Язык и стиль региональной газеты Новости Югры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Язык и стиль периодической печати занимает важное место в системе средств массовой информации. Его усвоение - надежная основа успешной практической работы в данной сфере деятельности.
Цель работы – рассмотреть на примере региональной газеты Ханты-Мансийского автономного округа «Новости Югры» реализацию языка и стиля текстов периодической печати.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Формирование социально-оценочной позиции читателя 7
Социально-прагматическая роль категории оценочности 7
Стандартизация – один из стилевых признаков газетно-публицистической речи 12
1.3. Эмоционально-экспрессивные ресурсы газеты 15
Глава 2. Изобразительно-выразительные средства газетной публицистики 19
2.1. Функции изобразительно-выразительных средств газетной публицистики. 19
2.2. Метафора как способ мышления 20
2.3. Сравнение 21
2.4. Градация 22
Глава 3. Заголовок в газетном тексте 23
Заключение 27
Приложения 30
Библиографический список 42

Файлы: 1 файл

Язык и стиль региональной газеты Новости Югры.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

Глава 2. Изобразительно-выразительные средства газетной публицистики

2.1. Функции изобразительно-выразительных средств газетной публицистики. 

   В публицистическом стиле тесно взаимодействуют  две его основные функции: информативная и воздействующая. Они  реализуются как в отборе языковых средств, так и в особенностях функционирования в стиле и его жанровых разновидностях. Информативная функция обусловливает документально-фактологическую точность, официальность, обобщенность, абстрагированность в подаче материала.  Употребляется чаще нейтральная общестилевая лексика, в которой особую роль играет  лексика политическая и экономическая. Это связано с тем, что главный интерес публицистики - общественно-политические проблемы.

   Информационная  речь не передаёт активно отношения  журналиста к сообщаемым фактам. Воздействующая функция публицистического стиля определяет такие стилевые черты, как побудительность, выразительность, стремление к новизне выражений, некоторая рекламность. Эффективность воздействия на читателя зависит от умелого использования эмоционально окрашенной, оценочной лексики и фразеологии, изобразительно-выразительных средств языка, различных по своему составу, происхождению, стилистической и эмоционально-экспрессивной окраске, по сфере употребления, по отнесению к активному и пассивному составу и т.д. На употребление тех или иных слов влияют тематика и отчасти  жанр материалов,  выполняемые ими функции в контексте. 
 

2.2. Метафора как способ  мышления 

   Язык  публицистических произведений повышенно метафоричен.  Известно, что метафора - это не только прием изображения, это способ мышления, способ восприятия мира. В её структуру входят два компонента: значение и образ.  В основе метафоры обычно сложная цепь  ассоциаций. Следовательно, языковая метафора как механизм вторичной  номинации  выступает в коммуникативном  акте как средство субъективного  отношения  говорящего к содержанию или адресату  речи. Она распространена во всех стилях речи, но особенно в тех, которые предназначены для воздействия на эмоции и воображение адресата. У газеты “свой набор метафор”, что отличает ее от художественного стиля20.

   Цель  метафоры в газетном тексте “не  в индивидуально образном видении мира и поэтическом самовыражении, - отмечает В.Г.Костомаров, - а в объективной и всесторонней информации, которая должна быть доведена до массового читателя в специфических условиях газетного процесса”21

   Вот примеры метафор, взятые из печатных изданий «Новостей Югры»: «...глава  государства впервые пообщался с россиянами в новом формате» (см. приложение 2), «А в его голубых бездонных глазах...отражается душевная чистота и надежность» (см. приложение 9), «Гражданский брак – это своего рода «пробник» настоящего» (см. приложение 7). 
 

2.3. Сравнение 

Один из источников образной публицистической речи - сравнение. Важнейшим его признаком является элемент неожиданности, новизны, изобретательности. Сравнительные употребляются с различными союзами: как, точно, будто, словно: «Многие ребята рассматривают гражданский брак как «репетицию» официального» (см. приложение 6).

«Поэтому проще всего заниматься трейдингом при помощи брокерской фирмы» (см. приложение 5) здесь сравнение выражено существительным в родительном падеже со сравнительной степенью прилагательного, что не редко используется в публицистике.

   Сравнение раскрывает содержание явления, предмета, путем материально оформленного сопоставления его с другим по какому-то общему признаку и помогает журналисту создать яркий, запоминающийся, порой неожиданный образ.  Как и другие тропы, сравнения служат не только целям конкретизации описания, но и помогают выделить в предметах и явлениях наиболее  существенные черты и признаки.      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Градация 

   Распространенным  изобразительно-выразительным языковым приемом в публицистических текстах является градация, характеризующаяся расположением синонимов по нарастающей, реже - убывающей степени признака. С помощью градации усиливаются признаки, качества, свойства, действия  объекта, о котором идет речь, подчеркивается  их своеобразие, интенсивность проявления.

