык и стиль периодической печати занимает важное место в системе средств массовой информации. Его усвоение - надежная основа успешной практической работы в данной сфере деятельности.
Цель работы – рассмотреть на примере региональной газеты Ханты-Мансийского автономного округа «Новости Югры» реализацию языка и стиля текстов периодической печати.
Введение 3
Глава 1. Формирование социально-оценочной позиции читателя 7
Социально-прагматическая роль категории оценочности 7
Стандартизация – один из стилевых признаков газетно-публицистической речи 12
1.3. Эмоционально-экспрессивные ресурсы газеты 15
Глава 2. Изобразительно-выразительные средства газетной публицистики 19
2.1. Функции изобразительно-выразительных средств газетной публицистики. 19
2.2. Метафора как способ мышления 20
2.3. Сравнение 21
2.4. Градация 22
Глава 3. Заголовок в газетном тексте 23
Заключение 27
Приложения 30
Библиографический список 42
Глава 2. Изобразительно-выразительные средства газетной публицистики
2.1.
Функции изобразительно-выразительных
средств газетной публицистики.
В публицистическом стиле тесно взаимодействуют две его основные функции: информативная и воздействующая. Они реализуются как в отборе языковых средств, так и в особенностях функционирования в стиле и его жанровых разновидностях. Информативная функция обусловливает документально-фактологическую точность, официальность, обобщенность, абстрагированность в подаче материала. Употребляется чаще нейтральная общестилевая лексика, в которой особую роль играет лексика политическая и экономическая. Это связано с тем, что главный интерес публицистики - общественно-политические проблемы.
Информационная
речь не передаёт активно отношения
журналиста к сообщаемым фактам. Воздействующая
функция публицистического стиля определяет
такие стилевые черты, как побудительность,
выразительность, стремление к новизне
выражений, некоторая рекламность. Эффективность
воздействия на читателя зависит от умелого
использования эмоционально окрашенной,
оценочной лексики и фразеологии, изобразительно-выразительных
средств языка, различных по своему составу,
происхождению, стилистической и эмоционально-экспрессивной
окраске, по сфере употребления, по отнесению
к активному и пассивному составу и т.д.
На употребление тех или иных слов влияют
тематика и отчасти жанр материалов,
выполняемые ими функции в контексте.
2.2.
Метафора как способ
мышления
Язык публицистических произведений повышенно метафоричен. Известно, что метафора - это не только прием изображения, это способ мышления, способ восприятия мира. В её структуру входят два компонента: значение и образ. В основе метафоры обычно сложная цепь ассоциаций. Следовательно, языковая метафора как механизм вторичной номинации выступает в коммуникативном акте как средство субъективного отношения говорящего к содержанию или адресату речи. Она распространена во всех стилях речи, но особенно в тех, которые предназначены для воздействия на эмоции и воображение адресата. У газеты “свой набор метафор”, что отличает ее от художественного стиля20.
Цель метафоры в газетном тексте “не в индивидуально образном видении мира и поэтическом самовыражении, - отмечает В.Г.Костомаров, - а в объективной и всесторонней информации, которая должна быть доведена до массового читателя в специфических условиях газетного процесса”21.
Вот
примеры метафор, взятые из печатных
изданий «Новостей Югры»: «...глава
государства впервые пообщался с
россиянами в новом формате» (см. приложение
2), «А в его голубых бездонных глазах...отражается
душевная чистота и надежность» (см. приложение
9), «Гражданский брак – это своего рода
«пробник» настоящего» (см. приложение
7).
2.3.
Сравнение
Один из источников образной публицистической речи - сравнение. Важнейшим его признаком является элемент неожиданности, новизны, изобретательности. Сравнительные употребляются с различными союзами: как, точно, будто, словно: «Многие ребята рассматривают гражданский брак как «репетицию» официального» (см. приложение 6).
«Поэтому проще всего заниматься трейдингом при помощи брокерской фирмы» (см. приложение 5) здесь сравнение выражено существительным в родительном падеже со сравнительной степенью прилагательного, что не редко используется в публицистике.
Сравнение
раскрывает содержание явления, предмета,
путем материально оформленного сопоставления
его с другим по какому-то общему признаку
и помогает журналисту создать яркий,
запоминающийся, порой неожиданный образ.
Как и другие тропы, сравнения служат не
только целям конкретизации описания,
но и помогают выделить в предметах и
явлениях наиболее существенные черты
и признаки.
2.4.
Градация
Распространенным
изобразительно-выразительным
Например, «...в том, что произошло, вина руководителей ООО «Валькирия», проявивших слабость, бесхозяйственность, халатность в деле обеспечения теплом поселка Каменный» (см. приложение 10).
Как
видим, использование изобразительно-выразительных
средств связано с определенным речевым
заданием, установкой пишущего, его стремлением
воздействовать на читательскую аудиторию.
