Язык и стиль региональной газеты Новости Югры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Язык и стиль периодической печати занимает важное место в системе средств массовой информации. Его усвоение - надежная основа успешной практической работы в данной сфере деятельности.
Цель работы – рассмотреть на примере региональной газеты Ханты-Мансийского автономного округа «Новости Югры» реализацию языка и стиля текстов периодической печати.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Формирование социально-оценочной позиции читателя 7
Социально-прагматическая роль категории оценочности 7
Стандартизация – один из стилевых признаков газетно-публицистической речи 12
1.3. Эмоционально-экспрессивные ресурсы газеты 15
Глава 2. Изобразительно-выразительные средства газетной публицистики 19
2.1. Функции изобразительно-выразительных средств газетной публицистики. 19
2.2. Метафора как способ мышления 20
2.3. Сравнение 21
2.4. Градация 22
Глава 3. Заголовок в газетном тексте 23
Заключение 27
Приложения 30
Библиографический список 42

Файлы: 1 файл

Язык и стиль региональной газеты Новости Югры.doc

— 195.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НГГУ)

ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

ОТДЕОЕНИЕ ФИЛОЛОГИИ

КАФЕДРА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕТСВЕННОСТЬЮ И ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
 

ЯЗЫК  И СТИЛЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ГАЗЕТЫ

«НОВОСТИ  ЮГРЫ»

(курсовая  работа)

по дисциплине «Теория и практика массовой информации» 
 
 
 

Проверила:

старший преподаватель А.А. Клименко

Выполнила:

Селиверстова  Александра

32 группа  СсО  
 
 
 

Нижневартовск

2009 

Содержание 

Введение                                                                                                           3

Глава 1. Формирование социально-оценочной позиции читателя             7

    1. Социально-прагматическая роль категории оценочности                7
    2. Стандартизация – один из стилевых признаков газетно-публицистической речи                                                                                12

1.3. Эмоционально-экспрессивные  ресурсы газеты                                   15

Глава 2. Изобразительно-выразительные средства газетной публицистики                                                                                                 19

2.1. Функции  изобразительно-выразительных средств  газетной публицистики.                                                                                                19

2.2. Метафора  как способ мышления                                                          20

2.3. Сравнение                                                                                                21

2.4. Градация                                                                                                  22

Глава 3. Заголовок в газетном тексте                                                          23

Заключение                                                                                                    27

Приложения                                                                                                   30

Библиографический список                                                                          42 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

      Язык  и стиль периодической печати занимает важное место в системе средств массовой информации. Его усвоение - надежная основа успешной практической работы в данной сфере деятельности.

      Цель работы – рассмотреть на примере региональной газеты Ханты-Мансийского автономного округа «Новости Югры» реализацию языка и стиля текстов периодической печати.

      Задачи:

  1. Выявить общие закономерности функционирования речевых средств современной газеты и тенденции развития публицистического стиля;
  2. Показать инновационные процессы, происшедшие в языке и стиле периодической печати последнего десятилетия;
  3. Систематизировать различные виды нарушений коммуникативных качеств речи: ясности, точности, правильности и т.д.;
  4. Проанализировать всю представленную теорию на примере региональной газеты Ханты-Мансийского автономного округа «Новости Югры».

      В работе рассматривается лексика  современной печати, её важнейшие  функционально-стилевые разряды, характеризуются источники её формирования, что позволяет зафиксировать как позитивные тенденции в практике создания текстов средств массовой информации, так и негативные, препятствующие эффективности процесса коммуникации.

      Сегодня, как и всегда, содержание печатных средств информации воспринимается тем свободнее и продуктивнее, чем точнее и правильнее организуется речь пишущего.

         Развитие языка  и стиля происходит интенсивнее  в период коренных преобразований  в  обществе, касающихся  всех сфер  жизни – материальной  и духовной. Значительным изменениям подвергаются лексический состав, стилистический строй языка периодических изданий, синтаксическое конструирование газетного текста, что оказывает влияние  на характеристику письменной речи журналистов.