   Например, «...в том, что произошло, вина руководителей  ООО «Валькирия», проявивших слабость, бесхозяйственность, халатность в деле обеспечения теплом поселка Каменный» (см. приложение 10).

   Как видим, использование изобразительно-выразительных средств  связано с определенным речевым заданием, установкой пишущего, его стремлением воздействовать на читательскую аудиторию. Чем ярче воздействующие функции  публикации, тем большего эффекта она достигает. Однако образы публицистического произведения лишь в том случае приведут к желаемому результату, если журналист обладает достаточной наблюдательностью, жизненным опытом,  речевой культурой, если ему присущи такт и чувство меры. В газетно-публицистической речи назначение тропов - не столько образность, сколько создание оценочного эффекта, положительного или отрицательного. Они выступают обычно как средство выражения мысли, как способ художественного изображения явлений. 
 
 
 
 
 

Глава 3. Заголовок в газетном тексте 

   Важную  роль в газетном  тексте играет заголовок,  который выполняет функции воздействия, привлечения  внимания читателя. Именно поэтому в роли заголовка часто  выступают  экспрессивные структуры. Являясь органической частью  публикации, центром порождения разнонаправленных связей журналистского произведения, он может выражать оценку, вопрос,  быть лозунгово призывным, звучать торжественно или иронически.  Исследователи считают, что заголовок должен сочетать в себе единство формы и содержания, выражать отношение автора к происходящим событиям, подчеркивать значение сообщаемого факта. В.Г. Костомаров рассматривает  газетные заголовки как «особый жанр публицистической  речи» и отмечает их особую «рекламную функцию»22.

   Назначение заголовков обусловливает их языковое своеобразие  и особенности: относительную простоту структуры фразы, лаконичность в изложении. Если используются аббревиатуры, то, как правило, наиболее известные. Являясь своего  рода мини-текстом, заголовок  в газете   выполняет прагматическую функцию.  Семантика его  меняется в связи с ориентацией  на современного  читателя; учитываются изменения, происшедшие в сфере  идеологии, политики, в мировоззрении и интересах массового адресата.

   Совершенно  очевидно,  что любой  заголовок выполняет одновременно несколько функций  и при этом одна или  две из них доминируют над остальными. Существуют  разные типологии газетных заголовков.  Возьмём за основу классификацию Н.Е. Бахарева, который выделяет три функциональных типа: назывной, информативный и рекламный23.

  1. Назывная, или номинативная, функция заголовков заключается в простой  номинации  текста, то есть в том, чтобы служить  именем  текста. Это своеобразно отражается  на их структуре. Такие заголовки могут содержать частичную   информативность. Большое распространение имеют в современных  газетах  номинативные заголовочные модели,  включающие  в свой состав отглагольные  существительные, или же  обособленные  определения  или придаточные предложения, чаще – определительные. Довольно активны в заголовках предложно-падежные сочетания существительных, как правило, обстоятельственного значения.
  2. Информативная  функция – это возможность заголовка передать в сжатом виде общую  информацию, главное содержание сообщения автора.  Такие заголовки    стремятся к максимальной точности  и конкретности. Информативный функциональный тип представляют:
    • заголовки - краткие сообщения
    • заголовки,  состоящие из распространенных предложений:
    • заголовки, представленные двумя частями (предложениями), соединенными союзом «или.
  3. В лингвистической  литературе выделяются  рекламная, прагматическая, декоративная, экспрессивная, графически-выделительная, интригующая, убеждающая  функции заголовков. Все их можно объединить под одним общим  названием -  воздействующая. Сообщая  читателю информацию, автор уже в название текста  вкладывает свои чувства,  эмоции, побуждения, стремясь вызвать  не только интерес и желание прочитать    статью, но и   ответную  реакцию:  отклик, действие.  Анализ  заголовков газетных публикаций  позволяет констатировать  факт   возросшей связи между  адресантом и адресатом. К воздействующему  функциональному типу отнесем:
    • заголовки-вопросы
    • заголовки-призывы
    • заголовки-требования
    • заголовки-утверждения
    • заголовки-обращения
    • заголовки-пожелания
    • заголовки-эмоции
    • заголовки-поучения
    • заголовки, состоящие из незавершенных фраз
    • заголовки-цитаты из художественных произведений
    • заголовки-пословицы
    • заголовки-фразеологизмы
    • заголовки, содержащие в себе иронию
    • заголовки рифмованные
    • заголовки  с  использованием иноязычной лексики

Мы приведем и проанализируем заголовки тех  статей, которые мы привели в пример. «Биатлон: спорт или политика» - заголовок  с риторическим вопросом, где сразу раскрывается вся суть темы. Заголовок «Не справился? В отставку!» включает в себя и риторический вопрос, и риторическое восклицание.