Чем ярче воздействующие функции публикации,
тем большего эффекта она достигает. Однако
образы публицистического произведения
лишь в том случае приведут к желаемому
результату, если журналист обладает достаточной
наблюдательностью, жизненным опытом,
речевой культурой, если ему присущи такт
и чувство меры.
В газетно-публицистической речи назначение
тропов - не столько образность, сколько
создание оценочного эффекта, положительного
или отрицательного. Они выступают обычно
как средство выражения мысли, как способ
художественного изображения явлений.
Глава
3. Заголовок в газетном
тексте
Важную
роль в газетном тексте играет заголовок,
который выполняет функции
Назначение заголовков обусловливает их языковое своеобразие и особенности: относительную простоту структуры фразы, лаконичность в изложении. Если используются аббревиатуры, то, как правило, наиболее известные. Являясь своего рода мини-текстом, заголовок в газете выполняет прагматическую функцию. Семантика его меняется в связи с ориентацией на современного читателя; учитываются изменения, происшедшие в сфере идеологии, политики, в мировоззрении и интересах массового адресата.
Совершенно очевидно, что любой заголовок выполняет одновременно несколько функций и при этом одна или две из них доминируют над остальными. Существуют разные типологии газетных заголовков. Возьмём за основу классификацию Н.Е. Бахарева, который выделяет три функциональных типа: назывной, информативный и рекламный23.
Мы приведем и проанализируем заголовки тех статей, которые мы привели в пример. «Биатлон: спорт или политика» - заголовок с риторическим вопросом, где сразу раскрывается вся суть темы. Заголовок «Не справился? В отставку!» включает в себя и риторический вопрос, и риторическое восклицание.
Журналист З.Д. Блисковский в книге “Муки заголовка” приводит высказывание библиографа Н.А. Ульянова, убеждавшего обращать внимание на “точность, ясность и, главное, содержательность тех нескольких слов, которые ставятся ими в заглавии работы. Мимо статьи с заглавием, ничего не говорящим о ее содержании, проходят многие из тех читателей, которых статья по существу интересует, но они не знают по названию статьи, что она трактует вопрос им интересный”24.
Завершая
данную главу, нельзя не отметить: заголовок
– это ёмкое выражение сути публикации,
а не просто путеводитель по газетной
полосе. Характер и оформление его
определяют, будет ли прочитан материал.
Содержательную статью с невыразительным
заголовком легко не заметить. Заголовок
– это ориентир, на который в первую очередь
опирается читатель при чтении текста,
та первая фраза, которая помогает установить
контакт между автором и читателем. Это
часть текста, которая в сжатой и выразительной
форме выражает его основную идею. По заголовку
часто можно определить отношение автора
или редакции к описываемым событиям
и фактам.
Заключение
Анализ современной региональной русскоязычной прессы последнего десятилетия позволил выявить четкую закономерность: конкретная историческая эпоха, конкретная политическая ситуация в республике влияют на стиль газет, создают определенный модус оценки. Язык выступает отражением стиля жизни. В языке и стиле публицистических произведений происходят существенные изменения, что обусловлено целым рядом факторов. Основными, на наш взгляд, являются следующие:
Думаю, стоит начать с того, что изменился облик массовой коммуникации. Кроме привычных каналов распространения информации - печати, радио, телевидения, - активно используются новые информационные технологии и, прежде всего, Интернет, как среда размещения традиционных СМИ и как средство создания электронных изданий. Активно развивается инфраструктура журналистики: создаются службы маркетинга, исследовательские центры, развиваются реклама, система PR. Все это определяет отношение к периодическим изданиям, позволяет читателю выбрать ту газету, которая наиболее соответствует его интересам, вкусам, потребностям.
Ориентация на идеологические, социальные параметры, возрастные и интеллектуальные особенности конкретного адресата обуславливает выбор стиля, структуру, язык газетного текста. Возрастает личностное начало: диалогичность общения, демонстрация противоположных точек зрения, доверительные интонации в тексте газеты. Появляется стремление выработать новые средства выражения, новые формы образности. Каждый элемент публикации не только сообщает информацию, но и воздействует на разум и чувства читателя.
Анализируя
представленные примеры, в газете «Новости
Югры», наряду с изобразительно-
Принципиально новое отношение к адресату в современных газетах. Соответственно подбираются языковые средства, чтобы создать контакт, эффект доверительности, диалогичности.
Культура речи служит, в конечном счете, основным показателем культуры мышления, духовного богатства журналиста, его способности выразить мысль с целью достижения поставленных коммуникативных задач. Об этот свидетельствуют не только «Новости Югры», но и многие другие печатные издания.
Газета
оперативно отражает общественно-политические
тенденции своего времени. Именно эта
ее черта объясняет то обстоятельство,
что развитие газетно-публицистического
стиля в большей степени, чем
других стилей, соотносится с развитием
общества. Следовательно, здесь можно
наблюдать и большую изменяемость стилистических
средств, вызванную конкретно-историческими
причинами.
Информация о работе Язык и стиль региональной газеты Новости Югры