         Ведущую роль в изменении, развитии языка и стиля периодической печати играет ряд процессов:

  1. Политических: изменение социально-политического устройства общества; смена политических систем, идеологических ориентиров и приоритетов; создание новой государственности;
  2. Экономических: ориентация на рыночную модель экономики; социально-экономические реформы;
  3. Социальных: изменение социальной структуры общества; его расслоение, в связи с чем - разное отношение членов общества к происходящим процессам и явлениям;
  4. Культурных: переоценка ценностей в сознании человека; ориентация на общечеловеческие ценности, на национальные традиции и национальную культуру;
  5. Психологических: смена некоторых моральных установок, нравственных ориентиров;  возрождение интереса к религии.

         Публицистический  стиль остается одним из влиятельнейших среди других функциональных стилей современного литературного языка. Исследование и описание его структуры имеет большое значение   для выяснения закономерностей функционирования речевых средств газеты.

         Публицистика - род  литературы и журналистики, рассматривающий  актуальные политические, экономические, литературные, правовые, философские и другие проблемы современной жизни с целью повлиять на общественное мнение и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с определённым классовым интересом  или социальным и нравственным идеалом. Предмет публициста - вся современная жизнь в её величии и малости, частная и общественная, реальная или отражённая в прессе, искусстве, документе1.

         Круг научных работ, посвященных различным аспектам языка и стиля, довольно широк. Исследователи заостряют свое внимание на поисках ведущих стилевых признаков публицистической речи, высказывая при этом различные взгляды на проблему.

  1. Г.О. Винокур считает  основополагающим признаком газетно-публицистического стиля  “шаблонность и стандарт”2.
  2. В.Г. Костомаров основывает единство газетного языка на пронизывающем всю систему “конструктивном принципе” как единстве тенденций экспрессии и стандартизации3.
  3. Относя газетный язык к сфере функционального публицистического  стиля, В.А. Алексеев подчеркивает такую особенность данного стиля, как “органическое единство логического и образного начала”4. По мнению Е.П. Прохорова, для любого публицистического произведения всегда характерно сочетание образности логико-понятийных средств. Именно в этом сплаве - специфика публицистической формы”5.
  4. Г.Я. Солганик считает отличительной особенностью публицистической речи оценочность используемых в периодической печати языковых средств, разграничение положительного и отрицательного в материалах, освещающих действительность: “Социальная оценочность языковых средств выступает как главная особенность газетно-публицистического стиля, выделяющего его среди других функциональных стилей  и проявляющегося на всех “уровнях” языка, особенно в лексике”6.
  5. М.И. Кожина утверждает, что публицистическому стилю, а именно его газетному подстилю, присуща своя лексика - “единицы, которые будут употребимыми в газетной сфере, в то же время мало или почти не употреблены в других речевых сферах и тем самым несут на себе печать газетности”7.

         В настоящее время происходит очередное реформирование норм в современном русском литературном языке. Инновации коснулись практически всех  его разделов. Отмена цензуры привела к появлению в письменных текстах  элементов спонтанной устной речи, демократизация – к участию в публичном общении лиц, имеющих различное образование и разный уровень речевой культуры.

   Наша  задача дать научную оценку изменений на основе ясного понимания функций языка  современной газеты и точного представления о том, какие свойства он должен иметь, чтобы наилучшим образом  выполнять  эти функции.

      В качестве объекта данной работы был  взят архив региональной газеты «Новости Югры» за ноябрь-декабрь 2008 года и январь-февраль 2009 года. Все статьи из представленных номеров размещены в приложениях.  
 
 
 

Глава 1. Формирование социально-оценочной  позиции читателя.

    1. Социально-прагматическая роль категории оценочности
 

     Современная газета, как  одно из наиболее массовых средств информации, оперативно знакомит читателя с актуальными событиями, происходящими в обществе, способствует познанию окружающей действительности. Благодаря чему население  имеет возможность приобщиться к заботам всего государства.