   Журналист З.Д. Блисковский в книге “Муки  заголовка” приводит высказывание библиографа  Н.А. Ульянова, убеждавшего обращать внимание на “точность, ясность и, главное, содержательность тех нескольких слов, которые ставятся ими в заглавии работы. Мимо статьи с заглавием, ничего не говорящим о ее содержании, проходят многие из тех читателей, которых статья по существу интересует, но они не знают по названию статьи, что она трактует вопрос им интересный”24.

   Завершая  данную главу, нельзя не отметить: заголовок – это ёмкое выражение сути публикации, а не просто путеводитель по газетной полосе. Характер и  оформление его определяют, будет ли прочитан материал.  Содержательную статью с невыразительным заголовком легко не заметить. Заголовок – это ориентир, на который в первую очередь опирается читатель при чтении текста,  та первая фраза, которая помогает установить контакт между автором и читателем. Это часть текста, которая в сжатой и выразительной форме выражает его основную идею. По заголовку часто можно определить отношение автора или редакции  к описываемым  событиям  и фактам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

   Анализ  современной региональной русскоязычной  прессы последнего  десятилетия  позволил выявить четкую закономерность: конкретная историческая эпоха, конкретная политическая ситуация в республике влияют на стиль газет, создают определенный модус оценки. Язык  выступает отражением стиля жизни. В языке и стиле публицистических  произведений  происходят существенные изменения, что обусловлено целым рядом факторов. Основными, на наш взгляд, являются следующие:

  • изменения социально-политической  системы, ориентир  на  иные  ценности, смена некоторых моральных установок, внедрение новых экономических отношений,  расслоение общества;
  • появление рыночных отношений в сфере массовой  коммуникации, наличие множества частных СМИ, разных по своим подходам к решению проблем общества,  создают необходимость в определении каждой газетой своей читательской аудитории.

   Думаю, стоит начать с того, что изменился облик массовой коммуникации. Кроме привычных каналов распространения информации - печати, радио, телевидения, - активно используются новые информационные технологии и, прежде всего, Интернет, как среда размещения традиционных СМИ и как средство создания электронных изданий. Активно развивается инфраструктура журналистики: создаются службы маркетинга, исследовательские центры, развиваются реклама, система PR. Все это определяет отношение к периодическим изданиям, позволяет читателю выбрать ту газету, которая наиболее соответствует его интересам, вкусам, потребностям.

   Ориентация  на идеологические, социальные параметры, возрастные и интеллектуальные особенности  конкретного адресата обуславливает  выбор стиля, структуру, язык газетного текста. Возрастает личностное начало: диалогичность общения, демонстрация противоположных точек зрения, доверительные интонации в тексте газеты. Появляется стремление выработать новые средства выражения, новые формы образности. Каждый элемент публикации не только сообщает информацию, но и воздействует на разум и чувства читателя.

   Анализируя  представленные примеры, в газете «Новости Югры», наряду с изобразительно-выразительными средствами, выполняющими позитивные задачи, периодически появляется немало публикаций с негативно оценочной лексикой, нагнетающей отрицательные эмоции, типа “криминальные новости”, “медленная смерть”, “убит таксист”, “труп в кустах” и т.п. Умело используются ирония, метафора, основанная на чувственном восприятии: политический привкус, предвыборная борьба с запашком и т.п. Часты оценочные метафоры на тему болезни общества: “хронический дефицит бюджета”,  “финансовые инъекции” и т. д. Хотя, необходимо отметить, что в государственных изданиях преобладающей все же является нейтральная лексика, стиль их отличается от стиля частных газет.                      

   Принципиально новое отношение к адресату в  современных газетах. Соответственно подбираются языковые средства,  чтобы создать контакт, эффект доверительности,  диалогичности.

   Культура речи служит, в конечном счете, основным показателем культуры мышления, духовного богатства журналиста, его способности выразить мысль с целью достижения поставленных коммуникативных задач. Об этот свидетельствуют не только «Новости Югры», но и многие другие печатные издания.

   Газета  оперативно отражает общественно-политические тенденции своего времени. Именно эта  ее черта объясняет то обстоятельство, что развитие газетно-публицистического  стиля в большей степени, чем  других стилей, соотносится с развитием общества. Следовательно, здесь можно наблюдать и большую изменяемость стилистических средств, вызванную конкретно-историческими причинами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Язык и стиль региональной газеты Новости Югры