     Назначение газеты - формирование общественного сознания. Эта общая задача складывается из частных: информативной, аналитической,  организаторской, развлекательной. Каждая из них диктует свои стилистические особенности материалам прессы.

     Для функционально-стилистического направления  характерно  понимание  языка  и стиля газеты как составной части функционального  публицистического стиля. Ведущая роль в публицистическом стиле принадлежит газетному подстилю как основному и наиболее традиционному виду массовой коммуникации. В системе подстилей газета отличается наибольшей, оперативностью, многоплановостью содержания каждого номера, широкой и повседневной доступностью8.

     Характер  газетных публикаций, его стиль во многом определяются тем, в каком жанре подается материал. Жанры различаются своими выразительно-изобразительными средствами. Например, очерк немыслим без образных характеристик, фельетон или памфлет - без иронии. В корреспонденции, статье, рецензии художественный элемент возможен; в очерке или фельетоне он обязателен. Роль передовой статьи в газете определяется важностью материала, в котором ставятся актуальные проблемы. Наглядность репортажных материалов, стремление журналиста показать читателям то, о чем он рассказывает, обусловливает и выбор стилистических средств. Это, прежде всего, средства и приемы образного отображения действительности. Стиль репортажа эмоционален, если автор неравнодушен к тому, о чем он сообщает. Разумеется, разные типы газет имеют свои особенности.

     Главным признаком публицистического стиля, выделяющим его среди других функциональных стилей, является социальная оценочность. Оценочность  служит  средством выработки аксиологической ориентации. Под аксиологической ориентацией понимаются  оценочные, социальные стереотипы, которые  формируются под влиянием двух факторов: личного опыта  индивидуума и контролируемого воздействия со стороны государства на личное и общественное сознание  через семью, школу, через средства массовой информации.9.

     Эмоциональная окраска слова  выражается в отношении  говорящего либо к самому понятию, реализуемому данным словом, либо к предмету, связанному с данным словом.  Экспрессия в публицистической речи имеет социальный характер: она целенаправленная, избирательная, оценочная и достигается чаще всего переносным использованием слова. Переносное значение  возникает в результате потребности дать характеристику, а не простое наименование предмета или явления.

     Оценочными  “ресурсами” обладает, например, небольшая  часть военной терминологии, употребляемая  в неспециальных текстах с  целью создания определённого эмоционального настроя. Стоит подчеркнуть, что в современной газете военная лексика уже не имеет достаточно выраженной положительной или отрицательной окраски, как это наблюдалось в прессе второй половины  прошлого века. Многие из слов (борец, гвардеец, командир, рапортовать и т.п.)  употребляются в публикациях  с оттенком иронии. 

     Важное  место в публицистическом стиле  принадлежит книжным пластам, содержащим много позитивнооценочных эмоционально-экспрессивных слов, которые имеют гражданско-патетическую, риторическую или поэтическую окраску. Например, статья о последних новостях в биатлоне (см. приложение 1) начинается с предложения «Ханты-Мансийск – мировая столица биатлона», что придает ей некую торжественность.

     Пришедшие из разных лексических источников позитивнооценочные слова характеризуются в газетно-публицистическом стиле функциональным единством, выражают положительную оценку. Различаются они только по степени интенсивности выражения  оценочной экспрессии. Негативнооценочные слова представляют собой единый функциональный разряд газетно-публицистического стиля, однородный в стилистическом отношении. Эти слова выполняют в тексте отрицательно оценочную функцию: «...не будет закрывать глаза на бездарность и расхлябанность в деятельности тех или иных начальников» (см. приложение 2). Довольно большую группу негативнооценочных слов составляет лексика, связанная с образом жизни животных, чаще хищников. Многие  из слов этой группы  имеют символический характер. И снова обратимся к статье про биатлон: «А вот тем, кто, как бешеные собаки, набросились на российских биатлонистов, должно быть стыдно» (см. приложение 1).

Информация о работе Язык и стиль региональной газеты Новости Югры